В лагере правых проамериканских сил Южной Америки прибыло — на выборах в Эквадоре победил нынешний президент Даниэль Нобоа

Не зря накануне президентских выборов Даниэль Нобоа помчался во Флориду, где только что руки не целовал президенту США Дональду Трампу. И уже через две недели, вопреки прогнозам, он был объявлен победителем президентских выборов в Эквадоре. Какую роль сыграли Трамп и его госсекретарь Марко Рубио в неожиданной и напряженной предвыборной гонке в Эквадоре и каким образом их спецам удалось ожидаемое поражение Нобоа превратить в победу, еще некоторое время, пока кто-то из окружения Белого дома не проболтается, останется «маленькой тайной» американской администрации.
Ни у кого нет сомнений в том, что лучшим кандидатом для Вашингтона является Даниэль Нобоа, который, кстати, вместе с Найибом Букеле (Сальвадор) и Хавьером Милеем (Аргентина) был приглашен от Латинской Америки на инаугурацию Трампа.
Но вернемся к эквадорским выборам. Два кандидата — действующий президент, Даниэль Нобоа Азин из правого движения «Национальное демократическое действие» и кандидат от левоцентристской коалиции «Гражданская революция» Луиса Гонсалес Альсивар — вновь, как в 2023-м и в феврале 2025 года, столкнулись в финале президентских выборов.
Во втором туре приняли участие 80% из 13,7 миллионов избирателей. Около 92 000 делегатов от политических движений, а также международные наблюдатели были уполномочены осуществлять контроль за голосованием. Кроме того, для охраны по всей стране были задействованы около 100 000 военнослужащих и сотрудников полиции.
За день до голосования Нобоа, используя правительственный ресурс (он участвовал в выборах, оставаясь, вопреки законодательству страны, на посту президента), объявил чрезвычайное положение в семи штатах, большинство из которых являются оплотами его соперницы Гонсалес.
«Объявление чрезвычайного положения в разгар избирательного процесса из-за предполагаемых серьезных внутренних беспорядков весьма сомнительно», — сказал Маурисио Аларкон, директор отделения Transparency International (организация признана нежелательной в РФ) в Эквадоре. Он добавил, что решение должно быть рассмотрено Верховным судом.
Но сработал административный ресурс. По официальным данным, после подсчета более 97% голосов Нобоа получил 56%, а Гонсалес — 44%, преимущество Нобоа составило более чем миллион голосов. Результаты стали неожиданностью для многих, ведь после первого тура в феврале, когда Нобоа набрал 44,17% голосов, а Гонсалес — 44%, разница между ними составила 16 746 голосов.
Эксперты-наблюдатели за выборами спрашивают: возможен ли такой скачок всего за два месяца предвыборной кампании? Причем все опросы населения в этот период демонстрировали, что лидирует Гонсалес.
Президент Национального электорального совета (CNE) Диана Атамаинт заявила на пресс-конференции по итогам подсчета более 90% протоколов, что «тенденция в пользу Нобоа необратима», и он объявляется победителем.
Кандидат от оппозиции Луиса Гонсалес отказалась признать поражение и потребовала пересчета голосов. «Я хочу быть предельно ясной и категоричной: „Гражданская революция“ всегда признавала поражение на последних выборах, когда это показывали опросы, мониторинг и статистика, — сказала Гонсалес. — Сегодня мы не признаем эти результаты».
Теперь ей нужно будет предоставить доказательства нарушений, чтобы избирательная комиссия рассмотрела возможность пересчета голосов. Однако попытки Гонсалес отменить результаты выборов вряд ли увенчаются успехом.
Теперь Нобоа придется иметь дело с Национальным собранием (парламентом), в котором его однопартийцы уступают всего-навсего один голос сторонникам Гонсалес. Разница увеличится в пользу последней, поскольку на ее стороне выступают депутаты от Конфедерации коренных народов Эквадора, что усложнит принятие законов, инициированных правящей партией.
По иронии судьбы мать Даниэля — Аннабелла Азин получила место в законодательном собрании, набрав больше голосов, чем любой другой кандидат, и может быть избрана председателем Национального собрания. В банановой республике возможно все.
