Газ в обмен на уступки? США меньше всего заинтересованы в поставках в ЕC

k-politika.ru 4 часов назад 23
Preview

Американские и российские официальные лица провели переговоры о возможном возобновлении экспорта российского газа в Европу при посредничестве США, утверждают сразу восемь источников агентства Reuters.

По их данным, успешное завершение переговоров может способствовать укреплению мирного соглашения с президентом России Владимиром Путиным.

Несмотря на то, что большинство европейских стран нашли альтернативных поставщиков, некоторые покупатели российского газа остались. Отраслевые эксперты полагают, что спрос на российский газ может вырасти после урегулирования конфликта на Украине.

Участие США в восстановлении поставок поможет Москве в преодолении политического сопротивления в Европе, а Вашингтону даст возможность контролировать объемы возвращающегося на европейский рынок российского газа.

Как сообщили два источника Reuters, переговоры вели специальные представители Дональда Трампа и Владимира Путина — Стивен Уиткофф и Кирилл Дмитриев. Ранее Дмитриев в интервью CNN заявлял, что стороны могут рассмотреть «энергетические сделки».

В чем выгода США?
В настоящее время обсуждаются варианты передачи американским инвесторам долей в газопроводах — либо в «Северном потоке» (между Россией и Германией), либо в украинской газотранспортной системе, либо непосредственно в «Газпроме».

Альтернативный вариант предполагает закупку российского газа американскими компаниями с последующей перепродажей в Европу. Это позволит снизить политическое сопротивление внутри ЕС.

Вместе с тем, для реализации такого сценария необходимо решить ряд крайне важных вопросов, которые мы обсудили с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым.

— Игорь Валерьевич, в чем заключается интерес США в заключении подобного рода сделки с Россией?

— Я думаю, что у США как раз нет интереса восстановить реальные поставки российского газа в Европу. Это скорее некая приманка для России: «идите на переговоры, соглашайтесь на те условия, которые вам предлагают по украинскому кейсу, по урегулированию, и тогда мы вам разрешим или поможем восстановить поставки».

Но, на самом деле, шансов на это крайне мало. Потому что Соединенные Штаты в этом не заинтересованы, потому что хотят продвигать в Европу свой американский СПГ. И они открыто об этом говорят.

Когда Трамп говорит об отрицательном торговом балансе с Евросоюзом, он прямо указывает на то, что для исправления этого, европейцы должны покупать больше американских углеводородов. Зачем им выводить конкурента в лице России на европейский рынок в большей степени, чем он есть сейчас, непонятно.

Наоборот, американцам выгодно было бы вообще расчистить рынок сбыта. Именно поэтому Евросоюз сейчас опубликовал свою дорожную карту по отказу от российского газа. Они собираются голосовать по нему только в июне. А сейчас они ее представили.

Для чего? Для того, что именно сейчас идет торг с Соединенными Штатами по поводу условий взаимной торговли. И, по сути, ЕС предлагает американцам вытеснить окончательно российский газ с европейского рынка. А для чего они вычищают?

Для того, чтобы американский СПГ в больших объемах приходил постепенно в Европу. Им выгодно, чтобы в США строилось больше заводов. Чтобы появлялось больше рабочих мест, больше добычи и так далее.

Второй момент — это позиция самой Европы. Допустим, Соединенные Штаты при каком-то раскладе вдруг захотели помочь России увеличить поставки газа в Европу. Но европейцы-то против. Вот недавно они опубликовали план отказа от российских углеводородов к 2027 году. Не факт, что им удастся его согласовать, но тем не менее показательно, что хотят отказаться.

Германия, может быть, и выдала разрешение на работу уцелевшей нитки «Северного потока-2», но она не работает не потому, что американцы ей запрещают, а потому что европейцы не выдали разрешение на ввод в эксплуатацию, она никогда не работала.

Поэтому Европа-то сейчас политически против закупок российского газа. Только Венгрия и Словакия отстаивают свои национальные интересы, которые связаны с сохранением закупок российской нефти и российского газа. Остальные-то не хотят, что им там американцы прикажут?

Большой вопрос еще и в том, насколько это возможно. Поэтому я думаю, что это пока лишь элемент переговоров. Вбросы, которые появляются в СМИ, направлены именно на то, чтобы эту идею посеять в умах российского руководства. Вроде того, что «давайте обменяем возврат на европейский рынок на какие-то уступки в рамках украинского урегулирования».

Но я думаю, что в России все прекрасно понимают, о чем тут идет речь и что никакого возврата в общем-то не будет, и уж тем более в рамках такого обмена.

— В каком состоянии сейчас украинская ГТС и как на возможности транзита газа сказалась оккупация Суджи с последующим подрывом одноименной газоизмерительной станции?

— Станция в Судже просто замеряла и даже не прокачивала этот газ. Это не газокомпрессорная станция была, поэтому можно было работать и без нее. И опыт работы в 2024 году это показал. Украина захватила эту станцию, и с августа она была, по сути, в оккупации. Там не было сотрудников, и она как газоизмерительная станция не работала.

