
Инцидент с «русскими дронами» над Польшей получил продолжение на уровне НАТО. Альянс по просьбе Варшавы на основе статьи 4 Североатлантического договора провёл консультации. В результате решено провести военную операцию НАТО «Eastern Sentry» («Восточный часовой»), направленную на укрепление позиций блока на восточном фланге.
Об этом было объявлено 12 сентября на совместной пресс-конференции генсека НАТО Марка Рютте и верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе Алекса Гринкевича. Получается, что в добавок к «Балтийскому часовому» НАТО породило «Восточного часового».
Стратегическое командование НАТО по операциям (Allied Command Operations — ACO), которое отвечает за планирование и реализацию всех операций альянса, будет осуществлять охрану восточного фланга НАТО. Сообщается, что «многодоменная активность, которая начнётся в ближайшие дни и продлится в течение неопределённого периода, является ответом на продолжающиеся нарушения воздушного пространства со стороны РФ, включая многочисленные беспилотники, которые нарушили воздушное пространство Польши 10 сентября».
Страны-члены НАТО уже сделали заявления о развёртывании сил и средств для «Восточного часового»: Дания предоставит 2 истребителя F-16 и фрегат ПВО, Франция — 3 истребителя Rafale, Германия — 4 истребителя Eurofighter. Британия также выразила готовность оказать поддержку.
Марк Рютте на пресс-конференции не зря упомянул «передовые сухопутные войска, развёрнутые в восьми странах, с участием всех союзников, поддерживающих эти контингенты», и наличие планов по расширению военного присутствия, «если и когда потребуется». Многонациональные боевые группы развёрнуты в Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии, Словакии и Эстонии.
ACO будет тесно сотрудничать со Стратегическим командованием НАТО по трансформации, как это происходит с операцией «Балтийский часовой», для быстрого проведения экспериментов и внедрения новых технологий в масштабах всего альянса, таких как датчики и оружие для обнаружения, отслеживания и уничтожения БПЛА.
Наблюдаем постепенное выстраивание военной инфраструктуры операций НАТО под Большую Европейскую войну. Через операции «Балтийский часовой» и «Восточный часовой» более определённо очерчивается и география конфликта — от Балтийского моря до Чёрного.
Для завершения конфигурации Североатлантическому альянсу осталось запустить операцию «Черноморский часовой». Но есть препятствие — в виде конвенции Монтрё. Поэтому в ней гипотетически могли бы принять участие ВМС лишь причерноморских стран-членов НАТО в лице Румынии, Болгарии и Турции.
Однако Анкара пока не готова идти на прямое обострение отношений с Россией, поскольку зона проведения «Черноморского часового» пересекалась бы с районом проведения СВО. Опять же, Турция не заинтересована создавать угрозы газопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» через пропуск в Чёрное море союзников по НАТО, отметившихся подрывом «Северных потоков».