«День освобождения»: Трамп опошлил отношения с ЕС и Украиной

КОНТ 11 часов назад 64
Preview

Вашингтон ставит партнёров на место, провоцируя душераздирающие вопли по другую сторону Атлантики

Дональд Трамп в среду, 2 апреля, подписал указ о применении к торговым партнёрам США «зеркальных» («взаимных») пошлин. Товары из других стран были обложены минимальной ставкой 10% с применением гораздо больших ставок к тем, кто ввёл фактически запретительные пошлины на импорт американских товаров.

Особого внимания Белого дома удостоились Вьетнам, Китай и ряд других государств, которые применяют к товарному импорту из США пошлины от полусотни процентов. При этом Вашингтон не «отзеркалил» их пошлины, но применил такие ставки, чтобы правительства этих стран ясно осознали перспективы своих товаров на самом большом и платёжеспособном национальном рынке.

В опубликованном Белым домом перечне значатся пошлины, которые применяют к товарам из США 183 страны и ЕС. Там также указаны ответные пошлины. Например, Евросоюз применяет к США пошлины в размере 39% и получает в ответ 20%, КНР – 67% и 34% в ответ, Вьетнам – 90% и 46% соответственно. Т. е. далеко не все государства получили именно «зеркальный» ответ.

Интерес в этой истории представляют несколько аспектов. Отдельного исторического разбора заслуживают причины, побудившие США долгое время держать свой рынок открытым с нулевыми или близкими к тому ввозными пошлинами. Вкратце они сводятся к особому пониманию элитами США принципов международной торговли и правил ведения бизнеса как такового, которых ничто не должно сдерживать – ни пошлины, ни налоги, ни даже излишние моральные ограничители. Поэтому формально в США возможно ввести почти всё, за исключением наркотиков и прочей специфики.

Взамен на режим наибольшего благоприятствуй во взаимной торговле, который следовало заслужить правильным (с точки зрения Вашингтона) политическим поведением, США открывали свой огромный ёмкий рынок. Долгое время он был закрыт для СССР и соцстран. Однако в ситуации ссоры КНР с СССР внезапно оказался открыт для вполне коммунистического Китая.

Со времён Мао красная Поднебесная заваливает американских потребителей огромным ассортиментом товаров и услуг, ежегодно наращивая гигантское положительное сальдо во взаимной торговле. В этой внешнеторговой прибыли, в доступе к американским рынкам и технологиям, позволяющим наращивать экономическую экспансию КНР по всему миру, кроется секрет приверженности Пекина введённому Вашингтоном санкционному режиму. Всё это сочетается с формально очень грозной риторикой МИД КНР, вербально бичующей западный империализм, неоколониализм и прочее из давно забытого в России лексикона.

Взамен в Белом доме просили европейских и прочих партнёров о небольших услугах. В частности, покупать американские товары и использовать в международной торговле доллары США. Под разными предлогами партнёры сокращали импорт из США и уходили от доллара. Причём в Евросоюзе последовательно делали и то и другое в отличие от посткоммунистической России и формально коммунистического Китая.

Евро в международных расчётах многие восприняли как первый звоночек пресловутой дедолларизации. Затем у элит США возникла обоснованная обеспокоенность дисбалансом взаимной торговли с пресловутыми трансатлантическими партнёрами, норовившими не покупать никому не нужные танки, совсем не экономичные автомобили и прочее.

Партнёры делали вид, что не понимают скрытого в этой схеме налога на военно-политическое покровительство Вашингтона. Оно позволяло Берлину, Риму, Мадриду и другим как бы союзникам перенаправлять бюджетные расходы с военных статей на инфраструктурные, социальные и прочие. Европейские армии деградировали, потому что реально они нужны были для церемониальных функций. Единственными боеспособными подразделениями в Европе оставались спецназы, а во Франции – имеющий особый правовой статус Иностранный легион. Армия США была рядом и этого было достаточно.

Трамп и стоящие за ним финансово-промышленные группы США характеризовали происходящее как паразитизм. Вашингтон сейчас ставит партнёров на место, провоцируя душераздирающие вопли по другую сторону Атлантики.

Сначала Вашингтон лишил ЕС и сбежавшую из него Британию доступов к дешёвым российским энергоносителям и другим ресурсам. Одновременно были прикрыты их высокодоходные и очень перспективные бизнесы в России. После этого их заставили закупать газ, нефть и прочее в США гораздо дороже. Затем переманили промышленных гигантов, предложив очень хорошие условия для производств в США. Теперь настала очередь рынков сбыта европейской продукции.