Но подача все равно продолжалась до 31 декабря через этот газопровод. Сейчас повреждена линейная часть, но ее можно довольно быстро восстановить и запустить. Поэтому это вообще не проблема. А можно запустить вообще нетронутую целую часть.

Это южный газопровод, который Украина перекрыла еще в 2022 году, потому что там часть трубы теперь проходит через территорию ЛНР. Можно ее запустить, если Украина принципиально согласна на запуск российского газа через свою территорию.

Так или иначе, здесь тоже нужно политическое решение. В общем-то, линейную часть можно за несколько недель. Это не проблема.

— На фоне новости о минеральной сделке между Россией и США обсуждалась возможность передачи под контроль Вашингтона и украинской ГТС. Насколько такая перспектива может быть интересна американской стороне?

— Сделка заключается между государствами, а исполнять ее могут коммерческие компании. И получается, что какая-то коммерческая компания США должна стать либо частично собственником украинской ГТС, либо полностью.

Но, в любом случае, туда кто-то придет из собственников только если будут гарантии загрузки этой транзитной трубы. Потому что просто купить газотранспортную систему для того, чтобы качать газ чисто внутри Украины или импортировать из Европы до потребителя никто не будет.

Не факт, что это вообще будет прибыльно. Украина будет пытаться не давать поднимать тарифы на прокачку, чтобы газ оставался доступным для внутреннего рынка. А транзит может гарантировать только Россия. Опять же нужно будет договариваться с Москвой о поставках. Здесь большой вопрос, зачем будет срывать это сама Украина.

И снова же, мы упираемся в вопрос, что американцам не нужен российский газ в больших объемах долгосрочно, будь то через Украину или еще как-то. Будет зарабатывать какая-то отдельная американская компания, если станет собственником украинской трубы.

Допустим, восстановим поставки. Получается, что Соединенные Штаты, как государство, окажутся в более проигрышной позиции, для них рынок сбыта станет более конкурентным. Поэтому вряд ли Вашингтон пойдет по такому пути.

— В таком случае, какими путями и в каком объеме Россия может поставлять газ в Европу?

— Сейчас работает только «Турецкий поток», и качает он даже иногда с превышением проектной мощности. Там для Европы предусмотрена только одна нитка. Если каждый день так качать, то по итогам года будет примерно 16-17 миллиардов кубов, может быть даже больше.

Если будет политическое решение, можно запустить уцелевшую нитку «Северного потока-2» — это 27,5 миллиардов кубов. С меньшей вероятностью можно запустить газопровод «Ямал-Европа». Он не поврежден, но там Польша национализировала долю «Газпрома» в компании.

На польском участке компании Europol Gaz у «Газпрома» был 49 процентов акций. «Газпрому» должны вернуть этот пакет, и тогда Россия снимет санкции с Europol Gaz, и «Газпром» сможет вновь заказывать услуги по транзиту газа в Германию. Запустить ее технически возможно, но политически пока ситуация слишком сложная и не видно разрешения.

Что касается Украины, здесь тоже много проблем. По крайней мере, пока боевые действия не закончатся, пока как-то не урегулируется конфликт, я сомневаюсь, что газопроводы через Украину будут работать. У каждого газопровода свои индивидуальные проблемы есть, и пока они слишком серьезные, чтобы восстановить объемом поставок газа в Европу.

Есть также еще поставки СПГ порядка 18-20 миллиардов. В 2024 году было три проекта. У крупнотоннажного «Ямал СПГ» проектная мощность 17,4. Но он работает с превышением проектной мощности, поэтому производит примерно 20-27 миллионов тонн. Из них где-то около 15 миллионов тонн поставили в Европу в 2024 году.

Если мы в миллиарды кубов переводим, получится около 20 миллиардов. И в прошлом году еще работали два среднетоннажных завода в Ленинградской области, тоже всю продукцию отгружая в Европу. Но в январе 2025 года США ввели санкции в отношении этих проектов. И они теперь в Европу не поставляют ничего.

Поэтому по СПГ в 2025 году будет, наверное, чуть поменьше. И здесь важно отметить, что СПГ мало что дает российскому государству, потому что «Ямал СПГ» получил в свое время большие налоговые льготы, нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых на газовый конденсат.

У нас нет экспортной пошлины на СПГ, поэтому если какие-то налоги остались, они, как правило, снижены. Но в большинстве своем государство вообще ничего не получает. В перспективе, конечно, государству хотелось бы, чтобы он нормально работал, и чтобы через те самые 12 лет после запуска он начал оплачивать налоги. Но если он останется здесь сейчас, в моменте государство ничего не потеряет. Вот такая история.

Иван Солдатов

The post Газ в обмен на уступки? США меньше всего заинтересованы в поставках в ЕC appeared first on Политический калейдоскоп.

Читать продолжение в источнике: k-politika.ru
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'