На протяжении всего времени проведения СВО у людей, наблюдающих за операцией, бездействие российских вооружённых сил в отношении транспортной инфраструктуры противника вызывало недоумение. Мосты и туннели, грузовые порты, электрические подстанции, несмотря на ведущиеся боевые действия, работали в штатном порядке, беспрепятственно пропуская как эшелоны с западным вооружением для Украины, так и высокопоставленных политических «туристов». Но как же так, возникает логический вопрос, ведь первое правило войны – лишить противника ресурсов, складов, возможности снабжения?
На этот счет экспертами высказывались разные версии. Например, российские вооружённые силы берегут покой мирных граждан Украины. В силу очевидной нелепости это предположение высказывается редко. Звучала и ещё одна версия, нелепее предыдущей: мол, мосты и туннели не обстреливаются потому, что в них попасть трудно (!).
Более правдоподобно выглядит предположение, что логистику берегут для бизнеса. А что, действительно, капитал интернационален, а бизнес, как звучит главный принцип капиталистов, — это прежде всего. Так что всё делается (или, наоборот, не делается) ради него кормильца.
Есть и еще версия, подленькая, но, тем не менее, не могущая быть совеем исключённой – мол, кукловодами, спровоцировавшими «спор славян между собой», установлены «понятия», по которым и ведутся военные действия, типа: тут мы играем, а тут рыбу заворачиваем.
И ведь никак не отвертеться от такого предположения. Вспомним, что Великая отечественная война шла 1418 дней. А СВО на день написания этого материала – 1308. Ещё сто дней и продолжительность «великой» и «специальной» сравняются. А результат? А результат тот, что за все эти годы российские вооружённые силы никак не могут сойти с «донецкого пятачка», создавая впечатление, что Россия не способна реализовать цели, заявленные в «меморандуме Рябкова», что только распаляет Запад, объединившийся, как и во времена фашистской Германии, в войне против ненавистной им России.
Этот результат не остался незамеченным спецпредставителем американского президента Келлогом. «Если бы Россия побеждала в военном конфликте, то ее войска были бы уже в Киеве, к западу от Днепра и в Одессе, уверен Келлог. По мнению спецпредставителя, продвижения российских войск в Донбассе недостаточно для того, чтобы говорить о победе». Российские эксперты, приводившие это мнение, никак не могли, да и не пытались опровергнуть его слова. В самом деле, трудно не согласиться с очевидным, несмотря на уверения пропагандистов, что, взяв очередную Малиновку или Константиновку, дело идёт к победоносному концу.
Можно ли такой результат назвать следствием несостоятельности и неспособности вооружённых сил России? Ерунда. В это могут поверить только враги. Да и начало СВО, когда планировался молниеносный захват Киева и, соответственно, украинского руководства, говорило об имевшемся победоносном потенциале ВС РФ, на что, видимо, и рассчитывало руководство России, начиная СВО.
Молниеносный захват руководства противника позволял навязать ему свою волю, несмотря ни на что. Встретили бы нас тогда цветами или проклятьями не имело бы никакого значения. Но что-то не срослось. И теперь российскому политическому руководству, помимо военных, предстояло всерьёз подключить другие ресурсы – как политические, так и идеологические.
Но что же Россия может преподнести братскому украинскому народу, как цель, которую своей кровью оплатили братья-славяне? Стремление построить общество, основанное на принципах справедливости? Да ни в жизнь! Олигархия, как рулила в России, так и рулит, пусть и не так явно, как во времена Березовского и Чубайса. «Ельцин-центр» как стоял, так и стоит, - как символ незыблемости либеральных устоев. На протяжении всех десяти лет его деятельности попечительский совет ЕЦ неизменно возглавляет глава президентской администрации.
Пока рулят «бюджетные миллионеры» и пресловутый «экономический блок», состоящий в услужении мировой финансовой олигархии, российская экономика, под разговоры об её «суверенизации», об «импортозамещении», никак не может расправить плечи и встать на ноги. Позорным символом этого является неспособность (или нежелание?) власти восстановить гражданское авиастроение.
Настоящим позором России практические ежедневные сообщения о диверсиях и шпионаже российских граждан в пользу врага. Работают на врага взрослые люди, работают на врага школьники. А это значит, что в России нет здоровой идеологии, воплощающей в себе ценности и смыслы, которые стоит защищать, за которые стоит бороться, за которые стоит умирать Эти предатели, воспитанные уже в новой, «демократической», России, не имеют понятия о том, что такое «Родина». Как сказал поэт, «чужды им страсти и чужды страдания» её. Для них это слово - пустой звук в отличие от значимости шелеста зелёных купюр.
А вот ещё - наши СМИ (наши ли?) радостно сообщают об очередных успехах российских спортсменов, не забывая в то же время сообщить, что они выступали под нейтральным флагом. Какой успех! Какая радость! В то же время известно, что израильские спортсмены категорически отказались подчиниться требованию спортивных организаций выступать под нейтральным флагом. Кто же здесь патриот?
Если во время Великой отечественной войны советских граждан мотивировали призывом «Родина-мать зовёт!», то в СВО чисто безыдейно призывают «присоединиться к СВОим» или же - чисто коммерчески, обещая большие деньги и всевозможные социальные гарантии – как и принято в рыночном обществе, где всё продаётся и всё покупается: ты – мне, я тебе.
Так что нынешней, идейно бесплодной России, нечего предложить, как говорили древние римляне, urbi et orbi, городу и миру. Вот и приходится ей сырьевым прицепом пристраиваться к динамично развивающимся новым мировым гигантам Китаю и Индии и проявлять гибкость на грани неприличия в отношениях с США.
Ну, а нынешняя стратегия российского руководства в отношении СВО, похоже, сводится к нехитрому принципу: день продержаться, ночь простоять, а там как-нибудь всё образуется, всё рассосётся, ресурсы Украины иссякнут, Запад ослабнет от внутренних раздоров, да и мы сами авось как-нибудь выкрутимся.
Но всё не образуется само собой. Нужен план, нужна ясная перспектива. После сказанного «а» все ждут, что будет и «б». То, что не удалось сделать в короткие сроки, с меньшими людскими и материальными потерями, теперь растянулось на долгие-долгие дни, что не улучшило моральное состояние противника, и вряд ли после таких потерь и неопределённых гипотетических выгод вызовет у него желание встречать российских «братьев» хлебом-солью на расшитых рушниках.
Да вот и речи наших лидеров никак не настраивают на оптимизм. Президент приглашает «террориста» Зеленского в Москву, говорит, что не исключает встречи с ним. Положим, что всё это игра, и встреча обставлена, казалось бы, невыполнимыми условиями. А вдруг не игра?
Вот и Лавров заявил о готовности России к компромиссам по Украине. Ну, какие тут могут быть компромиссы, раз речь идёт о чётко заявленной «демилитаризации» и «денацификации»? В чём же ещё мы можем уступить Украине, США и Западу в целом? И вообще – доколе отступать?
Не окажутся ли результаты этой братоубийственной войны схожими с результатами русско-японской войны 1904-1905 гг.? И стоило бы тогда вспомнить, чем эти результаты оказались чреваты?