Когда кажется, что ниже падать некуда, обязательно возникнет эпизод, который сломает стереотип, пробьёт дно и полетит в чёрную дыру, увлекая за собой остатки здравого смысла.
Что сейчас оценивают в школе? Знания? Ой ли?!
Метаморфозы у нас с оценками, дорогие читатели.
Издалека зайду.
***
Неандерталец сидит в пещере. Он зол, могуч и волосат. У него добрая и шерстяная спутница жизни. Они счастливы.
В пещере шумно. Ребятня носится с палочками и веточками, изображая охоту на, предположим, саблезубого тигра.
(Ничего страшного, если периоды не совпадают. Мы умозрительно погружаемся, а не предметно.)
И славно, что такая игра существует, ведь неандерталята – будущие добытчики. Они учатся, играя.
В конце игры папа сажает победителя поближе к костру, а тех, кто не старался, выгоняет из пещеры, потому что нахлебники никому не нужны.
Сурово, но справедливо.
Только что мы увидели, как появилась первая оценка, друзья. Она была реальная, весомая и решающая. От неё зависела жизнь, поэтому все старались.
***
Быстро перематываем исторические периоды. Нам нужен Советский Союз.
***
Вот он, великий и могучий. Сплочённые единым порывом стройки коммунизма граждане стройно шагают в светлое будущее.
Дети учатся в школах. Оценки ставятся за знания. А ещё оценки влияют на занимаемое в партийной иерархии место. Если кто-то плохо учится, его не примут в пионеры. И уж тем более не примут в комсомольцы.
Оценка пока ещё остаётся мерилом успешности. Как интеллектуальной, так и социальной.
***
Перематываем девяностые.
***
Эра ЕГЭ и ОГЭ.
Странное время. Над школой собираются бумажные тучи. Летят разнарядки по проведению различных оценочно-предметных, срезово-административных, метапредметных и прочих средств, что-то выявляющих и где-то обобщающих.
Знания школьников постепенно отходят на второй план. Теперь уже не так уж и важно, знает ли Косичкина таблицу умножения; понимает ли Петров смысл арифметического корня; разбирается ли Сидоров в спряжениях глаголов.
Важно, чтобы школа, в которой проводят время указанные ученики, соответствовала. И оценки выставляются за соответствие, а не за знания.
А чтобы школу оценить верно и чётко, вводятся разные градации.
Так появляются оценки с коэффициентами.
Чувствуете, как закручивается административная спираль? Уже оценивается не ученик. Уже оценивается сама оценка, у неё появляется вес.
Та пятёрка, которая весит одну пятёрку, она не очень престижная. А вот та, которая весит три пятёрки, она ещё какая престижная.
Дальше идут бюрократические премудрости, в которых наши дети отлично разбираются (лучше бы они в преобразованиях алгебраических выражений так разбирались, честное слово):
"Я домашнее задание не делаю, проще списать, потому что за него много не получишь, а вот ВПР обязательно спишу, так как за неё ставят в тройном коэффициенте".
(Простодушные рассуждения семиклассника.)
Если коротко, то вот во что превратилась учёба современных ребятишек. В соответствие формализму. В оценочный марафон.
В теорию достижения формальных результатов погружён весь учебный процесс. Доминанта формализма давно поглотила основное – учиться, учиться и учиться.
Я бы хотела ошибаться, но я репетитор. Увы, я не ошибаюсь.
Тот уровень знаний, который частенько демонстрируют мои подопечные, разумному оцениванию не поддаётся. Там нечего оценивать.
Приведу свежий пример.
Подготовка к ОГЭ. Теоретический вопрос:
Любой четырёхугольник, в котором две диагонали равны и перпендикулярны, является квадратом.
Нужно подтвердить или опровергнуть утверждение.
Я даже не буду сокрушаться, что девятиклассница не знает, что такое быть перпендикулярными, хотя у неё стабильная четвёрка по геометрии.
