Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Поговорим о сверхдержавах, культуре и последствиях.
Сверхдержава имеет совершенно конкретные характеристики. Это доминирование в мировой экономике, доминирование в военной составляющей, доминирование в науке и доминирование в культуре. Советский Союз и США были сверхдержавами по всем четырём направлениям. Но начиная с 60-х, Штатам было неимоверно сложно конкурировать с нами в культуре. Они фактически ничего не могли противопоставить нашей литературе, искусству, музыке, балету, поэзии. Да, они могли составить конкуренцию в спорте (это тоже составляющая культуры), но в целом это направление они проигрывали.
Во второй половине 20 века, американцы делают ставку на масс культуру. Массовый Голливуд, помноженный на пропаганду вседозволенности. Цель была не только попробовать перетянуть внутреннего советского обывателя на свою культурную сторону, но и зайти с этим в другие страны. И у них получилось, пик пришёлся на 80-е прошлого века.
Но победу праздновать рано. Вот смотрите что происходит сегодня. Американцы в основной своей массе привыкли к фастфудовой культурке и перестали интересоваться мировой культурой, в том числе и русской классикой, французской, английской и немецкой. И культура эта, внутри самой Америки, деградировала. В Европе тоже так происходит, да и у нас есть снижение качества по отношению к себе же. Как итог, американцы не получают информацию из окружающего мира, она им как бы не нужна.
Американцы не интересуются мировыми и политическими событиями. На вопрос, что такое "Киотский протокол", кто такой Бисмарк, что такое "Версальский мир" или где находится Антарктида, американцы отвечают с гораздо меньшим уровнем осведомленности, чем жители других стран. Ролики вы все видели.
Это как раз результат замкнутой масс культуры, ведь при таком подходе, книг никто не читает. Всё узнают из фильмов или роликов. Они даже историю сегодня по художественным фильмам учат.
В 2009 году лишь половина американцев помнила о том, что предыдущие игры прошли в Пекине. Впрочем просьба назвать американских знаменитостей - не вызывает у них никаких затруднений.
Вы знаете, что Франция в своё время, даже была вынуждена принять закон, ограничивающий американскую музыку на радиостанции, а также поставить под запрет целые слои американской масс культуры? Похожие процессы произошли и в Англии, а также ряде других стран.
Во второй половине 20 века, недавно созданная ООН составила перечень прав человека, которые все страны должны были стремиться защищать. Американцы были особенно заинтересованы в одном из пунктов, статья 19 гласила:
"Каждый человек имеет право на свободу убеждений, включая право получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ".
Штаты хотели обеспечить абсолютно равные условия игры, чтобы любой человек, из любой страны, мог получать любую информацию. Мировой рынок идей свободный от оков цензуры. Ну так было заявлено. Через несколько лет, некоторые делегаты, включая представителей Индии, поставили перед американцами вопрос. Если вы верите в равный доступ к информации и культуре, то разве вы не должны переориентировать ряд своих ведущих СМИ на развивающиеся страны, включая нашу страну, чтобы у нас была такая же возможность рассказывать миру свою историю, в том числе и на территории США. Американцы никак не отреагировали, хотя понимали, что Индия права.
Иными словами, они своей массовой культурой отравили не только своих людей, но и целые пласты стран Азии, Европы, Ближнего Востока и далее по списку.
В составе тогдашней американской делегации было множество журналистов, и медиамагнатов. Они знали, что если некоторые страны не могут себе позволить передавать свои новости, то они будут все больше полагаться на новости от американских информационных агентств. Это хорошо сказывалось на прибыли медиа компаний, а также приносило пользу американскому госдепу, которого несомненно радовала перспектива того, что миллиарды людей будут читать новости в том виде, в котором их преподносят американцы.
Через свои СМИ они "подарили миру" американский взгляд на мировые события и историю, а через масс культуру привили вкус (весьма специфический).
Вспомните, сначала американцы снимали вполне качественные цветные фильмы с голливудскими звёздами, ведь они могли себе это позволить. А в это время в разоренной войной Европе, обедневшей Мексике и разрушенной Японии, по прежнему снимали лишь малобюджетные комедии, чтобы поддерживать дух населения. Одним из самых популярных фильмов во Франции, в 40-х годах, была лента "Праздничный День". В этом фильме, где по сути нет сюжета, странноватый французский почтальон, попадает в череду забавных событий в живописной деревне. Денег и иных ресурсов на что-то другое просто не было. Голливуд захватил воображение европейских зрителей.
Советский Союз несомненно это понимал.
Во время Холодной Войны, все, что могло считаться коммунистической пропагандой, перехватывалось почтовыми службами США и так никогда и не доставлялось. К примеру книги, которые сотни тысяч американцев заказывали в уже переведённом на английский варианте.
В общем мы ведём к тому, что США, как доминирующий гегемон в четырёх направлениях (военной, экономической, культурной и научной), рассыпается. И в первую очередь это происходит в культуре. Следом падает наука. Вы знаете, что по 100 критическим направлениям науки, в 70 направлениях Китай уже опередил Штаты?
В новом миропорядке не будет единоличного гегемона. Например Китай может быть гегемоном только в направлении экономики и науки, но в направлении культуры этого не произойдёт. Конечно культура у них есть, но она не воспринимается мировым сообществом. Россия может быть гегемоном в военной и культурной сфере, но едва ли мы моментально сможем компенсировать свои отставания в науке по широкому фронту. Нам придётся пройти этот путь полноценно, а это время.
Что касается США, то если они останутся на карте, то вряд ли очень быстро растеряют наработки в науке и ВПК. А вот их масс культура больше не востребована. Да и поддерживать они её не могут.
Всем добра.
https://dzen.ru/a/Z2LnvuDIqnGB58av