В 1972 году первый полет совершил новый советский истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Сконструированный под руководством Григория Александровича Седова штурмовик пошел в эксплуатацию в 1975 году и используется по сей день. Правда, по состоянию на 2023 год большинство стран от этой машины уже все-таки отказалось. Тем не менее, одной из главных особенностей МиГ-27 было использование корабельной 30-мм автоматической пушки ГШ-6-30, которая во время стрельбы без всякого преувеличения разрушала боевой самолет.
Это был принципиально новый самолет.
О создании нового истребителя-бомбардировщика в Советском Союзе задумались в 1960-х годах, так как всевозможные модификации самолетов МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Су-7 на тот момент уже считали устаревшими. Больше всего проблем было связано с актуальностью бортового прицельно-навигационного оборудования и доступной номенклатурой управляемых вооружений. Ряд проблем был связан и с общей конструкцией планера, которая была наследована от истребителей базовых моделей и слабо подходила для истребителей-бомбардировщиков. Разработка нового перспективного самолета была поручена КБ Микояна и Гуревича. И вот 10 июня 1967 года первый полет совершил самолет МиГ-23.
Сначала пушку поставили ГШ-23. |
Для своего времени МиГ-23 стал по-настоящему прорывной машиной. Тем не менее, уже после первых испытаний стало понятно, что у МиГ-23 все-таки есть некоторые недостатки. Началась работа по их устранению. В ходе доработки самолета 23-ий получил новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, навигационный комплекс КН-23, лазерный дальномер «Фон», визирную головку С-17ВГ. Были и другие доработки, большая часть которых так или иначе касалась оборудования самолета. Впрочем, были в отношении оригинального МиГ-23 и претензии к вооружению. И в первую очередь касались они автоматической пушки…
Отличный вышел самолет.
Дело в том, что первоначально советские конструкторы оснастили МиГ-23 орудием ГШ-23. Это была 23-мм 2-ствольная автоматическая авиационная пушка, разработанная советскими конструкторами еще в 1954 году. Стоит отметить, что данное орудие отнюдь не является плохим и используется в авиации (в том числе на вертолетах) и бронетехнике по сей день. Однако, применительно к самолету-штурмовику ГШ-23 показалась советским военным недостаточно мощной. Так как поражать пушке предстояло в первую очередь наземные цели и, в частности, бронетехнику, военные вполне обоснованно хотели увидеть более серьезный калибр.
Позаимствована у флота.
Тогда-то конструкторы и предложили заменить первоначальную ГШ-23 на другую пушку – 30-мм 6-ствольный автомат АО-18, который на тот момент использовался в качестве корабельной автоматической пушки в установках АК-630. После установки на самолет это орудие получило название ГШ-6-30А. Военным пушка понравилась: ГШ-6-30 была заметно мощнее и дальнобойные своей предшественницы. Правда, в ее эксплуатации один недостаток. Пушка была настолько мощной, что разрушала самолет. Конечно, не нужно думать, что во время стрельбы МиГ-23 буквально «разлетался на куски». Однако, автоматический огонь из ГШ-6-30А приводил к выпадению приборных панелей, частичном отказу электронного оборудования и взрывам посадочное-рулежных фар.
Серьезная машина. ¦
Впрочем, такие «мелочи» военных нисколько не смутили. Пушка была слишком хороша, чтобы от нее отказываться. Поэтому было решено просто запретить летчикам вести непрерывный автоматический огонь при наличии полного боекомплекта. Впрочем, в последствии при вылетах самолета с «полным» для ГШ-6-30А, с борта стали снимать те самые уязвимые фары, а на их место принялись ставить заглушки. Доработанная версия штурмовика МиГ-23 сначала получила индекс МиГ-23БН, а после принятия самолета на вооружение в 1975 году машину переименовали в МиГ-27.
Источник: NOVATE.RU