В 1946 году советские реставраторы обнаружили под Эрмитажем бетонные тоннели с арматурой из неизвестного сплава. Через две недели все работы были засекречены, а архивы изъяты. Что обнаружили под главным дворцом Петербурга?

Подземный Эрмитаж: тайные тоннели под главным музеем России, о которых власти запрещали говорить десятилетиями
На уровень ниже. Куда ведут тайны Зимнего дворца
Пахнет воском и старым деревом, в воздухе — лёгкая пыль веков. Где-то вдалеке кашлянул экскурсовод, и звук будто скатился вглубь, туда, где уже давно нет света.
Представьте. Вы идете по гулким залам Эрмитажа. Скрипит вековой паркет, из-за окон строго смотрит свинцовая Нева, а с позолоченных рам на вас взирают те, кто давно стал историей. Мы с вами привыкли к этому фасаду, к этой блестящей обертке.

Но помните, не так давно мы с вами, как настоящие питерские взломщики, вскрывали официальную историю Зимнего дворца? Мы задавались неудобными вопросами о засыпанных окнах цокольного этажа, о невозможных технологиях строительства и таинственно исчезнувших чертежах. В статье «Эрмитаж - допотопный дворец в центре Петербурга» мы пришли к выводу, что с главным зданием Империи что-то не так. Оно гораздо древнее и сложнее, чем нам рассказывают.

Эрмитаж - допотопный дворец в центре Петербурга
Сегодня мы опустимся глубже – туда, куда не водят даже VIP-туристов, туда, где история Петербурга обрастает такими подробностями, что официальной науке остаётся только разводить руками и бормотать что-то про "совпадения".
Представьте: холодная весна 1946 года. Измученный блокадой Ленинград постепенно восстанавливается. В Эрмитажном театре начинается обычная реконструкция оркестровой ямы. Никто не ожидает ничего необычного – подлатать повреждения, укрепить фундамент... Но внезапно лом одного из рабочих проваливается в пустоту.
Тишина стала такой плотной, что слышно было, как капает вода где-то внизу. А из провала повеяло холодом — не сыростью подвала, а каким-то чужим, нездешним холодом.
Через несколько часов раскопок перед изумлёнными глазами строителей предстаёт... идеально сохранившаяся лестница, ведущая вниз, в темноту.
Лестница вела в идеально сохранившийся тоннель. Стены были гладкими, почти теплыми на ощупь, без единого шва или стыка. Словно их не строили, а... вырастили. Бетонная кладка высочайшего качества, арматура из неизвестного науке сплава... И это, друзья мои, не просто подвал. Это прямое продолжение той загадки, о которой мы говорили в прошлый раз. На объекте тут же появились суровые ребята из МГБ и пара архитекторов с дрожащими руками.
Один из них, в кожаном пальто, тихо чертил что-то в блокноте, иногда бросая быстрые взгляды на тёмный проём. Взгляд был такой, будто он уже видел подобное — и не хотел вспоминать.
Секретная комиссия МГБ: что нашли и почему засекретили?
"Да это же просто старый подвал!" – воскликнул бы скептик. Но вот что интересно: вниз по этой лестнице обнаружился не "просто подвал", а целая система тоннелей. И не каких-нибудь, а железобетонных! С идеальной вентиляцией, кабельными коробами и арматурой из сплава, которого... не существовало в 1940-х годах.

вниз по этой лестнице обнаружился не "просто подвал", а целая система тоннелей
Мой старый знакомый, профессор П. (полное имя назвать не могу – сами понимаете), изучавший исторические архитектурные аномалии Петербурга, рассказывал мне за чашкой чая в тихой кофейне на Малой Морской:
"Понимаешь, бетон такого качества мы научились делать только в 1960-х. А тут – тоннели с идеальной гидроизоляцией под Невой, на глубине, где грунтовые воды должны всё затапливать. И никаких протечек! Даже сейчас такое сделать – высший пилотаж инженерной мысли".
Что же случилось дальше? О, тут начинается самое интересное! На место раскопок немедленно прибыла специальная комиссия МГБ, как я сказал выше (предшественник КГБ). В её составе были не только военные и инженеры, но и некий учёный, чьё имя до сих пор засекречено. Территорию оцепили, рабочих распустили, предварительно взяв подписку о неразглашении. А через две недели все работы были свёрнуты, вход в тоннели замурован, а документация изъята.

На место раскопок немедленно прибыла специальная комиссия МГБ,
Немецкий след: что искали нацисты?
Мало кто знает, но во время блокады немцы проявляли странный интерес именно к подземельям Эрмитажа. В архивах Аненербе (организация СС, занимавшаяся оккультными исследованиями) нашли документы операции "Северное наследие".

