
Казахстан — крупнейшее государство в Средней Азии, обладающее значительными природными богатствами и стратегически важным географическим положением. По территории Казахстан занимает девятое место в мире (как пять Франций). На севере граничит с РФ: российско-казахстанская граница — самая протяжённая сухопутная граница в мире (7,6 тысячи километров). На юго-западе Казахстан граничит с Узбекистаном и Туркменией, на юге — с Киргизией, на востоке — с Китаем.
Население Казахстана — 20 миллионов человек плюс значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, в основном из Узбекистана (по опросу ~60 процентов), а также из России (~14 процентов) и Таджикистана (~10 процентов). Ситуация схожа с нашей: по данным того же опроса, типичный мигрант — это женатый мужчина 33–38 лет с двумя-тремя детьми, работающий на стройке или в ЖКХ.
Экономика Казахстана — одна из самых развитых в регионе прежде всего из-за экспорта энергоресурсов, урана и металлов. Страна входит в число ведущих мировых производителей урана (первое место по производству), хромитов, свинца, цинка, а также располагает крупными запасами нефти и газа. Короче говоря, Казахстан, в отличие от многих соседей по бывшему Союзу, страна богатая. Но путь к нынешнему состоянию был проделан через падение 1990-х.
После развала СССР Казахстан столкнулся с демографическим кризисом. Наблюдалась устойчивая депопуляция из-за оттока населения. К 1995 году численность населения сократилась почти на 400 тысяч человек (два процента). По итогам переписи 1999 года население снизилось ещё почти на полтора миллиона человек (около девяти процентов). Основными причинами были бедность и безработица, которые привели к падению рождаемости при одновременном росте смертности. Средняя ожидаемая продолжительность жизни сократилась с 68 лет в 1991 году до 64 лет в 2001 году, что объективно отразило снижение качества жизни и эффективности системы здравоохранения. Но главное, независимый и свободный Казахстан массово покинули русские и немцы, что значительно подорвало управленческий, научно-технический, инженерный и в целом кадровый потенциал Казахстана. Всего за 1990-е годы уехало около четырёх миллионов человек. Так казахи стали национальным большинством в Казахстане. Назарбаев говорил:
«Многие тогда, если помните, решили выезжать на свою историческую родину: Германию, Грецию, Израиль, Россию, республики бывшего Советского Союза. За все годы 1990-ые из Казахстана уехали 3 миллиона 690 тысяч человек. В стране осталось чуть больше 14 миллионов граждан. Это ослабило трудовой экономический потенциал Казахстана».
В 1997 году, согласно индексу человеческого развития ООН, Казахстан находился на 93 месте из 174 и на седьмом в бывшем СССР. К 1998 году больше половины населения Казахстана проживало за чертой бедности. Всё это было последствием не только развала единого союзного хозяйства, но и обширной приватизации. К началу XXI века 90 процентов экономики Казахстана стали частными. Страна впала в деиндустриализацию.
Экономический кризис 1990-х годов правительство Казахстана решило преодолевать через превращение страны в поставщика природных ресурсов и сырья на мировой рынок, прежде всего нефти. Тем более сразу после развала СССР за рубеж потянулись потоки нелегальных поставок. Кстати, в начале 1990-х годов был вариант сохранения Казахстана в рублёвой зоне, но переговоры на фоне гиперинфляции под три тысячи процентов зашли в тупик.
В 2003 году был принят план форсированной инновационной индустриализации, согласно которому государство создавало благоприятные условия для частных инвестиций прежде всего в промышленность и инфраструктуру. Цель звучала следующим образом: «Создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости». Пошёл приток иностранных инвестиций из США, Франции, Англии, Китая, России, Италии, Нидерландов, в основном в строительство железных дорог (более половины капиталовложений) и добычу нефти (более четверти). Хотя программа предполагала диверсификацию, но по факту рынок решал вкладываться только в нефтянку.
В 2008 году, согласно веяниям времени и под воздействием мирового экономического кризиса, либеральный подход был пересмотрен в пользу индустриализации госкапиталистического типа. Цель изменилась: «Основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных секторах экономики... Инициаторами продвижения крупных проектов станут государственные фонды, системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы». В итоге кризис был преодолён и значительную долю экономики современного Казахстана составили три могучих государственных холдинга: фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», отвечающий за нефтегазовый, транспортно-логистический секторы, химическую, атомную промышленность, горно-металлургический комплекс, энергетику и машиностроение (почти половина ВВП страны), национальный управляющий холдинг «КазАгро», отвечающий за сельское хозяйство (около трёх процентов ВВП) и Национальный управляющий холдинг «Байтерек», отвечающий за несырьевой сектор (около шести процентов ВВП). Такая схема государственного участия в экономике отдаёт чем-то китайским.
