
Ровно 80 лет назад, 14 августа 1945 года, в 00:45 по московскому времени, был подписан Советско-китайский договор о дружбе и союзе, заключённый сроком на 30 лет.
«Договаривающиеся стороны обязуются вести войну до тех пор, пока Япония не примет безоговорочной капитуляции». Из итогового текста договора (ст. 1)
«Тов. Сталин указал, что термины военных документов требуют точности, а не литературности». Из дневника В.Молотова
Для начала дам, дорогие друзья, пару исторических курьёзов поры советско-китайского договора, таких как, скажем, подписание соглашения состоялось на столе, изготовленном для Ялтинской конференции. А, например, В. Молотов использовал при визировании протоколов перьевую ручку Montblanc, подаренную ему Гитлером в 1939 г. В свою очередь, переводчик Сталина В. Павлов ошибся в переводе термина «безоговорочная капитуляция» (имеется в виду Японии, конечно), — что тут же вызвало 3-часовой перерыв. А, добавим, в том же августе 1945-го делегация пионеров вручила американскому дипломату У. Авереллу Гарриману, участвовавшему наблюдателем в подписании Договора, необычный подарок — искусно вырезанный из дерева герб США. На первый взгляд, это был всего лишь символ дружбы между союзниками, однако внутри него скрывалось хитроумное устройство — пассивный акустический жучок, не требующий источника питания. Подарок занял почётное место в кабинете Гарримана в московском посольстве и оставался там незамеченным целых семь лет. Лишь в 1952 г., когда послом уже был Джордж Ф. Кеннан, британский радиооператор случайно перехватил сигнал, исходивший от, казалось бы, безобидного деревянного украшения. Так раскрылась одна из самых дерзких операций советской разведки, позволившая годами вести скрытое наблюдение за американскими дипломатами. Но приступим…
Место проведения мероприятия: специальный зал Кремля, Москва. Подписанты со стороны СССР: нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов; со стороны Китая: министр иностранных дел Китайской Республики Ван Шицзе. Свидетели: вышеупомянутый посол США в СССР Аверелл Гарриман и британский представитель Арчибальд Кларк Керр. Предпосылками к подписанию были —Ялтинские договорённости 4-11 февраля 1945 г. Когда в ходе Крымской конференции Сталин пообещал союзникам вступить в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии. В обмен Советский Союз требовал восстановления российских прав в Порт-Артуре, утраченных в 1905 г.; международного статуса Дайрена (яп.), — или Даляня (кит.), или Дальнего (рус.): — «восточного Санкт-Петербурга»; также совместного контроля над Китайско-Восточной железной дорогой: знаменитой КВЖД.
В свою очередь, китайский лидер националист-антисоветчик Чан Кайши находился тогда в неоднозначном положении, одновременно опасаясь как «советизации» Маньчжурии, — также нуждаясь, в общем-то, советской помощи против Японии. К тому же испытывая определённое давление со стороны США — в результате миссии генерала Патрика Хёрли, критиковавшего «Ялту» и «засилье в Азии Советов», — в итоге провалившего миссию. Ускорив тем самым раскол Китая, приведшего впоследствии к полномасштабной гражданской войне 1946—1949 гг., — где США поддерживали Гоминьдан, а СССР — КПК.
Советско-китайский договор от 14 августа 1945 г. позволил объявить Далянь открытым портом, притом что — СССР получал 30-летнюю аренду части причалов и складов. [В 1950 г. СССР досрочно передал арендуемые объекты КНР — безвозмездно — по новому договору с коммунистическим Китаем.] СССР & Китай — совместно управляли портом через смешанную администрацию. Также были закреплены ялтинские положения по восстановлению аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР и корпоративному владению Китайско-Чанчуньской железной дорогой: КЧЖД, — связывающей Далянь с Маньчжурией. Генштаб СССР уже в апреле 1945 начал переброску войск на Дальний Восток (40 дивизий, 5 500 танков). Будущий советско-китайский договор должен был легитимизировать присутствие войск с вооружением. Длительный сей процесс переговоров 30 июня—14 августа 1945 проходил в несколько этапов:
Первый раунд: 30 июня—12 июля. Китайская делегация во главе с Сун Цзывэнем, сыном отца китайской революции и, как считается в библиографии: «основателя современного Китая» Сунь Ятсена, — прибыла в Москву. Основные разногласия были в статусе Внешней Монголии (МНР), условиях аренды Порт-Артура и компенсации за КВЖД.
Далее — перерыв на Потсдамскую конференцию 17 июля—2 августа. Где Сталин получил подтверждение ялтинских договорённостей от Трумэна и Черчилля.
