Чем опасен F-16 в украинском небе

КОНТ 2 дней назад 45
Preview

Этим летом Украина начнет использовать на фронте истребители F-16, которые получит от Нидерландов, Норвегии, Бельгии и Дании. Неожиданностью этот факт не стал. Еще год назад Запад анонсировал передачу Украине этих самолетов, а о создании так называемой истребительной коалиции объявили четыре страны. Точное количество истребителей F-16 неизвестно, приблизительное количество - от 60 до 80. Из них можно сформировать около четырех эскадрилий: не так уж и мало. Ожидается, что первые 12 истребителей F-16 прибудут на Украину уже в течение нескольких недель, когда украинские летчики завершат обучение на базе в Нидерландах. Там же проходила программа обучения и украинского инженерно-технического персонала по обслуживанию самолетов. Пилотам потребовалось пройти дополнительные курсы английского языка и переучиться с советских МиГ-29 и Су-27.

С чем связаны большие надежды украинской армии на очередное «супероружие Запада», и какие угрозы несет появление американских истребителей – разберем подробно.

Воздушные «гадюки» и их особенности

Этот одномоторный самолет известен под двумя противоположными прозвищами – «Гадюка» или «Сокол». Это самый массовый и самый коммерчески успешный американский боевой самолёт в современной истории, стоящий на вооружении более 25 стран. С задачей создать самолёт простой, маневренный и экономичный в эксплуатации, по сравнению с многофункциональным F-15, американский военпром справился успешно. Высокие боевые качества подтверждены в многочисленных войнах и локальных конфликтах. Машина имеет хороший обзор, даёт пилоту преимущество в воздушном бою. К минусам истребителя относят ограничение боевой нагрузки и дальности, так как машина обладает лишь одним двигателем.

В вероятности воздушных боев между российскими и украинскими летчиками эксперты сильно сомневаются. F-16 вряд ли будут участвовать в прямых боях с российскими истребителями. Российский военный летчик Андрей Красноперов так отозвался об этом: «Хорошая боевая машина, какой является F-16, остается лишь железом в воздухе, если не находится в руках боевых асов. А кто на Украине будет на них летать? На подготовку хорошего летчика уходит до пяти лет, если с нуля. На переподготовку пилота для американской машины потребуется не менее года». Военный летчик также считает, что у Украины не осталось инфраструктуры для базирования F-16: «Для F-16 нужна длинная взлетная полоса и большой штат обслуживающего персонала. Этим сейчас Украина не располагает. F-16 может взлететь с автомобильной дороги, но она должна быть прямой и широкой, есть ли там такие? Значит, американские самолеты будут базироваться в соседних странах. Но перелететь через украинскую границу им будет сложно — боевая машина в небе уязвима». Летчик уверен, что появление у ВВС Украины американских истребителей не принесет военного успеха, а последние модели F-16 не отправят в зону СВО из-за риска, что они попадут к российским военным. Также Красноперов рассказал, что Су-35 уже показали свое превосходство над F-16 в Сирии, когда три американских истребителя турецких ВВС преследовали и не смогли сбить российский боевой самолет нового поколения: «Наш самолет спокойно уходил от них, а потом сделал кувырок через хвост и оказался не впереди, а за тремя самолетами американского производства. В воздушном бою их не сравнить. Скорость у Су-35 выше — около 2500 км/ч. Обнаружить противника он может на расстоянии 400 км, а F-16 — только на расстоянии 200 км». Такого же мнения придерживается и заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев, который тоже считает, что истребители F-16 менее совершенные, чем российские Миг-35 и Миг-27.

Любопытно, что и украинские военные эксперты высказываются об «американских гадюках» с долей скепсиса. Бывший заместитель начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко сообщил, что у F-16 очень слабое шасси, очень низко расположен воздухозаборник, а сам истребитель очень требователен к качеству взлетно-посадочной полосы. К тому же, самолеты, которые получит Украина, будут иметь ограниченный функционал. «Истребители F-16, которые скоро прибудут на Украину, вряд ли восстановят баланс на передовой, так как характеристики самолетов достаточно низкие, а украинские летчики прошли ускоренную программу. Обучение украинских пилотов длилось всего полгода. Это слишком короткий срок, чтобы научиться уклоняться от вражеского огня и вступать в бой. Говорят, что F-16 – это манна небесная. Но это далеко не так. Мы зависим от оружия, которое они нам дадут. Выкручивайтесь, как можете. И нам действительно придется выкручиваться», - отметил Романенко. Генерал уверен, что F-16 будут использовать исключительно как носители высокоточного оружия. Например, американских высокоточных авиабомб GBU, способных планировать на расстоянии до 100 км к цели.

