Европа начала подготовку к третьей мировой: кто начнет первым?

КОНТ 22 часов назад 1
Preview

Дмитрий РОДИОНОВ

Время явки военнослужащих войск территориальной обороны (WOT) Польши сокращено до 6-12 часов из-за ситуации с падением обломков дронов, сообщили вооруженные силы страны. Кроме того, стало известно, что Польша перебрасывает около 40 тыс. солдат к границе с Россией и Белоруссией, а также полностью закрывает погранпереходы и ограничивает полеты вдоль границы на три месяца.

Очевидно, что инцидент с дронами действительно поверг польское общество в шок и не только польское, но и все западное в целом. Оказывается, дешевые беспилотники легко могут преодолеть границу страны НАТО и для того, чтобы их нейтрализовать, нужно поднимать в воздух дорогущие истребители и стрелять дорогущими ракетами.

Инцидент с дронами в Польше вызвал панику на Западе, пишет хорватский портал Advance. По мнению авторов, он может помочь Украине воспользоваться ситуацией и усилить эскалацию конфликта с Россией. И, судя по всему, от идей ввода войск «коалиции желающих» на территорию незалежной европейцы приняли решение отказаться в пользу усиления вооружения киевского режима.

В Европе считают, что на фоне нежелания президента США обсуждать содействие силам, которые могут быть отправлены на Украину, нужно отойти от обсуждения подобной гарантии безопасности, пишет The New York Times (NYT). «Настало время снизить интенсивность разговоров об этом и вместо этого сосредоточиться на обеспечении Украины необходимым ей оружием», – говорится в материале.

Однако сами европейцы в последнее время неоднократно жаловались на то, что их промышленность неспособна в одиночку справиться с этой задачей. Безусловно, европейская «партия войны» сильно рассчитывает на Вашингтон, который вовсе не против продавать им оружие для Украины, однако все чаще в ЕС раздаются голоса о неизбежности самостоятельно воевать с Россией.

«Готовьтесь к войне с Россией», – заявил, едва став генсеком НАТО, Марк Рютте. За прошедшие месяцы эта риторика только усилилась. В начале лета Рютте призвал страны альянса готовиться к конфликту с Россией уже конкретно: в ближайшие 3-5 лет и форсировать милитаризацию европейской экономики.

Очевидно, не все страны ЕС в восторге от этой идеи, и далеко не все готовы переводить свои экономики на военные рельсы. Но инциденты, подобные случившемуся в Польше, могут подстегнуть раздумья сомневающихся. В общем-то, если это и не была провокация именно с целью усилить милитаристскую истерику, нет сомнений, что именно с этой целью ей воспользуются те, кому надо.

Впрочем, если мы говорим о Польше, то ее и убеждать не надо – милитаризация этой страны происходит уже последние лет пять, причем ее особо и не скрывают. Она заявляет о намерении построить «самую мощную армию» в Европе, для этого Варшава начала масштабные закупки вооружений у США, Великобритании и Южной Кореи, предупреждал еще два года назад тогдашний министр обороны РФ Сергей Шойгу. По его словам, поляки активно скупают танки, артиллерийские системы, средства ПВО/ПРО и боевую авиацию.

Тогдашний глава минобороны Польши Мариуш Блащак тогда заявил, в частности, о покупке у Южной Кореи тысячи танков K2 и анонсировал приобретение еще 820 танков K2PL.

Впрочем, Варшава не только скупает современные образцы вооружения, но и строит собственный мощный ВПК, который, по прогнозам экспертов, в ближайшие 5-10 лет может стать одним из крупнейших в Европе. К примеру, на крупнейшем польском заводе, производящем технику и артиллерию, Huta Stalowa Wola недавно ввели новую производственную секцию площадью 14,5 тыс. кв. м, что позволит предприятию выйти на производство 250-300 единиц бронетехники в год. Речь идет о БМП Borsuk и гаубицах AHS Krab.

На территории завода Wojskowe Zakłady Motoryzacyjne в Познани реконструирован цех площадью 17,6 тыс. кв. м, происходит поспешная модернизация цехов завода Bumar-Łabędy в Гливице. Планируется, что в период с 2028 по 2031 год на его мощностях будут собраны 142 единицы бронетехники, включая 61 танк K2PL.

Помимо этого, наращиваются темпы производства артиллеристских боеприпасов. Государственная компания Mesko, входящая в Польскую оружейную группу, завершает приемочные работы двух объектов на заводе боеприпасов и зенитных ракетных комплексов в Скаржиско-Каменне общей площадью 5,8 тыс. кв. м.

К концу 2027 года Польша собирается выйти на уровень производства до 320-360 тысяч снарядов ежегодно (для сравнения, сегодня счет идет на десятки тысяч) – власти страны инвестируют в это более 560 млн евро. Помимо государства, крупнейшая частная оборонная компания Grupa Niewiadów SA также включается в процесс, запуская полный цикл производства боеприпасов.