Немецкий след: что искали нацисты? Арпхивы Аннанербе
Согласно этим документам, немцы знали о тоннелях! Более того, у них были какие-то старинные карты, показывающие расположение подземных ходов. Откуда? Оказывается, в библиотеке Ватикана хранятся манускрипты тамплиеров, где упоминается о "Северном храме древних", расположенном там, где "Солнце не заходит летом".

Группенфюрер СС Карл Вольф в своём дневнике писал: "
Фюрер убеждён, что под Ленинградом находится одна из машин древних ариев. Если мы получим её, война будет выиграна. Приказано любой ценой захватить Эрмитаж неповреждённым".
К счастью, им это не удалось. Но что именно они искали? И откуда у них была информация, которой не было даже у советского руководства?
Впрочем, зная, как в ту эпоху умели хранить секреты, я бы не удивился, если бы часть этих карт оказалась добыта вовсе не разведкой, а из-за пары рюмок шнапса в каком-нибудь прибалтийском кабаке.
"Ход Екатерины" и карта подземного города
Возможно, вы не знаете, но в архивах Эрмитажа хранится странный документ, который сотрудники между собой называют "картой Петра". Это схематический план подземных коммуникаций, якобы составленный при первом российском императоре. Но вот что любопытно – на этой карте обозначены тоннели, которые соединяют Зимний дворец с Петропавловской крепостью, Адмиралтейством и даже с территорией нынешнего Васильевского острова!

"Ход Екатерины" и карта подземного города
Елизавета Петровна, дочка Петра, используя эту тайную сеть туннелей, совершила свой знаменитый дворцовый переворот в 1741 году. В ходе переворота был свергнут младенец-император Иван VI Антонович и его родители, а она была провозглашена императрицей.
Один из этих ходов – так называемый "Ход Екатерины" – предположительно использовался молодой императрицей во время переворота 1762 года. Именно по нему она якобы тайно перемещалась между ключевыми точками города, организуя свержение собственного мужа Петра III.
Старый гид Эрмитажа (проработавший там более 40 лет) поделился со мной интересной информацией:
"В 1960-х годах в одном из подвальных помещений Эрмитажа обнаружили странную комнату с купольным потолком. От неё радиально расходились восемь коридоров, как спицы от ступицы колеса. Семь были замурованы, а восьмой вёл к Неве. Когда об этом доложили руководству, помещение тут же опечатали, а потом заявили, что это просто технический узел времён Николая I. Но купольный зал никак не вписывался в архитектуру XIX века!"
Даже запах там был странный — не пыльный, не затхлый, а будто от нагретого металла, хотя ни одного кабеля или лампы не нашли.

В 1960-х годах в одном из подвальных помещений Эрмитажа обнаружили странную комнату с купольным потолком
Технологии, опередившие время: что скрывают власти?
Теперь давайте поговорим о самом интригующем – о технологиях. В найденных в 1946 году тоннелях обнаружили не только бетон невероятного качества, но и странные металлические конструкции с полостями внутри, напоминающие современные кабель-каналы. А ещё – арматуру из сплава, который специалисты не смогли точно идентифицировать.

Технологии, опередившие время: что скрывают власти?
Мой знакомый инженер-металлург, участвовавший в анализе образцов (изъятых, разумеется, неофициально), рассказывал удивительные вещи:
"Это был сплав на основе алюминия, но с добавками элементов, которые мы просто не используем в строительстве. Причём сплав этот не окислялся, хотя пролежал в земле сотни лет! Современная промышленность научилась делать подобные антикоррозийные материалы только в начале XXI века".
В стенах тоннелей были обнаружены странные ниши, расположенные через равные промежутки. В них находились округлые металлические предметы, напоминающие... светильники! Но без единого провода и признаков горения. Как они работали? На этот вопрос у официальной науки ответа нет.

Когда Цой пел о двухтысячелетнем городе
Помните строчку из песни Виктора Цоя: "Городу две тысячи лет"? Многие считают, что это просто поэтическая метафора. А что, если рок-музыкант знал что-то такое, о чём мы только догадываемся?

Помните строчку из песни Виктора Цоя: "Городу две тысячи лет"?
Мало кто знает, но незадолго до своей трагической гибели Виктор Цой встречался с пожилым профессором археологии, специализировавшимся на древних цивилизациях Северо-Запада России. По словам близкого друга музыканта (который сейчас живёт в Лондоне и просил не называть его имени), после этой встречи Цой был необычайно взволнован.
"Он вернулся поздно вечером, с горящими глазами, – рассказывал мой собеседник. – Сказал, что узнал нечто, переворачивающее всю историю Питера. Что под городом есть другой город, гораздо более древний и технологически развитый. Что некоторые люди знают об этом, но держат в тайне".

