Эффективное государство не может быть либеральным. Национальное государство не может быть социалистическим. Нам нужна Россия — как государство, эффективно действующее на практике и обустраиваемое по-русски.
Федерация — любимая форма либерально-социалистической идеологии. Национальные республики, национальные округа не являются экономическими или географическими районами, они совершенно произвольны, случайны и неудобны. Федеративное деление в России основано на национальном принципе и досталось нам от ленинско-сталинской национальной политики. Наследство тяжёлое, как плохо сделанный чемодан, никогда не имевший ручки. И нести тяжело, и бросить жалко, и переделать сложно.
Принцип федеративности в мире
Сам по себе принцип федеративности и даже конфедеративности в строении государства ни плох, ни хорош. Федерализм может быть органическим положительным моментом для одних стран и совершенно отрицательным, не свойственным для других. Всё зависит от его исторической естественности. Федерализм должен органично вырастать из истории формирования государства. Как это, например, было в истории Швейцарии или США. Швейцарские кантоны и американские штаты явились теми слагаемыми государственного единства, не хватавшего им в отдельности для создания большого, независимого от соседей государства.
Переходный тип швейцарской конфедерации в более сплочённую федерацию был возможен только при формирующейся нейтральности этого союза. По сути, Швейцария явилась трансграничьем между миром романским (франкошвейцарцы — 18%, италошвейцарцы — 10%) и германским (65% — германошвейцарцы) и миром протестантизма и католицизма (по 49% швейцарцев соответственно). Это был политический альянс разных самостоятельных кантонов, между которыми велись даже гражданские войны, как, например, Цюрихская (1440–1446) или Зонденбургская войны (1847). Швейцарский союз, с одной стороны, долгое время противостоял Священной Римской Империи, с другой — терял самостоятельность, как в период Гельветической республики (1798–1815), когда её контролировала Франция.
Федерализм США также развивался на основе консолидации разных общин переселенцев на стыке латиноамериканцев и англоязычных североамериканцев, испанских католиков и европейских протестантов. Союз штатов был столь же непростой, как и союз кантонов, с гражданской войной, аннексиями и спорами между штатами. 13 британских колоний подписали Декларацию независимости от Великобритании, примерно так же, как возник военный Швейцарский союз трёх кантонов, не зависимых от империи Габсбургов.
Федеративность ФРГ несколько иная. Разность религиозная, историческая и даже династическая во многих немецких землях могла быть преодолена лишь введением принципа федеративности государства. Хотя Империя Гогенцоллернов во многом и копировала Священную Римскую Империю Германской нации с её разнообразием и определённой автономностью земель и немецких династий.
Сегодняшняя ФРГ — федерация территориальная, а не национальная, так же как и США, и Швейцария. В этих странах объединительные процессы с одновременным сохранением определенной самостоятельности земель, штатов и кантонов были шагом вперёд в государственном строительстве. Федеративная союзная идея создала эти государства, работая на их единство.
Унитарность — русская государственная традиция
Логика русской власти, напротив, всегда стремилась к централизации, к собиранию территорий, к унитарности государства. Это заметно уже при Великом князе Владимире, Крестителе Руси, у лучших князей киевского периода, таких как Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо. Ещё более зрелой идея единства русского государства стала во время татаро-монгольского ига. К концу XV столетия из раздробленных княжеств восстановлено единое централизованное русское государство. И затем больше 400 лет Россия развивалась как успешное унитарное государство, с определёнными временными автономными исключениями: Касимовское ханство, великое княжество Финляндское, Царство Польское и некоторые другие.
Российская Империя декларировала в своих Основных Законах «единство и неделимость» страны вне зависимости от религиозных или национальных особенностей населяющих её народов.
Коммунистическая Федерация и партийная национальная политика
В России федеративная идея появилась в результате революционного переворота, смены элиты, изменения цивилизационной сути государства. Она уничтожила не только унитарность государства, но даже и само название «Россия» в своём наименовании. С точки зрения государственного единства это было большим шагом назад.
СССР, декларируя интернационализм, представлял собой союз искусственно созданных национальных государств, развивавший в 14 из 15 республик особый советский национализм меньшинств за счёт общесоюзной партийной борьбы с «великорусским шовинизмом» и перераспределения материальных благ из русского центра на инородческую периферию.
Современная Российская Федерация стала большим, причудливо вырезанным территориальным куском Большой России, внутренне разделённым, как и в своё время СССР, на национальные республики.
Как Ленин и Сталин закладывали бомбы под советское государство
Как уверяют нас левые, никаких особых отношений у большевиков с немцами «никогда не было». Но как ни крути, а первой созданной большевиками автономией в 1918 году, по «совершенной случайности», стала автономная область немцев Поволжья. Почему бы это?..