Финальные переговоры: 7-13 августа. После атомной бомбардировки Хиросимы 6 августа Китай, «хорошенько подумав», явственно пошёл на уступки Сталину. Последние 24 часа переговоров велись непрерывно.
Полный текст Договора содержал 8 статей. Ключевые положения таковы:
Военные обязательства (ст.1-3)
Совместные действия против Японии до безоговорочной капитуляции
Взаимная помощь в случае новой агрессии со стороны Японии
Запрет на сепаратные переговоры с Токио
Территориальные вопросы (ст.4-5)
Порт-Артур: совместная военно-морская база на 30 лет
Посёлок Дальний (Далянь): свободный порт с арендой причалов СССР
КВЖД: переименована в КЧЖД, совместное управление
Политические аспекты (ст.6-8)
Признание независимости МНР после референдума
Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности
Консультации по важным международным вопросам
Непреложные в ту эпоху «Секретные протоколы» в рассматриваемых договорах включали в себя обязательство Советского Союза не поддерживать КПК в гражданской войне; и также то, что Китай согласен на советскую зону влияния в Синьцзяне, ставшем для Союза буфером против Японии и определённым плацдармом — для влияния опять-таки в Китае. К тому же — то было «двойной игрой», многоходовкой: Сталин считал Гоминьдан слабым, рассчитывая, что КПК победит без прямой советской помощи, что позволит сохранить договор с США: и не разрушить антигитлеровскую коалицию. Формально СССР публично заявлял о нейтралитете, но: передавал КПК трофейное японское оружие в Маньчжурии (до 700 тыс. единиц). Разрешив китайским коммунистам занять ключевые города в Харбине, Чанчуне — под видом «местного самоуправления». В итоге всё вышло «по Сталину»: коррупция и непопулярность режима Чан Кайши сделали победу коммунистов неизбежной. Военно-экономические же результаты Договора были таковы:
9 августа: СССР начинает Маньчжурскую операцию
15 августа: капитуляция Японии
2 сентября: официальное окончание войны
СССР получил право на 50 % прибыли КЧЖД
Китайские порты стали доступны для советского торгового флота
Произошли явные демографические изменения, такие как репатриация 700 тыс. японских колонистов из Маньчжурии; а советская военная миссия в Порт-Артуре привнесла в регион ещё 30 тыс. человек.
Для Китая историческое значение было:
1946 — референдум в Монголии (99,9 % за независимость)
1949 — КПК использует советское оружие, оставшееся в Маньчжурии
1950 — новый договор с КНР с передачей Порт-Артура «обратно» — без компенсации
Для СССР:
Укрепил позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе,
Получил плацдарм для влияния в Северо-Восточном Китае,
Создал прецедент для послевоенного передела сфер влияния,
Для международных отношений стал практически эталонным прообразом «разделения сфер влияния» в холодной войне,
В какой-то мере предопределил советско-китайский раскол 1960-х годов (ввиду скрытых противоречий и будущего несогласия Мао) — с разрывом партийно-государственных отношений и вооружёнными столкновениям на границе (конфликт на Даманском).
Договор позволил СССР восстановить утраченные в 1905 году позиции на Дальнем Востоке, создал плацдарм для советского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обеспечил стратегические военные преимущества в первые годы холодной войны и, несмотря на временный характер, заложил основы послевоенного мироустройства в Азии. В долгосрочной же перспективе — способствовал приходу к власти коммунистов в Китае. Для СССР и непосредственно Сталина во главе — договор стал важным элементом послевоенной системы безопасности, хотя многие его положения носили компромиссный характер, чем Сталин, как известно, умело пользовался исключительно в своих интересах: в интересах Родины.
Оригинал Договора хранится в Архиве внешней политики РФ: фонд 07, опись 23, дело 18. Китайская копия была, увы, утеряна — при эвакуации правительства Чан Кайши на Тайвань. И кстати, китайская делегация привезла в подарок участникам — подписантам Договора — 100 кг знаменитого постферментированного чая «Пуэр» из провинции Юньнань. Напитка, отличающегося особой технологией производства и выдержки. (Его по сию пору называют «живым чаем» за способность годами менять вкус и свойства.) …который Сталин тут же приказал распределить по госпиталям, детским домами и приютам.
Советско-китайский договор от 14 августа 1945 года: сравнительная таблица


Литература
РГАСПИ. Ф.558. Оп.11. Д.283, записи Сталина
АВП РФ. Ф.07. Оп.23. П.18. Д.3, текст договора
NARA. RG 59. Entry 205, американские донесения
Архив внешней политики РФ
Документы Ялтинской конференции
Мемуары Молотова
На фото обложки: подписание договора в Кремле. Подписывает Ван Шицзе, справа от него стоят Сталин и Молотов