
В 1962 году на экраны вышел фильм, который стал событием. В нем было все - яркие краски, какой-то просто неземной красоты герои, фантастический сюжет, море, много солнца и привязчивая песня про моряка, которую не напевал только ленивый. А еще трагедия, которая разлучает влюбленных, но все же освобождает героя. Считается, что в 1962 году фильм «Человек-амфибия» посмотрели 65,5 миллиона зрителей в СССР. По ощущениям гораздо больше, но со статистикой спорить, наверное, нельзя. Ну а в основе этого замечательного фильма лежит история, написанная нашим фантастом Александром Беляевым. Ну согласитесь, все его произведения настолько необычны и интересны, что так и просятся на экран. Вообще не могу понять по какой причине их не экранизируют сегодня, когда технические возможности позволяют воплотить все то, что придумал Беляев.
История и правда настолько интересная, необычная и увлекательная, что заинтересовала студию Дисней. Только вот им пришлось отказаться от идеи, которую затем воплотили наши киноделы. Почему - обсудим?
Дисней не потянул

Наш фильм вышел в 1962 году, а интерес к научно-фантастическому роману Беляева Дисней проявил в начале 1940-х. На студии вообще любили и любят такие проекты - масштабные, где можно проявить фантазию и заставить зрителя открыть рот от удивления и восхищения. И "Человек-амфибия" был как раз таким вариантом.
Ну на то Дисней и серьезная компания, чтобы предварительно все просчитать и понять - смогут ли они сделать то, что необходимо для показа истории, сколько это будет стоить и окупится ли в итоге. В тот период студия не была готова к проекту, который нуждался в подводных съемках. Нужно ведь было не просто показать подводный мир, а снять сцены с актерами, чтобы они были четкими и удивили зрителя. Браться за такой проект в Дисней просто не решились. Думается, что они могли бы попробовать и что-то все же получилось, но, видимо, это было бы слишком дорого.
А у наших вышло

История привлекла и еще одного человека, который хотел перенести ее на экран - режиссера Владимира Чеботарева. В его успех не верил почти никто. На момент начала съемок сценарий "Человека-амфибии" уже пылился на дальник полках почти 10 лет. Надо сказать, что многие режиссеры доставали его оттуда, сдували пыль, прикидывали как будут проходить съемки и... отказывались.
Останавливали всех все те же технические сложности, которые, по слухам, остановили Уолта Диснея от выкупа сценария у Ленфильма. Но у Владимира Чеботарева был свой опыт съемок научно-фантастического кино, поэтому он получил разрешение и начал подготовку. Коллеги откровенно говорили ему о том, что он сошел с ума и совершает профессиональное самоубийство. А в иностранной прессе вдруг появились статьи, которые открыто смеялись над проектом режиссера, предрекая полный провал.

У Чеботарева был план - все подводные сцены снимались короткими эпизодами. На каждый уходило очень много времени. И это неудивительно - для начала актерам с аквалангами нужно было погрузиться на заданную глубину, снять с себя снаряжение и остаться только в костюмах. А дальше отыграть сцену. Вернее тот ее отрезок, который мог уместиться в полторы минуты. А дальше уже помощники возвращали акваланги актерам, чтобы они могли дышать.
Чуть не погибли

Стоит ли говорить, что актеры, которые играли главных героев - Анастасия Вертинская и Владимир Коренев - не имели никакой подготовки для работы на глубине. Тем более, что им приходилось то надевать, то снимать акваланги и работать вообще без них. И самое главное - актеры очень плохо плавали. Хотя до начала съемок они и тренировались в бассейне. Но съемки проводили на Черном море, в Крыму. Кара-даг и мыс Айя должны были изображать аргентинские неприступные скалы. А погружаться в бассейн или море, как говориться, две большие разницы.
В группе аквалангистов даже появилась команда - «Вертинская кончается!» или тоже самое, но в отношении Коренева. Это означало, что актер остался без воздуха. Нет, дублеры у актеров были, конечно. Но они заменяли их только в самых сложных сценах, ведь все снимали крупным планом и подмена была бы заметна. В одном из эпизодов опасность была максимально реальной, но дублер Коренева - Рэм Стукалов - чемпион СССР по подводному плаванию спас ему жизнь. Это было в сцене, где Ихтиандр опускается на морское дно, привязанный к якорю. Там актера ждал акваланг, который по какой-то причине перестал работать. Дублер быстро сориентировался, передав свой акваланг Кореневу, и начал быстрый подъем. Естественно, от стремительного всплытия он сильно пострадал, но выжил.

Спустя много лет оператор картины Эдуард Розовский признавался, что никто не пострадал или не погиб по чистой случайности. Они все были молодыми и каким-то безбашенными, верили в то, что делали. А вот спустя много лет, оглядываясь назад, ему становится страшно. Аппаратура, которую использовали для съемок под водой, была очень мощной.
"Приборы мощностью 10 киловатт с заизолированными концами проводов опускают в воду и включают - может произойти непоправимое. Отчаянность, по всей видимости, происходила от неведения. И еще от азарта. Всем хотелось сработать не просто хорошо, а отлично"
Да и вообще опасных эпизодов было очень много. Кроме технических проблем и съемок с ограничением воздуха, пришлось что-то придумывать и по поводу морских хищников - акул. Пробовали разные варианты и в итоге остановились на катранах. Хотя все эксперименты чуть снова не привели к потере оператора, актеров, членов съемочной группы.
Авторская концовка романа

Кстати, а вы знали, что Беляев, возможно, придумал авторскую концовку романа? Он не любил возвращаться к своим героям после того, как заканчивал произведение.
«…когда роман написан, герои его меня больше не интересуют…»
Но не в этот раз. Ихтиандр - любимый герой фантаста. Он всегда готов был рассказать родным и близким о том, что ждало героя впереди и это были длинные истории, полные событий. Но вот записать их так и не решился или просто не успел.
Прочитала, что Беляев придумал для Ихтиандра на острове, куда он отправился со своим дельфином, спокойную и счастливую жизнь. Он благополучно добрался до островов Туамоту. Сальватор после освобождения тоже отправился в путь и навестил семью Вильбуа. Здесь провели операцию по удалению жабр и восстановлению легких. Теперь Ихтиандр мог жить как обычный человек. Он не поспешил к Гуттиэре (да и зачем), а остался жить с семьёй Вильбуа и женился на дочери Армана Жанне, и они жили долго и счастливо, оставив после себя двоих детей. Не поручусь, конечно, за правдивость таких данных, но встречаются они мне регулярно. Как вариант истории - неплохо.

Я так давно не видела этот фильм, что даже вроде и забыла о его существовании. На днях решили посмотреть его в онлайн-кинотеатре и вот прямо стало от него тепло. Какие краски и какие красивые Вертинская с Кореневым. У него и правда "море в глазах". Они просто нереальные, словно нарисованные. А наряды и костюмы - ну здорово же. И все это буквально из подручных материалов. Тот же костюм Ихтиандра шили из капрона, а потом вручную расшивали чешуйками, которые вырезали из материала, который костюмеры нашли на каком-то заводе. Как все это было трудоемко! А нужно было сделать четыре штуки. Да еще и бюджет ограничивали и как-то получалось снимать шедевры. И это не просто красиво, тут есть все - история, мораль, и даже хэппиенд, если подумать. Ну насколько в этой истории может быть хороший конец.
Дисней не стал снимать - да и ладно. У наших получилось потрясающе красивое, трогательное кино. Ну и по технической части очень все достойно, особенно если понять какими усилиями это все делалось. Любите эту историю и фильм? Что думаете - делитесь! Спасибо, что нашли время прочитать статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.
