Во время любой войны снабжению отводится большое значение. Особенно, если оно в основном происходит по морю. Само собой разумеется, что ведущие морские державы должны были обладать большими транспортными флотами. Для Великобритании в годы Второй мировой войны это стало ещё более актуальной проблемой. Действия немецких подводных лодок приводили к крупным потерям грузовых судов.
С первых дней Второй мировой войны британское правительство озаботилось наращиванием своего транспортного флота, ведь от объёмов доставляемых грузов зависело выживание метрополии. Так что компания JL Thompson & Sons получила заказ на разработку дешёвого и универсального транспортника. Было подготовлено несколько проектов, и все они пошли в дело. Помимо типа «Форт», конструкторы создали эскизы будущих канадских транспортов типа «Парк» и легендарных американских «Либерти».
Транспорт Fort Babine
Заказ на постройку судов типа «Форт» был размещён уже в 1941 году в Канаде. Предполагалось, что ряд тамошних верфей выполнит его, после чего все корабли по ленд-лизу будут переданы Великобритании.
Суда серии имели длину 129,3 м, ширину 17,3 м, осадку 8,2 м, водоизмещение составляло 7130 тонн. Вследствие большой численности серии и нескольких производителей из типа «Форт» выделяют три подтипа: Canadian, North Sands и Victory. Суда первого подтипа имели корпус, стальные листы которого клепались, тогда как листы двух других подтипов сваривались. Кроме того, суда отличались по производителям энергетических установок. Паровые машины тройного расширения изготавливали семь канадских компаний. В итоге эти ГЭУ выдавали различную мощность, но на всех судах они не позволяли развивать скорость более, чем в 11 узлов.
Всего было построено 198 единиц серии совместными усилиями десяти различных верфей, куда входили как крупные — Burrard Dry Dock, Canadian Vickers, Yarrow Shipbuilders, United Shipyards с North Vancouver Ship Repairs, так и более мелкие: Davie Shipbuilding, Marine Industries, Prince Rupert Drydock & Shipyard, Victoria Machinery Depot и West Coast Shipbuilders.
Первое судно типа «Форт», Fort St. James, было заложено 23 апреля 1941 года и уже 15 октября спущено на воду. Оно же стало самым долгоживущим в серии — из британского морского регистра его исключили вместе с собратом Fort St. Paul только в 1992 году.
За годы войны было потеряно 33 судна этого типа. Из них 28 в результате боевых действий. В основном топили «Форты» подводные лодки Германии в Атлантике или на Средиземноморье, но были и случаи атак самолётов люфтваффе, взрыва мин или торпедирований со стороны японских субмарин в Индийском океане.
Fort Cataraqui в порту Антверпена — первый транспорт союзников, вошедший в устье Шельды с начала оккупации Нидерландов. 30 ноября 1944 года
Из пяти потерянных по иным причинам судов два сгорели в 1943 году в Алжире, а одно в июне 1945 года село на мель и было впоследствии разобрано на металлолом. Более трагично сложилась судьба двух последних. Транспорты Fort Stikine и Fort Crevier погибли в результате взрыва в Бомбее, случившегося 14 апреля 1944 года.
Fort Stikine прибыл в порт Бомбея 12 апреля довольно перегруженным. На его борту имелось более 1100 т военного груза (бомбы, снаряды, торпеды, мины, взрывчатка), 1233 т хлопка-сырца, 325 т серы, 3 т металлолома, 37000 брёвен, 10958 бочонков со смазочным маслом и неустановленное количество огнеопасного самолётного лака. Кроме того, среди груза также было продовольствие. И, наконец, корабль перевозил стальной ящик с 124 слитками золота весом по 12,7 кг каждый общей стоимостью около 1 млн тогдашних фунтов стерлингов. Всё это было погружено на корабль с нарушениями техники безопасности в целях экономии времени и транспортных мощностей.
Разгрузка началась только 13 числа, но опасные грузы — бомбы или хлопок — сначала не трогали, а выгружали продовольствие и металлолом. К утру 14 апреля на борту оставалась часть вооружения и весь хлопок, на котором лежали брёвна, а на них — последний из неразгруженных стальных листов. Из-за влажности температура хлопка начала расти, что вкупе с вытекающим из бочек маслом и соседством с брёвнами привело к возникновению пожара.
Fort Charlotte до 1945 года
Тонкие струи дыма из трюма Fort Stikine были замечены в 12:30, но о них никто не предупредил команду транспорта. Сама команда узнала о возгорании только час спустя. Из-за ошибки помощника начальника береговой пожарной команды портовое руководство получило сообщение не об «особо опасном» пожаре, а об обычном. Так что тушить возгорание прибыло только два наряда в 14:16. Когда всё выяснилось, и трюм начали активно заливать водой, стало ясно, что эффективному тушению мешает тот самый последний стальной лист. Крана, чтобы его выгрузить с корабля, не нашлось.
В 15:00 из-за жара начала трескаться краска на корпусе, а в 15:40 загорелись ящики со взрывчаткой. Через десять минут команда покинула судно. В 16:06 произошёл первый взрыв. Второй последовал ещё через 34 минуты. Их мощность была такой, что в радиусе 900 м от судна было подожжено абсолютно всё. Возникшая приливная волна выбросила в город корабли, а ветер понёс горящий хлопок в Бомбей.
Последствия взрыва в Бомбее
Чтобы остановить распространение пожара, власти снесли полосу городских кварталов шириной в четверть мили. В радиусе поражения же очаги возгорания удалось ликвидировать лишь через две недели. В итоге погибло 1376 человек, 2408 пострадали, а 14 судов, включая Fort Crevier, были повреждены настолько, что об их восстановлении даже не задумывались. Несколько золотых слитков из груза Fort Stikine удалось обнаружить только в 2011 году.
После окончания войны значительная часть из уцелевших транспортов — 166 единиц — была передана США в качестве оплаты ленд-лиза. Американцы со временем перепродали их частным лицам. За период с 1946 по 1969 год был потерян ещё 21 корабль серии — в основном, из-за посадок на мель, с которой снять недорогое в производстве судно, изготовленное по не самым высоким стандартам качества, было трудно.
Так закончилась история транспортов типа «Форт». Они строились в Канаде, служили Великобритании, а после войны разошлись по частным компаниям всего мира. Их роль в победе в войне оценить достаточно трудно, хотя и недооценивать не следует. Но прославились они всё же лишь трагедией — взрывом в Бомбее.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»