«Эквадор меняется», — заявил Нобоа после своей победы. Вопрос, в какую сторону.
За последние пять лет в Эквадоре резко возросло количество убийств, процветают контрабанда оружия, кражи топлива, вымогательства и другие преступления, совершаемые местными преступными группировками, связанными с мексиканскими картелями и албанской мафией. Тем временем экономика так и не восстановилась после пандемии, а уровень безработицы растет.
Несмотря на противоположные политические взгляды, оба кандидата в своей предвыборной кампании уделяли меньше всего внимания конкретным преобразованиям в экономике страны, обещая ужесточить политику в отношении преступности, улучшить оснащение правоохранительных органов и заручиться международной поддержкой в борьбе с картелями и местными криминальными группировками.
Разница в том, что если Нобоа опирается на иностранную, в первую очередь, американскую военную помощь, Гонсалес выступает за решение перечисленных проблем собственными силами. Как ни парадоксально, большинство эквадорцев, разочарованных в способности правительства покончить с насилием в стране, согласны на иностранное вмешательство. И предложение Нобоа, гражданина США и Эквадора, судя по всему, пришлось им по душе.
За политический горизонт население не заглядывает, явная потеря суверенитета и все более очевидная зависимость от политических, экономических, деловых и даже военных интересов Вашингтона на данный момент граждан не волнует.
Иное дело — ситуация с занятостью населения. По данным Института статистики и переписи населения Эквадора, в начале этого года только 33,7% эквадорцев трудоспособного возраста имели официальное место работы,
Нобоа, сторонник свободного рынка, пообещал создать миллион рабочих мест за четыре года, предложив стимулы для найма молодых людей и изменив систему образования, чтобы улучшить возможности трудоустройства. Гонсалес, в свою очередь, заявляла, что создаст 2 миллиона рабочих мест благодаря стратегии, которая включает увеличение расходов на общественные работы.
Обещания невыполнимые. По прогнозам МВФ, экономика в этом году вырастет на 1,2%, что является самым медленным темпом в Южной Америке. Но даже такой скромный рост находится под угрозой, если уровень водохранилищ не восстановится в достаточной степени, что приведет к очередному длительному засушливому периоду. Эквадор получает примерно 70% своей электроэнергии за счет гидроресурсов, их обмеление приводит к 14-часовым отключениям электричества в сутки.
Экономика Эквадора является одной из худших в Южной Америке. Согласно оценке Всемирного банка, в прошлом году она сократилась на 0,7%. Экономические перспективы Эквадора также неблагоприятны, поскольку темпы роста реального ВВП в 2024 году были ниже 0,4 процента, и прогнозы на этот год не обещают улучшения. Президенту Нобоа придется управлять «находящимся на грани краха» хозяйством, делают вывод эксперты МВФ.
За время первого президентского срока Нобоа стало очевидным, что, несмотря на безоговорочную поддержку, обещанную и оказанную Соединенными Штатами его правительству, проблемы в области экономики, безопасности, прав человека и социального обеспечения так и не решены. Правительство будет подчиняться диктату МВФ и агрессивной политике Трампа в отношении Латинской Америки.
Январь 2025 года стал самым кровавым месяцем в новейшей истории Эквадора: был убит 781 человек. И этот показатель держится примерно на том же уровне по сей день.
«Нобоа действительно разыгрывает карту Трампа в отношении Эквадора», — убеждена Риса Грейс-Таргоу, директор консалтинговой компании по политическим рискам Eurasia Group. Опыт соседних стран-производителей кокаина — Колумбии и Перу — говорит о том, что эта североамериканская карта крапленая. Пентагон не в состоянии победить наркоторговцев, а для военно-экономического противостояния Китаю Америке прежде всего нужны базы на тихоокеанском побережье Эквадора. И Нобоа ей в этом поможет. Даже за счет интересов Эквадора.
Автор: Юрий Строев
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить новые прогнозы от экспертов GEOFOR
Другие аналитические материалы читайте на сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов