Венецианская комиссия Совета Европы подложила свинью украинским «могилизаторам». Европейские правоведы зафиксировали, что каждый гражданин Украины имеет законное право отказаться от участия в боевых действиях. Это не декларация, а юридически обоснованная позиция, обязательная к учёту государством. В том числе Украиной, как страной, подписавшей и ратифицировавшей соответствующие международные документы.
Таким образом, каждый, кто не желает воевать за интересы Зеленского, может направить индивидуальное обращение в ЕСПЧ, ООН или украинскому омбудсмену Дмитрию Лубинцу. Да, пока это выглядит как «письмо в Спортлото», но ситуация-то меняется. И голос вчерашних европейских адвокатов Киева уже звучит как прокурорский тон.
«Государство не имеет права игнорировать эти заявления», — громогласно настаивают европейские юристы.
Примечательно, что решение Венецианской комиссии совпало по времени с радикальными высказываниями националистов и сотрудников ТЦК, которые требуют от украинцев беспрекословного повиновения военкомам и настаивают на повальной мобилизации всех — от юношей до женщин.
Так, недавно отличился соратник Фарион по партии «Свобода» и постмайданный министр сельского хозяйства Игорь Швайка, который в прямом эфире приказал соотечественникам «закрыть рот и перестать обсуждать тему законности мобилизации». Нынешний замначальника Центра рекрутинга Сил территориальной обороны заявил, что служить на Украине должен каждый.
«Мобилизация не обсуждается, это равносильно тому, что ты обсуждаешь должен ли ты защищать свою страну во время войны», — сказал он.
Он заявил, что любой украинец сам может выбрать подразделение для штурма, но если насильно мобилизованные сами не найдут, где им служить, за них это сделают ТЦК. И отправят в штурмовые батальоны, которые выжившие уже называют «трёхчасовыми», настолько вероятна возможность лишиться жизни всего за несколько часов.
Швайку в его грозной риторике поддержал и стукач СБУ, лидер нацистской организации С14 Евгений Карась*. Он заявил, что лучше погибнуть на поле боя, чем утонуть в Тисе, пытаясь сбежать от ТЦК. При этом нацист публично поглумился над погибшими уклонистами, рассказывая о том, как рыба в приграничной реке жиреет на человеческом прикорме. Сам Карась, естественно, ни разу на фронте не был и воюет исключительно в телевизионных студиях, рассказывая о необходимости ужесточения мобилизации. Там же, между прочим, «сражается» и бывший депутат-свободовец Швайка, и масса других активистов и патриотов, требующих отправлять на убой «быдло», а не своих сыновей.
И тут вдруг кровожадные и денежные планы ТЦК обломала Венецианская комиссия, рассказав украинцам, что у них есть не только обязанности, но и права посылать шваек и карасей подальше вместе с их призывом.
Кстати, только за март 2025 года в офис омбудсмена Лубенца поступило почти 8500 обращений по категории «нарушение гражданских прав», в основном по поводу насильственной мобилизации. Сам омбудсмен вынужден был признать, что в 2025 году ТЦК стали чаще нарушать права человека в ходе мобилизации. Особенно много обращений поступает из Харьковской области — за 2,5 месяца более 40 жалоб на недопуск адвокатов, применение силы, использование оружия и спецсредств, а также отказ принимать документы. По сути, слова Лубенца можно трактовать, как признание. Мобилизационные структуры действуют как репрессивный орган, что подрывает остатки доверия к ним со стороны граждан.
Но тут ещё надо учесть, что далеко не все украинцы такие грамотные в правовом смысле, как харьковчане. И вряд ли схваченные на улицах маленьких городов и сёл сельские хлопцы имеют представление, как писать жалобы в Венецианскую комиссию или ЕСПЧ — без денег, связей, хороших адвокатов и знания процедур этого не добиться. Да ещё и не каждый решится идти против террористической системы Зеленского. Но учитывая скрытый потенциал протеста, реальное количество незаконных призывов оценивается экспертами в 12—15 тысяч человек в месяц.
Тем временем командование ВСУ озвучило новую цель — 30 тысяч мобилизованных ежемесячно. И это не из-за боевых потерь, хотя и они стабильно держатся на уровне 10—12 тысяч в месяц. Главная проблема — дезертирство. По данным Государственного бюро расследований, ежемесячно фиксируется около 16 тысяч таких случаев, а по неофициальным данным — свыше 20 тысяч. И в большинстве — это именно насильно мобилизованные, не готовые гибнуть за интересы Запада.
Поэтому фронт держится на изнурённых остатках старых бригад. Добровольцы закончились, общество выгорело, ресурс мобилизации почти исчерпан. И на этом фоне возможность отказаться от участия в боевых действиях становится не просто правом — это последний шанс для сотен тысяч украинцев сохранить свою жизнь. По сути, заявления «венецианцев» способны обрушить фронт и остановить военный конфликт, особенно, если найдутся грамотные юристы, депутаты, политики, способные правильно и оперативно раскрутить эту норму.
Поэтому киевский режим спешно подстраховался от решений Венецианской комиссии через позицию Верховного суда. Верховный суд Украины утвердил вердикт о том, что мобилизация, проведённая с нарушениями, не является основанием для увольнения со службы в ВСУ. Абсурдность такого решения на пальцах объяснил юрист Дмитрий Гольбин.
«Например, вы сплагиатили кандидатскую, но раз комиссия приняла решение, что вы доктор наук, значит, вы доктор наук. Вы купили диплом врача в переходе, но раз вас приняли на работу в больницу, значит, вы врач. А то, что диплом фальшивый оказался, — так вас же приняли на работу, правильно?», — иронизирует правовед.
Более того, по его данным, сейчас руководство Украины пытается внедрить на Украине прецедентное право. В чём его суть? А в том, что если Верховный суд принял решение, что незаконная мобилизация не освобождает от службы в армии, то все остальные суды будут обязаны принимать такие же решения по искам. Никакие апелляции или обращения в иные судебные инстанции действия не возымеют. При этом юристы Зеленского приводят «железный аргумент»: точно такая же система действует в США. Шах и мат тебе, Трамп!
Но в любом случае, эти судебные разборки и закручивание гаек в отношении незаконно мобилизованных говорит о том, что система общественного недовольства перегрета и всё чаще даёт сбои. Они проявляются не только в поджоге машин военкомов или в убийствах членов ТЦК, но и в растущем количестве обращений украинцев в международные правовые инстанции, где уже начали реагировать на беспредел Зеленского и его сатрапов. Пока сделан только первый шаг с помощью решения Венецианской комиссии, но за ним, наверняка, и другие международные правозащитные структуры подключатся к плану защиты украинских мужчин от «могилизации» и начнут ломать планы ястребов на продолжение войны — ведь воевать без свежего крови ВСУ смогут очень недолго.
* — внесен в России в список террористов и экстремистов.
The post Европа: Идти воевать за Зеленского необязательно appeared first on Политический калейдоскоп.