Госкапитализм дал промышленный и экономический рост (а не только рост ВВП), подъём уровня жизни и повышение рождаемости. Современный Казахстан реализовал несколько крупных инфраструктурных проектов. На 2022 год некоторые показатели по сравнению с 1990 годом улучшились, например, произошёл рост численности населения и средней продолжительности жизни, увеличились введенные квадратные метры жилплощади. Однако по другим показателям советский уровень ещё не достигнут, в частности по численности врачей и педагогов на душу населения.
Военный потенциал Казахстана для его размеров и населения вполне достаточный. Армия оснащена советской и российской техникой, проводятся совместные учения с Россией в рамках ОДКБ. Официально казахстанские власти называют Казахстан «средним региональным государством». Внешняя политика официально многовекторная, строится в балансе между Россией, Китаем, США и Европой. Но при этом Казахстан активно участвует в китайской версии глобализации «Один пояс, один путь».
Казахстан входит в ОДКБ и ЕАЭС, является членом ШОС, но не торопится присоединяться к БРИКС. Крупнейшим инвестором и торговым партнёром Казахстана является Китай, в том числе по линии проектов инициативы «Один пояс, один путь». США и ЕС стремятся вовлечь Казахстан в орбиту своего влияния прежде всего для снижения зависимости от российской нефти. Таким образом, Казахстан пытается сохранять формальный нейтралитет, но фактически оказывается в зоне конкуренции внешних сил.
США и Европа реализуют своё влияние через систему НКО, грантовые программы и образовательные обмены. По данным Госдепартамента США, с 1992 по 2006 год стоимость только официальных программ в Казахстане составила более 600 миллионов долларов (для сравнения: в РФ — 11 млрд, на Украине — 1,3 млрд), включая финансирование проектов в сфере «демократии и прав человека», развития гражданского общества, независимых СМИ и судебной реформы. Агентство США по международному развитию (USAID) реализует программы, направленные на «повышение прозрачности» и «поддержку активистов». В Казахстане действуют структуры, связанные с фондом Сороса, которые оплачивают юристов, правозащитников и журналистов, критикующих власть. По состоянию на 2023 год в стране было зарегистрировано 23 тысячи НКО, значительная часть которых получает внешнее финансирование. Как говорила председатель правления Фонда Сорос-Казахстан Айдаркулова при реформировании своей организации:
«Да, сложно представить страну без Фонда Сороса, но могу заверить, что фонд останется — наша работа будет базироваться на принципах фонда… Фонды “Открытое общество” задумывались как сеть, которая после падения “восточного блока” будет выстраивать открытое общество в странах Восточной и Центральной Европы и бывших республиках СССР. К сожалению, эти процессы оказались обратимыми, даже в Европе произошли существенные откаты… За 28 лет работы Фонд Сорос-Казахстан выделил более 100 млн долларов в виде грантов в Казахстане».
ЕС также участвует в программах, нацеленных на «институциональное влияние». Только официально ЕС на 2025 год профинансировал около 350 проектов на сумму в 180 млн евро. В Назарбаев Университете преподавание ведётся на английском языке, учебные планы разработаны при участии американских и британских вузов, что усиливает идеологическую зависимость от западной идеологии.
НКО и прочие агенты влияния ведут пропаганду среди молодёжи и интеллигенции, чтобы сформировать лояльные слои общества. Основная цель их деятельности — максимально открыть казахстанскую экономику для западного капитала и максимально настроить казахстанское общество против РФ и Китая.
Турция имеет влияние в Казахстане через религиозные, образовательные и культурные каналы. Особо можно отметить сеть турецких лицеев Гюлена, таких же как в Киргизии и у других соседей. Выпускницы этих школ были первыми в Казахстане, кто в значительном количестве стал носить исламскую религиозную одежду в форме, распространённой именно в Турции. Традиции молодым казашкам покрывать голову не было никогда.