Затем, в 1920 году, коммунисты провозгласили вотякскую (затем вотяков переименовали в удмуртов), калмыкскую, карельскую, марийскую, чувашскую автономии.
В 1921 году — бурят-монгольскую, монголо-бурятскую (это не повтор — их действительно было две), кабардинскую, коми (зырян).
В 1922 году — адыгейскую (черкесскую, до 1990 года находившуюся в составе Краснодарского края), кабардино-балкарскую, карачаево-черкесскую (до 1990 года в составе Ставропольского края), ойратскую (сейчас Республика Алтай, до 1990 года в составе Алтайского края), чеченскую.
Далее ингушскую (1924), кара-киргизскую (1924), которую в 1936 году Сталин отделил от РСФСР и «повысил» до Киргизской ССР, северо-осетинскую (1924), мордовскую (1930), хакасскую (1930, до 1990 года в составе Красноярского края), еврейскую (1934, до 1990 года в составе Хабаровского края), чечено-ингушскую (1934), тувинскую (1944).
В 1930-х же годах Сталин, как «большой специалист в национальном вопросе», произвёл автономии в автономные республики. А перед самым распадом СССР «добродетельные коммунисты», что называется, на прощание, автономные области РСФСР сделали самостоятельными субъектами и вывели их из состава краёв.
При такой национальной политике СССР не прожил и трёх четвертей столетия. Уже при демократах-ельцинистах в 1992 году автономиям был подарен статус республик.
И обретшая независимость от себя самой Российская Федерация сразу же погрузилась в парад суверенитетов, договоров центра с национальными республиками, а вскоре и в военные попытки отсоединиться в Чечне.
Федерация в том виде, в котором досталась нам от советского прошлого, имеет совершенно неустранимую склонность к распаду по национально-территориальному признаку. При президенте Ельцине этот вектор чуть не привёл к повсеместной конфедерации и появлению независимых нерусских национальных государств внутри России.
Федерализм бывает устойчив только там, где он прошёл долгий путь от конфедерации к федеративному единству.
А не наоборот. Там, где некие государственные образования сами стремились к федеративному союзу.
Федерализм эффективен, когда из различных эмигрантов, разных вер и разных национальностей он стремится сделать американцев, а из саксонцев, баварцев и пруссаков — германцев.
Когда же из подданных единой и неделимой Российской Империи разных верований и народностей начинают искусственно выращивать республики по национальному принципу, то распад неизбежен и никакого наднационального советского народа не получается.
Иначе говоря, федерализм хорош, когда выполняет культурно-гражданскую ассимилирующую функцию, а не содействует взращиванию сепаратизма национальных меньшинств.
Российский же федерализм глубоко искусственен и опасен своей нежизненностью.
Какие субъекты ещё надо объединить в Российской Федерации?
Прежде всего необходимо закончить процесс объединения всех северных автономных национальных округов, где русские являются большинством. Все эти округа — давно устаревшее наследие сталинской национальной политики и были созданы ещё в 1930 году.
Согласно «Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» (Москва, 31 марта 1992 г.), к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся: федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации и её целостность; утверждение образования новых автономных областей, автономных округов; утверждение изменений границ автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации. Так что этот процесс абсолютно легитимный и не ущемляет ничьих интересов.
С Ненецким автономным округом всё уже более-менее понятно. Он будет в составе Архангельской области или Архангельского края, как начинают называться субъекты после объединения. Это самый малонаселённый субъект РФ. Русские в нём составляют более 63%, ненцы — меньше 17,8%, коми — 8,6%.
Следующим логично было бы встроить в состав Тюменской области Ямало-Ненецкий автономный округ. В субъекте русских — 61,7%, украинцев — 9,7%, ненцев — 5,9%. А также встроить и Ханты-Мансийский автономный округ. Он, как один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, смог бы успешно содействовать развитию нового региона. Русские там составляют 68,1%, татары — 7%, украинцы — 6%, ханты — 1,2%, манси — 0,7%.
Далее идёт Чукотский автономный округ. Он территориально не входит ни в один из субъектов РФ и также был создан в 1930 году. До этого был в составе Магаданской области. Русских — почти 50%, чукчей — 25%.
На втором этапе укрупнения регионов возможно слияние Республики Хакасия и Красноярского края. В Хакасии русских 80,3%, хакасов — 12%. Еврейская автономная область, организованная как коммунистический ответ на сионистский проект в Палестине, может быть объединена с Хабаровским краем. Национальный состав: русские — 92,7%, украинцы — 2,8%, евреи — 1%.
Также возможны объединения Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области, Псковской и Новгородской губерний, Свердловской, Челябинской и Курганской областей, Ивановской, Владимирской и Костромской, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И далее.
Но это уже более сложный процесс. На пути, к которому могут быть временные перекуры.
https://rusnasledie.info/federativnost-protivorechit-tradicii-russkoj-gosudarstvennosti/