Украинский военный эксперт Михаил Жирохов тоже считает, что полугодичное обучение украинских летчиков управлению американскими истребителями F-16 – это слишком короткий срок, чтобы освоить азы пилотирования, уклоняться от вражеского огня и вступать в воздушный бой. Поскольку российские ракеты добивают до любого украинского аэродрома, приспособленного под F-16, Киев может использовать их только в качестве «аэродромов подскока». В итоге, по мнению украинца, главная ценность F-16 будет заключаться в его возможностях применять «умные» бомбы и ракеты.

Станут бомбить больше и дальше

Нельзя недооценивать тот факт, что уже сейчас налеты украинских беспилотников на разные российские регионы и постоянные обстрелы приграничной территории представляют большую проблему. К этому теперь добавится и боевой потенциал нескольких десятков F-16. Удары с их помощью по территории РФ были изначально заложены в западной доктрине: еще на стадии принятия решения о передаче украинской армии этих самолетов. И это не скрывается. «Украина сможет использовать истребители F-16 для ударов по военным целям в России. Это не новая позиция, она входила в план передачи истребителей F-16», - заявил министр иностранных дел Дании Ларс Лекке Расмуссен. Такое же согласие дали и Нидерланды, но якобы при условии, что это будет сделано в оборонительных целях и «в соответствии с международным правом». По поводу оговорки можно даже не сомневаться, что украинские боевики будут действовать, как заблагорассудится, а «международное право» оправдает любые их действия и преступления.

Киев даже не скрывает намерений, что собирается бить по тыловым российским районам и с безопасного расстояния запускать ракеты с помощью F-16. Сейчас на вооружении ВВС Украины имеются американские высокоточные авиабомбы GBU, способные планировать на расстоянии до 100 км к своим целям. Кроме того, используются комплекты JDAM, преобразователи бомб в высокоточные боеприпасы. ВСУ также получили управляемые французские авиабомбы AASM.

ВСУ уже применяет ATACMS двух вариантов - дальностью 165 и 300 километров соответственно. Кроме ATACMS, у ВСУ есть большое количество крылатых ракет - британских Storm Shadow и французских SCALP-EG, особенности которых - малозаметность для радаров и низкий профиль полета, что затрудняет их обнаружение. Дальность Storm Shadow/SCALP-EG - около 560 километров. Под эти ракеты были специально модернизированы украинские бомбардировщики Су-24. А F-16 как раз подходит для таких ракет.

В 2022 году США начали поставлять Украине высокоскоростные противолокационные ракеты AGM-88 (HARM). Они предназначаются для обнаружения и уничтожения радиолокационных систем. Украинцы эти ракеты крепят на подвесках к МиГ-29. В случае с F-16 ракеты HARM можно динамически программировать в полете, что позволяет задействовать весь их потенциал.

С ракетами типа AGM-158 JASSM, которые украинские власти хотят получить у Вашингтона, F-16 может доставить немало хлопот на земле. AGM-158 JASSM-ER с дальностью около 1000 км украинским летчикам, скорее всего, не дадут, но и 370 км базовой модели натворят бед.

Представляет серьезную угрозу и боеголовка с лидирующим зарядом для разрушения грунта или проникновения в бункер, а также взрыватель с переменной задержкой для управления детонацией основного заряда. Такие ракеты предназначены для уничтожения защищенных целей — командных пунктов, узлов управления и связи, аэродромов, портов, электростанций, мостов и других стратегических объектов. И к подобным ударам надо быть готовым уже сейчас. Средств ПВО на прикрытие всех объектов просто не хватит: у России нет своего «железного купола».

Среди других угроз – использование ракет класса «воздух-воздух» AIM-120D. На Украине надеются, что F-16 прибудут с комплектами именно таких ракет. Тогда украинские пилоты смогут использовать F-16 против российских самолетов, выпускающих управляемые авиабомбы с расстояния от 50 до 70 км. «Россияне будут вынуждены изменить свою тактику. Мы сможем более эффективно поражать их самолеты и ракеты, и им будет очень сложно продолжать использовать управляемые авиабомбы», — заявил украинский авиаэксперт Анатолий Храпчинский.