Меня другое напугало.
Вот начертила я ей два равных перпендикулярных отрезка, намеренно пересекла их не ровным крестиком, а как попало, с целью максимально высветить неверность утверждения. Потом соединила концы отрезков.
Получилось четырёхугольное чудище.
– Смотри, это квадрат?
– Да! Отмечаем четвёртый пункт!
Впадаю в ступор.
– Детка, а квадрат разве так выглядит?
– Ну, он немножко неровный. Кривой. Но на квадрат похоже.
***
Знаете, в чём было дело?
Обычно в этом тестовом задании четыре вопроса и два правильных ответа, хотя встречаются и другие комбинации, но в основном их два.
Ребята привыкают к тестовой форме оценивания, (ведь именно тестовая форма упрощает процесс оценивания), и интуитивно, я подчёркиваю, – интуитивно осваивают метод работы с выбором правильных ответов.
Сколько раз поражалась: ну не знает школьник тему! Не знает! Но ответы в тесте угадывает каким-то тайным знанием! Чудо, но на тройку справляются все. А то и на четвёрку. При отсутствии знаний.
И моя ученица прекрасно освоила эту эмпирическую технику. Она подозревала, что ответ может быть один, и, не увидев претендентов на правильный ответ в предыдущих трёх пунктах, притянула мягкое к тёплому!
Было четыре пункта! И это был последний!
А учительница (вот же вредина) составила свой тест, в котором все четыре утверждения были неверны! Там вообще не было правильных утверждений!
***
Вы бы видели праведное негодование моей почти отличницы! Нет, не из-за того, что она вообще не разбирается в геометрии, а из-за того, что учительница её хотела подставить, занизив оценку!
Ученица помешана на своих пятёрках и четвёрках.
"На ОГЭ такого точно не будет", – успокоила себя будущая десятиклассница.
Она переходит в десятый класс, а у них в школе универсального класса нет. Только профильные. И она конечно пойдёт в математический.
Вот это как можно оценить?! Пустая голова, отточенный навык соответствия и филигранное умение списать там и тогда, где и когда это будет безопасно и незаметно.
Оценки прошлого века с таким букетом не справились бы, а современные оценки, модные, с разным весом – запросто справляются! Я повторю: девочка почти отличница!
Да, она научилась, но знание это совершенно другое, оно не про школьные предметы.
Она научилась соответствовать. В школе, где доминирует номенклатурно-административный подход, только этому и можно научиться.
"Единичный случай! К репетиторам же другие и не ходят!" – привычно ухмыльнулись неверующие критики моих материалов.
Да? А задайте-ка себе вопрос: куда уходят из школ учителя? По секрету скажу – в репетиторы. И знаете, неплохо устраиваются. И востребованы.
Она такая не одна. Если бы я начала описывать подвиги и перлы моих учеников, мне бы не хватило ста статей. А у вас бы не хватило терпения и выдержки. И здравомыслия, потому что порой кажется, что этого вообще не может быть. А оно есть.
В том-то и дело, что школа сейчас пачками штампует формальных хорошистов, которые ничего не знают и ничего не умеют.
И если родители догадываются о реальном положении вещей, то бегут к нам, к репетиторам.
"А чего ж вы жалуетесь? Учите и зарабатывайте!" – парируют некоторые.
Отвечу. Это становится с каждым годом всё сложнее. Дети с трудом переучиваются.
Потому что доминанта формализма сильнее знаний. Или потому, что знания утратили ценность, став доступными. Или потому, что школьникам слишком хорошо и беспечно живётся.
Причины не ясны, но следствие очевидно. Если оценивание перешло из прикладной плоскости в идейную, тут уже не до учёбы.
Если оценка оценивает сама себя в разных коэффициентах – это бред? Нет, товарищи, не бред.
Это змея укусила себя за хвост.

Система схлопывается?
Просто Училка
https://dzen.ru/a/Z_39uLzjnSi3qD-M