Два исторических деятеля, с которых берет пример Трамп. Один из них - автор первой в мире "тарифной войны", перешедшей в настоящую

КОНТ 2 дней назад 38
Preview

Хотя Трамп открыто презирает сегодняшних политических пигмеев у руля европейских стран, историю Европы он, скорее всего, знает неплохо и находит там лидеров совсем иного масштаба, которым во многом стремится подражать. Кромвель в Англии XVII века и Бисмарк в Германии XIX века были консерваторами-традиционалистами, с удовольствием раздававшими оплеухи остальным западноевропейцам и успешно укреплявшими свои страны за их счет. И оба стремились к тактическому сближению с Россией, хотя в исторической перспективе все равно рассматривали ее как будущего противника.

Первую в мировой истории "тарифную войну", позже перешедшую в полноценные морские сражения, развязал как раз Кромвель. Но надо сначала сказать о нем пару слов вообще. В истории Британии это самая ненавидимая правящими элитами этой страны личность - вплоть до настоящего времени. Достаточно сказать, что через три года после смерти Кромвеля англичане вскрыли его могилу и вздернули скелет на виселице. В британских школьных учебниках его власть названа "жестокой и тиранической". Вообщем, чем-то сильно напрягает он либералов.

Кромвель принадлежал к числу прихожан оппозиционной королю пресвитерианской церкви, выступавшей против официальной англиканской. Пуритане порицали нравы королевского двора Карла I и связанной с ним аристократии, подозревали предыдущего короля Якова I и его всесильного фаворита герцога Бекингэма в бисексуальности и выступали за воспитание детей в духе религиозных и семейных ценностей. Главной же причиной их недовольства была налоговая и прочая политика Карла I, направленная на личное обогащение короля и правящей верхушки за счет остальных сограждан. Поэтому революцию 1642-1649 годов можно считать не только консервативно-традиционалистской (по типу иранской 1979 года), но и антикоррупционной. 

Решающая битва при Несби, 1645

После казни Карла I в 1649 году Кромвель фактически возглавил страну, а в 1653 году и вовсе разогнал парламент, явившись туда с отрядом солдат, и стал править страной единолично, провозгласив себя пожизненным лордом-протектором.

"Караул устал" в английском исполнении, 1653

Первая в мировой истории "тарифная война"

Следующей задачей Кромвеля стало утверждение возглавляемой им страны в статусе мирового экономического лидера. А что такое экономика тех лет? До начало индустриализации в Англии оставалось еще больше столетия, а экономическая мощь любой страны определялась ее ролью в набиравшей обороты морской торговле. На 1651 год абсолютным лидером морских перевозок была Голландия. Ее торговый флот был крупнейшим в мире (из всех торговых судов в Европе три четверти были голландскими), сами суда - самыми совершенными с технологической точки зрения и при минимальной себестоимости, а морская логистика - самой отработанной благодаря наилучшим связям во всех портах. Поэтому подавляющее большинство морских грузов перевозилось на голландских судах, что в приоритетном порядке обогащало казну этой страны.

Нетрудно догадаться, что голландцы фактически монопольно устанавливали цены на морские перевозки, когда надо - демпинговали, потому что их конкуренты (испанцы, португальцы и британцы) себе позволить этого не могли. Голландия была, можно сказать, центром европейского глобализма: ее власти принципиально не вводили ввозных пошлин и выступали за свободную мировую торговлю.

Кромвель решил переиграть ситуацию раз и навсегда, ударив по голландскому глобализму британским изоляционизмом. 9 (19) октября 1651 года по его инициативе был принят Навигационный акт (англ. Navigation Act). Он предоставлял английским кораблям исключительное право ввозить в Англию товары неевропейских стран и производить каботажное плавание.

Акт был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны — для уничтожения первенства Голландии на море. Навигационный акт устанавливал, что товары из Азии, Африки и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат подданным Британии, а их экипаж должен состоять по крайней мере на 3/4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам.

В отличие от Трампа, Кромвель не повышал напрямую размеры пошлин на ввоз товаров в свою страну, но по факту Навигационный акт имел те же самые финансовые последствия. Этот закон настолько подрывал голландскую посредническую морскую торговлю, что привел к Первой англо-голландской войне (1652—1654). 

Сражение при Схевенингене, 1653

Война закончилась победой Англии, после чего она стала быстро вытеснять Голландию с позиции первой морской державы, хотя в том же веке произошли еще две англо-голландские войны (1665-1667 и 1672-1674). Некоторых тактических успехов в них голландцы добились, но изменить соотношение сил были уже не в состоянии. Первенство на море переходило к Англии.

Лондон середины XVII века


Кромвель и Россия

Отношения новой английской власти с Россией поначалу складывались неблагоприятно. После казни Карла I в 1649 году правительство царя Алексея Михайловича распорядилось выслать англичан из Москвы и других городов и ограничить их торговлю лишь Архангельском. Это были первые экономические санкции в общей истории России и западной Европы. Формальной причиной тому была "монархическая солидарность", на деле же постарались враждебные Кромвелю конкуренты-голландцы: у них с русским царским двором уже успели сложиться прочные связи.