Россия под санкциями, Индия неплатежеспособна и защищена ответными торговыми барьерами, с Пакистаном и Аргентиной прежнего гешефта не получится. Глава ВТО Нгози Оконджо-Ивеала заявила глубокую обеспокоенность «возможностью перерастания в тарифную войну с циклом ответных мер, которые приведут к дальнейшему сокращению торговли».

ВТО следовало беспокоиться в 2014 году, когда коллективный Запад грубо попирал нормы ВТО. Призывать надо было в 2022 году, когда международную экономику (не только торговлю) Вашингтон, Брюссель и Лондон начали коллективно насиловать в извращённой форме – вплоть до установления «потолка цен» на чужие товары.

Теперь рупоры ЕС пытаются лицемерно заявлять о том, как «Дональд Трамп объявил торговую войну всему миру» (Euronews). Британские пропагандисты пугают тем, что «бездумные тарифы Дональда Трампа вызовут экономический хаос и отбросят торговую политику Америки в 19 век» (The Economist).

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас 3 апреля назвала происходящее «торговой войной», призвав сократить закупки в США для ВПК Евросоюза.

«Универсальные пошлины, объявленные США – это серьёзный удар по бизнесу и потребителям во всём мире», – написала Урсула фон дер Ляйен в своём аккаунте.

Как будто пост главы Еврокомиссии или колонка какого-нибудь байденовца в Лондоне может что-то изменить. Как будто проблема не системная, как будто в Брюсселе или где-либо ещё могут принудить Белый дом дать заднюю. В Европе пытаются создать иллюзию возможности подобного, в реальности переживая сильнейший шок, с ужасом вглядываясь в будущее.

«Если для Европы торговая война Трампа стала шоком, то для России – подтверждением правильности курса на экономический и технологический суверенитет. Бумеранг имеет свойство возвращаться», – констатировал глава думского комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий.

Он отметил, что европейские элиты прогнозируют экономические потери и падение уровня национальных ВВП, но не анализируют причины.

«Трамп жёстко нагнул мировую торговую систему, введя пошлины почти против всего мира. Последствия будут глобальными. Против товаров из США будут введены встречные тарифы. Старые торговые цепочки будут разорваны, но возникнут новые», – заметил зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

Он предложил не суетиться и понаблюдать с берега за проплывающим трупом очередного русофоба.

Bloomberg сообщает, что Франция и ряд других стран призвали Еврокомиссию применить к США беспрецедентный anti-coercion instrument, сущность которого никто пояснить толком не может. По информации агентства, французский президент Эммануэль Макрон подстрекает ЕС к ответным мерам, предполагающим отказ от технологий и услуг США.

Косвенно это подтвердила официальный представитель французского правительства Софи Прима. Она заявила, что для начала ЕС может отказаться от импорта стали и алюминия из США, а затем – от продуктов (услуг) Apple, Google, Microsoft и прочих.

Очевидно, США есть чем заместить товары ЕС. Однако готовы ли в ЕС отказаться от айфонов, привычных браузеров и перейти на Linux – большой вопрос. Даже в Африке не очень жалуют Alcatel или давно уже азиатский Blaupunkt.

Европейцы забыли о своей европейскости, в вассальной услужливости выродились в русофобствующих инфантилов, которых Трамп ставит на место в финале многоходовочки. Россия сохраняет лучшее из европейской культуры, уже диверсифицировала торговлю и наблюдает за трагедией века.

Показательна в этой трагедии растерянность лимитрофов. Их новые элиты вскармливали и приводили во власть совместно США и ЕС. Теперь в Киеве не знают, кого ругать, а кого хвалить. Воистину никто не может служить двум господам.

Майя Санду просто приняла 31% пошлин США для товаров Молдавии как данность. Первый вице-премьер – министр экономики Украины Юлия Свириденко указала на Молдавию и дала понять, что Киев ещё легко отделался. Она напомнила, что украинский экспорт товаров в США за 2024 год составил $874 млн при импорте оттуда на $3,4 млрд.

Глава украинского парламентского комитета по вопросам финансов Даниил Гетманцев заявил, что «вводить 10% пошлины при дефиците нашей внешней торговли с США в 2,6 миллиарда долларов –экономический цинизм высшей пробы». Он полагает, что Брюссель ответит Вашингтону и «протекционистские меры уже гораздо существеннее ударят по нам».

Лимитрофам хуже всего, ибо они не самодостаточны по определению, обречены быть разменной монетой великих держав. 

Пётр ДМИТРИЕВ

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'