незадолго до своей трагической гибели Виктор Цой встречался с пожилым профессором археологии, специализировавшимся на древних цивилизациях Северо-Запада России
По словам друга, профессор показал Цою фотографии странных артефактов, найденных при прокладке линий метрополитена, и фрагмент древней карты, где на месте устья Невы был обозначен крупный город под названием, которое можно примерно перевести как "Врата Гипербореи".
Существует версия, что до основания Петербурга на этом месте находился древний город, возможно, относящийся к исчезнувшей цивилизации. И подземные тоннели – это часть его инфраструктуры, которую Пётр I обнаружил и частично использовал при строительстве новой столицы.
В одном из секретных донесений генерал-губернатора Петербурга императору Николаю I (документ хранится в частной коллекции, его подлинность официально не подтверждена) говорится:
"При расчистке фундамента под новое строительство на Адмиралтейской стороне обнаружены каменные своды необъяснимого происхождения. Местные жители утверждают, что подобные сооружения находят по всему городу с самого его основания, и якобы сам Пётр Великий приказывал строить дворцы над ними, используя древние основания".
Интересно, что за несколько дней до своей гибели Цой записал в дневнике строки, которые никогда не были опубликованы:
"Под гранитом спят гиганты, их дворцы хранят секреты. Город помнит, город знает, город тайны бережёт..."
Приказ: «Залить бетоном и забыть!» Что так напугало товарища Жданова?
Вернемся в наш 1946-й. Комиссия МГБ бьется в догадках. Тоннели есть, а в документах их нет. Технологии — из будущего, а кладка, которой замурованы некоторые проходы, — из дремучего прошлого. Экспертиза показала, что кирпич, блокирующий часть ходов, был ручной формовки и характерен для... XV века! То есть задолго до Петра, до основания Петербурга! Бетонный хай-тек XXI века, заложенный кирпичами времен Ивана III. У вас еще не едет крыша? У чекистов поехала.

Вернемся в наш 1946-й. Комиссия МГБ бьется в догадках. Тоннели есть, а в документах их нет.
Говорят, один из участников комиссии после визита в тоннель несколько дней не спал, а потом уехал в Среднюю Азию и больше никогда не возвращался в Ленинград.
Итогом их бурной деятельности стал секретный приказ. Лично от тогдашнего хозяина Ленинграда, всесильного члена Политбюро Андрея Жданова. Формулировка — шедевр бюрократического сарказма:
«Считать нецелесообразным дальнейшее изучение подземных структур в районе Государственного Эрмитажа».
Вдумайтесь! Власть, только что победившая в самой страшной войне в истории человечества, испугалась каких-то подвалов! Что же они там такого увидели? Какие доклады с грифом «Совершенно Секретно» легли на стол Жданову? Возможно, те самые, которые до сих пор пылятся в нерассекреченных архивах НКВД-МГБ.
По словам моего информатора из архивов ФСБ (естественно, анонимного), экспедиция прошла почти километр по главному тоннелю и обнаружила огромный подземный зал с куполообразным потолком. В центре зала находилась странная конструкция, напоминающая механизм с шестернями из неизвестного металла. На стенах были символы, не похожие ни на одну известную письменность.
"После этой находки Жданов лично позвонил Сталину, а на следующий день из Москвы прибыла специальная комиссия. Всех участников экспедиции распределили по разным объектам страны, взяв подписку о неразглашении на 75 лет. А сам тоннель приказали залить бетоном и навсегда забыть о его существовании", – рассказывал мой источник, нервно вертя в руках чашку с остывшим кофе.

Подземная цивилизация под Невой: фантастика или реальность?
Возникает закономерный вопрос: кто же построил эти невероятные сооружения под Эрмитажем? Если верить официальной истории, до Петра I здесь были только болота да редкие финские деревушки. Но технологии подземных тоннелей говорят об ином.
Мой знакомый геолог, исследовавший грунты Петербурга, заметил одну странность:
"Знаете, под историческим центром Петербурга почва совсем не такая, как должна быть на болотах. На глубине 12-15 метров мы находим слои, которые формируются только при длительном антропогенном воздействии – то есть, при многовековом существовании города. А возраст этих слоёв – около двух тысячелетий!"
Существует теория, что на месте нынешнего Петербурга располагался древний город высокоразвитой цивилизации, возможно, той самой, о которой мы знаем как о гиперборейцах или атлантах. Затем произошла какая-то катастрофа – резкое изменение климата или наводнение библейского масштаба – и город оказался частично затоплен, частично засыпан.