Но Кромвеля это не обескуражило.

Стремясь наладить отношения с царским правительством, он решил отправить в Россию свое посольство, которое возглавил Уильям Придо. Посольство прибыло в Архангельск еще в августе 1654 г., потом, из‑за эпидемии чумы, его надолго задержали в Вологде, и в Москве оно оказалось только в феврале 1655 г.

Главными задачами этого посольства были восстановление прежних привилегий английских купцов в Российском государстве, а также содействие примирению России со Швецией. Кромвель стремился оградить Англию с севера от каких-либо враждебных действий во время новой схватки с Испанией.

В грамоте Кромвеля к царю, в частности, говорилось: «Мы ищем покою и доброго хотенья к нашим торговым людям не токмо которые дома, а и в иных государствах, и ведаем то, что торговля и торг есть истинно то, чем вяжутся государства вместе и что чинит им богатство и благодать».

Но стремление лорда-протектора к сближению с Россией этим не ограничилось. Он вел переписку с Богданом Хмельницким, рассчитывая на него в качестве посредника. Вот как Кромвель обращается к своему собеседнику с использованием латинского текста:

Theodatus Chmielnicki, Dei gratia generalissimus eccle- siae Graecorum, imperator omnium cosacorum Zaporoviensium, terror et exstirpator nobilitatis Poloniae, fortalitiorumque expugnator, exterminator sacerdotum Romanorum, persecutor ethnicorum, Antechristi et ludaeorwm.

(«Ты, Богдан Хмельницкий, Божиею милостью генералиссимус греко-восточной церкви, вождь всех казаков запорожских и гроза и искоренитель польского дворянства, покоритель крепостей, истребитель римского священства, гонитель язычников, антихриста и иудеев»).

Из этого вполне следует, что в 1654 году Великобритания в лице Кромвеля единственная из стран Европы поддержала воссоединение Украины с Россией. Впрочем, я не сомневаюсь, что в нынешних британских учебниках события 1654 года названы чем-нибудь типа "российской аннексии польских территорий".

Посол Уильям Придо добился фактического признания Москвой протектората. В ответной царской грамоте Кромвелю говорилось: «Оливеру, владетелю над статы Аглинской, Шотландской и Ирландской земель и государств, которые к ним пристали. Что вы с нами дружбы и любви ищете, то мы от вас принимаем в любовь, в дружбе, любви и пересылке с вами, протектором, быть хотим, и поздравляем вас на ваших владетельствах, в чем вас Бог устроил. Что ваша честность пишете о торговых людях, нам теперь об этом деле вскоре рассмотренье учинить за воинским временем нельзя, а вперед наш милостивый указ будет, какой пристоен обоим государствам к покою, прибыли, дружбе и любви».

Но главная цель посольства, экономическая, при жизни Кромвеля не была достигнута. Привилегии английских купцов так и не были восстановлены: конкуренты-голландцы сидели здесь слишком крепко.

В 1657 году лорд-протектор отправил в Россию еще одно посольство во главе с Ричардом Бредшоу. Кромвель вновь рассчитывал примирить воюющих Россию и Швецию, чтобы привлечь оба государства в качестве союзников в войне с возглавляемой Испанией коалицией, куда входила и Польша. Но недовольное поддержкой Англией Швеции московское правительство оттягивало дачу разрешения послу на въезд в Россию. Разрешение поступило только в марте 1658 г., когда миссия Бредшоу уже считалась законченной, и застало его уже на обратном пути в Англию, а в этом же году лорд-протектор скончался.

Как мы видим, в то время, когда половина Европы, включая даже Францию, толпилась в очереди за благосклонностью Кромвеля, русский царь заставлял его послов ждать приема месяцами.

Кромвель стал чуть ли не единственным главой Британии за всю ее историю, заслужившим довольно положительное отношение со стороны советской и современной российской историографии. Также оно более-менее позитивное к Виллему ван Оранье, голландскому штатгальтеру (в тогдашней Голландии с ее республиканским устройством по типу Венеции это, скорее, "дож", чем "президент"), который с 1689 по 1702 годы был еще и английским королем под именем Вильгельма III, одновременно управляя обеими странами.


Последний, в отличие от Кромвеля, был типичным глобалистом, но его заслуги перед Россией довольно весомые. Правда, невольные. В последние годы своей жизни Вильгельм III и его извечный враг Людовик XIV раскололи Европу пополам и запалили большую войну на все последующие 13 лет. С 1701 по 1714 годы две русофобские коалиции с упоением месили друг друга на европейских полях, не имея возможности отвлечься на "забывшую свое место" Россию. Как вы помните из отечественной истории, это 13-летнее "окно возможностей" мы успели использовать по полной программе.

Второй исторический деятель, на которого стремится быть похожим нынешний президент США, во многом схож с Кромвелем.

Но это уже тема отдельного материала: "Немецкий Трамп XIX века": прессовал европейцев, уважал Россию и сумел на 40 лет отсрочить войну с ней" - https://www.litprichal.ru/work/593756/

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'