Из-за внешнего влияния и разгула националистических идей в казахском обществе распространены антисоветские настроения и допускаются в качестве личного мнения антироссийские и даже антирусские взгляды.
Понятно, что США и Европа мечтают превратить Казахстан в ещё одну Украину, что было бы фатально для наших народов. У нас в литературе часто ругают внешнюю политику РФ в бывших республиках СССР как абсолютно провальную. Однако при всём влиянии Запада и Турции Казахстан является членом ОДКБ, поддерживает добрососедские отношения с Россией, не создаёт проблем с «Байконуром», не притесняет русский язык. В 2022 году операция в рамках ОДКБ позволила стабилизировать власть президента Токаева. Так что практика показывает, что не настолько политика РФ и провальна.
Стоит отметить, что в Казахстане остаётся в силе запрет на вывоз оружия, введённый в августе 2022 года на фоне скандала, связанного с предполагаемыми поставками вооружений на Украину. В то же время основу вооружённых сил страны составляют техника и вооружение советского и российского производства. Несмотря на риск попасть под вторичные санкции, Казахстан продолжил закупки у России: приобретены шесть истребителей Су-30СМ, боевые и транспортные вертолёты Ми-35 и Ми-171Ш, а также зенитная ракетная система «Тор-2М».
Казахи — народ, который имел свою государственность до присоединения региона к Российской империи. В учебниках истории Казахстана XIX век рассматривается как колониальный период, а XX век — как период «советского тоталитаризма». Уровень и степень антисоветизма в науке и образовании примерно соответствует нашим 1990-м годам. Вот краткая выжимка из оценки истории по-казахстански:
«Ещё до появления нашей эры на территории современного Казахстана существовала богатая и своеобразная кочевая цивилизация, в ходе которой возникли государства, сыгравшие значительную роль в мировой истории.
Казахский этнос, появившийся в VIII веке, унаследовал от своих предков — усуней, кангаров и тюрков — обширные степные пространства Евразии и был известен современникам под различными именами: половцы, куманы, кыпчаки. Кыпчакские государства, в том числе Улуг Улус, оставили большой след в истории не только Казахстана, но и многих стран Европы, Азии и Африки.
Казахское ханство, возникшее как наследник Улуг Улуса (Золотой Орды), сумело к концу XVI — началу XVII вв. объединить все казахские племена и роды под своей властью. Казахи создали самобытную культуру, оригинальную политическую систему и хозяйство, приспособленное к особенностям природы Казахстана. Борьба за независимость казахского народа в XVIII–XIX веках завершилась поражением казахов и превращением края в 60-х годах XIX века в российскую колонию. Многолетняя антиколониальная борьба привела к возникновению в начале XX века национальных партий, постановки вопроса об автономии казахского края.
Однако работа по подготовке казахской автономии, судьба которой должна была решиться на Учредительном собрании, была прервана Октябрьской революцией и последовавшей затем гражданской войной.
После Октябрьского переворота на территории Казахстана формировался тоталитарный режим, то есть колониальная система России трансформировалась в Советскую.
Несмотря на жёсткий идеологический пресс и гонения на инакомыслящих, казахский народ сохранил этническую самобытность, своеобразную и богатую культуру и тягу к свободе и независимости, которая была реализована в 1991 году».
В общем, русские мешали великому казахскому народу быть свободным и счастливым.
Если же читать текст школьных и вузовских учебников истории сплошняком, то там мешанина из старых советских параграфов про действительные достижения индустриализации, коллективизации, культурного строительства и новых антисоветских параграфов с идеологическими стенаниями про тоталитаризм, репрессии, голод и невозможность Казахской ССР определять внутренний политический курс и внешнюю (!) политику. Короче говоря, тяжела жизнь казахской науки: и к всемирно-историческим достижениям СССР хочется доказать причастность, и национальную мифологию нужно продвигать.
Можно сколь угодно долго рассуждать про богатую и своеобразную кочевую цивилизацию, но до революции вся территория Средней Азии была аграрной окраиной империи, где преобладали самые примитивные уклады, отсутствовала промышленность, система образования и здравоохранения.