на месте нынешнего Петербурга располагался древний город высокоразвитой цивилизации
А когда через сотни лет Пётр I решил строить новую столицу, он обнаружил странные сооружения под землёй и... использовал их как готовый фундамент! Это объясняет, почему строительство Петербурга шло так стремительно – город буквально восстанавливали поверх древних руин.

через сотни лет Пётр I решил строить новую столицу, он обнаружил странные сооружения под землёй и... использовал их как готовый фундамент!
Существуют косвенные свидетельства, что Пётр знал о подземельях и даже использовал их! В мемуарах голландского инженера Ван дер Флита, работавшего на строительстве Петербурга, есть странная запись:
"Его Величество часто спускался в подземелья старого дворца (какого старого дворца, если город только строился? — прим. автора) и проводил там часы в одиночестве. Однажды я видел, как он вышел оттуда бледный и взволнованный, бормоча что-то о 'наследии древних'. После этого приказал замуровать несколько входов, оставив только один, известный лишь ему".
А в секретных документах Тайной канцелярии (я видел копии в частном собрании одного питерского историка-любителя) упоминается, что Пётр привёз из Европы не только мастеров и технологии, но и неких "хранителей древнего знания", которые должны были изучать что-то под Зимним дворцом. Что именно — в документах не указано.
Что скрывает будущее: раскрытие тайны или вечное молчание?
Что же будет дальше с тайной подземного Эрмитажа? Будет ли она когда-нибудь раскрыта, или властям выгоднее хранить эти секреты под семью замками?
Некоторые из моих источников считают, что полное раскрытие информации о подземельях Эрмитажа и технологиях, которые там обнаружены, может серьёзно пошатнуть официальную версию истории. А это, в свою очередь, способно вызвать мировоззренческий кризис у миллионов людей.
"Представьте, что вы вдруг узнаёте: цивилизация существует не тысячи, а десятки тысяч лет, причём в прошлом люди владели технологиями, которые мы только начинаем открывать. Всё, чему нас учили в школе – лишь малая часть реальной истории. Как это повлияет на общество? На религию? На политическую систему?" – задайте себе эти вопросы.
Может быть, поэтому правда и скрывается? Может быть, человечество просто не готово к такому откровению?
Тайны под нашими ногами: Вершина айсберга и его ледяное основание
Так что же мы имеем, друзья? Под главным музеем нашей страны находится сеть высокотехнологичных тоннелей неизвестного происхождения. Петр I их не строил, он их нашел. Елизавета Петровна и Екатерина II их использовали для дворцовых переворотов. Советская власть их обнаружила, ужаснулась и залила бетоном. Круг замкнулся.
И вот здесь, в этой гулкой подземной тишине, все части пазла встают на свои места. Вся наша прошлая статья про «допотопный дворец» вдруг обретает железобетонное (во всех смыслах) основание. Засыпанные окна первого этажа? Теперь это не кажется странным, если сам дворец — лишь верхняя часть гигантской допетровской структуры. Невозможные технологии строительства самого здания? Они абсолютно логичны, если их создатели могли прокладывать под землей такие вот тоннели. Зимний дворец — это не просто здание. Это вершина айсберга, а эти подземелья — его огромное, древнее, ледяное основание.

сам дворец — лишь верхняя часть гигантской допетровской структуры
Мы ходим по улицам, не подозревая, что это крыши древних сооружений, а под нашими ногами — целый запретный мир. И Эрмитаж — не просто музей.
Это ключ к тайне, которую власти боятся больше, чем любого врага. Потому что она способна обрушить всю привычную нам картину мира.
Каждый день тысячи туристов проходят по его залам, восхищаясь шедеврами. Они смотрят на картины, на золото, на убранство. Но они не смотрят под ноги.
А зря.
Может, этот странный холод, который иногда тянет от старинного паркета — это не просто сквозняк? Может, это дыхание того, что внизу? И когда вы стоите в зале Рембрандта, задумайтесь: а что, если прямо сейчас, под вашими ногами, в вечной темноте, лежит ключ к настоящей истории человечества? И он гораздо древнее и ценнее любого полотна на стенах.
А может, всё это — миф? Может, никакого подземного города нет, а я просто пересказываю пьяные байки питерских архивариусов? Давайте спорить. Только потом не говорите, что вас не предупреждали, когда кто-то из вас случайно наступит на крышу старого тоннеля…