Заметьте, это продолжается не первый год, и надо понимать, что на фоне последних событий польские власти только усилят расходы на ВПК. Кроме того, Польша продолжает наращивать численность армии.

Еще до начала СВО на Украине польские власти бредили идеей создания самой большой армии в Европе. Сообщалось о намерениях увеличить ее состав до 200-300 тысяч, а глава правящей тогда партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский и вовсе называл планируемую цифру – 400 тыс. человек.

Все же нужно понимать, что озвучиваемые цифр во многом – прожекты, и многие эксперты сомневаются в реальности достижения желаемых показателей в установленные самими поляками сроки. Но еще раз повторю, тренд на милитаризацию налицо и в ближайшие годы стоит ожидать его усиления. Оборонный бюджет Польши сегодня уже составляет 2,8 млрд долларов, или 4,8% от ВВП стран. То есть Варшава тратит больше всех на военные расходы среди европейских стран НАТО.

Стоит отметить: несмотря на то что Польше, несомненно, отводится роль «первой жертвы» и первого ТВД в потенциальной войне с Россией, как минимум одна страна НАТО и Европы не заинтересована в резком военном усилении Варшавы – Германия. И дело не только в историческом геополитическом противостоянии. Германия, судя по всему, стремится сама стать ведущей военной державой Евросоюза.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что главным выгодоприобретателем от вооружения Украины в ЕС стал немецкий Rheinmetall. «Война (на Украине. – Авт.) открыла для нас новую эру», – вполне откровенно выразился глава значительно увеличившего прибыль с начала СВО концерна Армин Паппергер. Несмотря на обещания построить что-то на Украине, надо понимать, что немецкие оружейники будут развивать производство на родине. И с инвестициями не должно быть никаких проблем.

В апреле этого года, еще даже не вступив в должность канцлера, глава победившей на февральских выборах ХДС/ХСС Фридрих Мерц анонсировал создание спецфонда объемом 500 миллиардов евро на развитие военной инфраструктуры. Это, на минуточку, больше, чем военные бюджеты России и Китая, вместе взятых, и в пять раз больше военного бюджета ФРГ на этот год (12% ВВП страны).

Еще прошлым летом Bild и Spiegel опубликовали оперативный план бундесвера на случай войны с Россией, предполагавший увеличение численности бундесвера с нынешних 181,5 тысячи до 1,5 миллиона в течении пяти-шести лет, в том числе за счет возврата отмененного в 2011-м призыва на срочную службу. Тогда же глава Министерства обороны Германии Борис Писториус призвал немцев принять меры, чтобы быть готовыми к возможной войне к 2029 году.

Эта цифра в последствии упоминалась не раз. В мае этого года генеральный инспектор бундесвера Карстен Бройер заявил о необходимости полного перевооружения армии Германии к 2029 году.

В директиве военного чиновника говорится о приоритетах для первоочередной закупки и разработки вооружений: ПВО, дальнобойные (позволяющие наносить точные удары вглубь территории противника на расстоянии более 500 км) ракеты, средства РЭБ и создание надежной системы «наступательных и оборонительных возможностей» в космосе. А на днях о том, что немецкие власти уже обязались сделать страну готовой к войне к 2029 году, когда Россия якобы может быть готова нанести удар по Германии, сообщила The Washington Post.

Учитывая кризис, который переживает немецкая экономика, и тут может возникнуть скепсис относительно возможности реализации заявленного в указанные сроки. Однако очевидно, что возможности экономики Германии намного больше, чем экономики Польши. И, несмотря на то что в пресловутом 2029-м в ФРГ пройдут новые выборы, итог которых сегодня не берется предсказать никто, очевидно, что тренд на милитаризацию – долгоиграющий.

Как очевидно и то, что готовятся они к войне с нами, ведь с самого начала было ясно, что после СВО на Украине все не закончится.

Надо понимать, что, помимо внутренней конкуренции, есть еще ряд нюансов, которые будут тормозить резкое развитие европейского военного комплекса, главный из которых – позиция президента США Дональда Трампа, который совершенно не заинтересован в развитии европейской оборонной промышленности. Напротив, он заинтересован в том, чтобы европейцы покупали американское оружие для Украины и для себя. Впрочем, не факт, что сторонники Трампа задержатся в Белом доме после того же 2029-го, а тренд на милитаризацию Европы, как я уже сказал, долгоиграющий.

И потом, нам нет особой разницы, каким оружием с нами будут воевать: европейским или американским. Нам важно то, что готовится Европа к этому вполне серьезно, даже не думая о последствиях и, очевидно, начисто позабыв уроки истории.

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'