Крупнейшие города — Верный (Алматы), Уральск, Акмола (Астана), Актюбинск (Актобе) — имели преимущественно административно-военное значение, были небольшими, по 20–30 тысяч населения, с преобладанием русских переселенцев. Высших учебных заведений не было, имелись 157 русско-казахских школ и 267 аульных мектебов (мусульманская школа на 20–25 детей). Мектебы содержались за счёт семей, которые сами находили помещение и нанимали учителей. Там в основном зазубривали арабский текст Корана и широко применялись телесные наказания. Но и охват мектебами оставался крайне низким: около одной пятой мальчиков в возрасте от семи до одиннадцати лет. Молодые казашки обучались в редких, исключительных случаях.
Медицина была в зачаточном состоянии. В 1913 году на территории Казахстана было 244 врача, 393 фельдшера и несколько больниц на 1800 коек (уже в 1921 году работали 150 больниц на 7751 койку и 87 медпунктов). В 1988 году в Каз.ССР имелись 221 тысяча больничных коек, три тысячи поликлиник, более полутора тысяч больниц и 65 тысяч врачей (включая средний медперсонал).
В целом территория Казахстана, особенно его северная, наиболее развитая часть, во второй половине XIX века активно заселялась русскими, что нередко сопровождалось изъятием земель у казахов. Советская власть в 1920-е годы изъятые земли вернула, если они были не освоены либо принадлежали дворянам, капиталистам, монастырям или казачьим атаманам. Сами казахи вели преимущественно кочевой образ жизни.
Советская власть кардинально изменила облик территории Казахстана. Создана Казахская АССР в составе РСФСР, позже — Казахская ССР (1936). Это стало единственно возможным вариантом обретения казахами собственной государственности, ибо они составляли тогда меньшинство на данной территории. Была ликвидирована неграмотность: если в 1913 году читать и писать умело несколько процентов казахов, в 1926 году грамотность среди казахского населения составляла около 10 процентов (17,8 процента по всему населению Каз.АССР), к 1939 году — более половины (61,5 процента по всему населению Каз.ССР), в 1959 году — почти всё взрослое население. К 1970-м годам Казахская ССР имела развитую систему образования.
По данным 1988 года, в республике действовали 55 вузов (выпускали 14 тысяч инженеров каждый год), 55 процентов студентов были девушки (сегодня — 53 процента). 247 средних специальных учебных заведений, 233 научно-исследовательских учреждения (92 НИИ), в которых трудилось более четырёх тысяч учёных и 124 академика.
Промышленный рывок произошёл в годы индустриализации и после Великой Отечественной войны. В 1941–1945 годах на территорию Казахстана были эвакуированы сотни крупных предприятий, включая станкостроительные, химические, металлургические заводы. Были построены такие гиганты, как Усть-Каменогорский комбинат, Карагандинский металлургический завод, Балхашский медеплавильный комбинат, Чимкентский свинцово-цинковый комбинат (все существуют поныне). К 1988 году в Каз.ССР насчитывалось 2110 предприятий, из них 1148 тяжёлой промышленности, в том числе 61 из машиностроительного комплекса.
Производство электроэнергии в том же 1988 году составило 17,1 МВт (в 1970 — 8,7, а сегодня — 24,6), нефти — 25 млн тонн (сегодня — почти 100), газа — 7 млрд кубов (сегодня — почти 60), угля — 143 млн тонн (сегодня 113). К развалу СССР на долю Каз.ССР приходилось 70 процентов союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90 процентов фосфора и хрома, более 60 процентов серебра и молибдена. Советскими геологами были открыты те самые залежи урана.
Сельское хозяйство в Каз.ССР было полностью механизировано. В Казахстане освоено более 25 миллионов гектаров целинных и залежных земель — третья часть всей целины в СССР. Казахстан стал одним из главных житниц Союза. В 1987 году валовой сбор зерновых составил почти 27 миллионов тонн (сегодня — 15), производство мяса — 1,4 миллиона тонн (сегодня 1,2), молока — 5,3 миллиона тонн (сегодня — 6,4).
В общем, именно советской властью территория Казахстана превращена в самый развитый в регионе край. Сегодняшний Казахстан строит своё развитие и благополучие на этом советском наследии.
Советский Союз дал казахам образование, здравоохранение, индустрию, сельское хозяйство, культуру и русский язык. Избавил их от кочевого образа жизни и той самой уникальной «кочевой цивилизации», превратив народ в современный и цивилизованный. Каз.ССР была республикой казахов, русских и немцев, она была построена с помощью России и за счёт братской помощи всех народов Союза.
Анатолий Широкобородов,
специально для alternatio.org