Однако эти надежды немного обломал английский эксперт. «Украинским пилотам F-16 предстоит немало потрудиться, так как регулярно перехватывать полеты российских планирующих бомб будет очень сложно», - заявил английский аналитик Джастин Бронк в своем докладе для Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне. «Вблизи линии фронта украинским пилотам придется летать на очень малых высотах, чтобы их не обнаружила и не сбила эшелонированная российская ПВО», - написал Бронк. «На столь малых высотах ракеты запускаются в плотном воздухе с большим аэродинамическим сопротивлением и должны подниматься против силы тяжести, чтобы достичь высот, где находится цель. В результате к тому моменту, когда их ракетные двигатели сжигают топливо после первых секунд полета, они и близко не набирают той скорости или высоты, как если бы их запускали с истребителя, летящего в разреженном воздухе на большой высоте и сверхзвуковой скорости», - пояснил английский эксперт. То есть, из-за наземной российской системы ПВО боевым самолетам ВСУ будет опасно подниматься на большую высоту практически в любой точке Украины, но особенно в пределах досягаемости зенитных ракетных комплексов С-400.

Надо бить на взлете

Неслучайно МИД России высказался о поставках Украине F-16 в самых резких выражениях. Дело в том, что истребитель может нести и ядерное оружие, и этот факт Москва игнорировать не может: «Безотносительно того, в какой именно модификации будут поставляться данные самолеты, будем воспринимать их как носителей ядерного оружия и рассматривать этот шаг США и НАТО как целенаправленную провокацию». Так что появление этих американских «гадюк» ничего хорошего не сулит и выводит эскалацию конфликта на иной уровень. Понимая это, западные спикеры даже начали заявлять, что их самолеты почти безобидны и «не повлияют на ситуацию». В частности, об этом сказал координатор стратегических коммуникаций Совета национальной безопасности США Джон Кирби. А генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщал, что истребители F-16 не станут «серебряной пулей, которая изменит ход боевых действий в пользу Украины». Но эта риторика не должна вводить в заблуждение. Очевидно, что Запад создает Украине военно-воздушные силы и делает это на основе своих самолетов и вооружения. Устаревшие, еще советского производства, МиГ-29, Су-24 и Су-25 будут списаны. Вместо них появится все больше F-16 – под сотню.

Главные задачи ВВС - нанесение ударов по объектам и создание препятствий для пролета российских самолетов и ракет – также начнут исполняться на Украине в контексте доктрины НАТО. И отмахнуться от этого, как от неважного или малозначимого факта, уже не получится.

Пока остается непонятным вопрос, где же будут базироваться эти самолеты. Тут показания Украины и Запада разнятся. На Западе утверждают, что переданные Киеву истребители F-16 будут размещаться только на территории Украины и не далее 500 км от линии боевого соприкосновения. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 18 июня заявил, что F-16 разместят на территории Украины и это следует из американо-украинского соглашения о гарантиях безопасности. В нем сказано, что США помогают Украине сформировать собственные ВВС, которые могут базироваться только на территории республики. Но тогда о безопасных полетах F-16, как и их безопасном базировании, речь не идет. Ведь большинство украинских аэродромов находятся в зоне поражения российскими ракетными системами. Поэтому Киев заявляет, что часть западных истребителей Украина разместит на авиабазах за границей, чтобы «создать резерв машин, который будет в безопасности». И несколько F-16 будут размещены на территории Украины, чтобы «отпугивать» российские самолеты с КАБ.

Попытки скрыть эти моменты понятны. А вот каким будет ответ России? Президент России Владимир Путин еще весной заявлял, что российская армия готова атаковать авиационные базы за пределами Украины, если оттуда начнут взлетать вражеские самолеты. «Если они будут применяться с аэродромов третьих стран, они для нас становятся легитимной целью, где бы они ни находились», - сказал глава государства. Но фактически – это уже объявление войны тем сопредельным странам, откуда будут взлетать F-16. Крайняя мера.

А пока вывод все делают один: российской армии нужно быть готовой к появлению F-16 в зоне боевых действий. И бороться надо превентивными способами — уничтожать на земле, уничтожать аэродромы, бить по конвоям, доставляющим запчасти и вооружение. Здесь принцип честного поединка «бить на взлете не будем» больше не работает. Пренебрегать угрозой нельзя, потому что и в тактическом, и в стратегическом планах появление такой новинки у противника означает его усиление и расширение возможностей. А изменение расклада сил обойдется дорогой ценой.

Антон Дольский

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'