![](https://cont.ws/uploads/pic/2025/2/91%20%283%29.jpg)
Эйфория, охватившая рассуждающих о «новой американской революции» и о том, что Украина – «уже наша», не только преждевременна, но и не отменяет «подводных камней». Их много. Но сначала — еще раз пару слов о контексте происходящего. Ибо нет ничего страшнее, чем неадекватная оценка окружающей действительности, подгонка ее стратегической реальности под текущую, тактическую конъюнктуру.
Итак, теперь подтверждается то, что британская разведка «сливала» в Киев: что контакты между Москвой и Вашингтоном идут уже давно и плотные, просто о них не сообщалось. Почему сообщили сейчас? Две версии. Одна: утрясли стартовые позиции. Другая версия: оглашение очень нужно Дональду Трампу, сильно настаивал. На носу выборы в Германии, в которых у него свои ставки; по его планам, они должны дать старт переформатированию европейского политического пространства. Какие ставки? Об этом исчерпывающим образом говорят планы вице-президента Джея-Ди Вэнса, прибывшего в Мюнхен на конференцию по безопасности. В программе, помимо выступления, встреча на полях с Фрицем Мерцем, лидером ХДС/ХСС; а вот встречи с канцлером Олафом Шольцем, номинальным хозяином тусовки, не будет! По мнению американской стороны, это бессмысленно, ибо тот перестанет быть канцлером через считанные недели – выборы пройдут 23 февраля. Помимо персональной ставки на Мерца, выдвиженца крупнейшей по объему активов управляющей компании (до 10 трлн долларов), делается коалиционная ставка на альянс христианских демократов с АдГ, которая на днях провела съезд, изрядно напугавший правящих пока еще социал-демократов. А кому неизвестно, что Мерц, став канцлером, готов разрешить поставки Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus, от чего шарахался Шольц?
Теперь Владимир Зеленский. Последние три-четыре дня на самой Украине его только ленивый не размазывал за обнародованный Трампом проект соглашения по недрам, из-за повешенной на Киев цифры в 500 млрд долларов. По месторождениям «редкоземов» и не только; там украинские недра в полном объеме, со всеми ресурсами, а также целый ряд предприятий. Сначала Зеленский пытался впарить Трампу еще и то, что находится на территориях, уже освобожденных российской армией. Не получилось. А когда от Трампа приехал глава Минфина Скотт Бессент с готовым проектом кабального документа и дал два дня на подписание, поднялся шум, и Зеленский подписывать отказался. Тут же пошли утечки, что в Киеве на Банковой улице все поняли и приняли решение занять к Трампу обструкционистскую позицию, то есть уйти в тотальный отказ. Первое, что «просроченный» сделал по приезде в Мюнхен — явно в пику Трампу публично отказался разговаривать с российской делегацией, обидевшись, что первый звонок из Вашингтона последовал не ему, а российскому лидеру Владимиру Путину. Правда, пока Зеленский демонстрирует фронду, глава его офиса Андрей Ермак уже под диктовку Вашингтона готовит выборы. И что-то подсказывает, что они все-таки будут, ибо таких темпов зачистки электорального поля не наблюдалось даже в ходе постмайданной кампании 2014 года. Кстати, ее триумфатора Петра Порошенко (внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму) тоже зачистили, развернув репрессии против функционеров его «Европейской солидарности». Логика у Трампа железная, как и хватка: не подпишет этот «как бы уже и не президент вовсе» — подпишет новый, наделенный обновленной легитимностью. Зеленский с Ермаком, конечно, могут выборы спрофанировать, но в этом случае, думается, ломаного гроша никто не даст за то, что смена власти не произойдет «цветным» путем, особенно учитывая «плинтус» рейтинга «Зермака» в ВСУ. А тем временем в СМИ уже утекает информация о скором снятии санкций и обратном подключением к SWIFT сразу десяти российских банков.
В экспертном сообществе, где в эти дни беспрецедентной динамики идет беспрецедентное ее обсуждение, склоняются к тому, что Трамп меняет формат Мюнхена: собирались «рассматривать» Россию, а будут – Украину. И, разумеется, Европу через призму Украины. Сообщают, что в условиях европейского запрета на полеты российских бортов, нашу делегацию доставил в Мюнхен американский военный самолет, которым в Москву привезли обменянного Александра Винника. Состав российской делегации не раскрывается. Но поскольку Трамп уже поручил представлять США главам Госдепа и ЦРУ – Марко Рубио и Джону Рэтклиффу, а также секретарю СНБ, президентскому советнику Майклу Уолтцу и спецпосланнику Стиву Уиткоффу, то и у России представительство будет достойным.
С позитивным контекстом все. Теперь об обещанных «подводных камнях». Первое. По сути официально легализована тема европейского «миротворческого контингента» по завершении конфликта. Причем, если глава Пентагона Пит Хегсет на брюссельском заседании контактной группы по Украине, подчеркнул, что американских войск там не будет, то Вэнс внес корректировку. Их появление теперь оказывается возможно, если Москва проявит в ходе переговоров «неконструктивизм». Но это, во-первых, откровенный шантаж, причем, скорее всего на главную тему противоречий – Херсон и Запорожье; невооруженным глазом просматривается вариант постановки нас внешнеполитическими средствами на шпагат внутриполитической дестабилизации: или договоренности, или Конституция. Это не пойдет. Во-вторых, как быть с другими регионами Новороссии или с тем же Харьковом? А в-третьих, на языке так и вертится вопрос: «А судьи кто?».
Но в любом случае неважно, какой контингент – США или ЕС, уже понятно, что на военном языке это означает, что потенциально вражеские войска встанут в пятистах километрах от Москвы. Речь идет о досягаемости столицы средствами не стратегической и даже не оперативной, а тактической дальности. Допустить это невозможно, и об этом говорилось неоднократно («три НИ» Путина – Сергея Лаврова: ни НАТО, ни войск НАТО, ни учений с НАТО). Кроме того, у проблемы гарантий безопасности, помимо военной, имеется и политическая составляющая. Приведенный вариант является прологом к приему Украины в ЕС, после чего о ее принадлежности к Русскому миру можно забыть.
Второе. В угаре обсуждения телефонного разговора все дружно позабыли восточный вектор. Между тем, изображая движение «навстречу» Москве, Трамп продолжает шантажировать 100%-ными импортными пошлинами объединение БРИКС. Налицо стремление оторвать от него Россию, а следом еще и Индию, кстати, которой на четверть США увеличивают военную помощь. Осью БРИКС служит ШОС, а осью ШОС – альянс Москвы и Пекина. Провозглашая «смерть» БРИКС от страха перед пошлинами, Трамп блефует отрывом друг от друга двух наших столиц, это главная, конечная цель.
Рассуждая в духе передачи ответственности за Украину Европе, Трамп не скрывает, что намерен перенаправить высвобожденные ресурсы в АТР для противостояния с Китаем. Это осложняет положение Пекина, который вполне может сыграть на опережение в весьма чувствительных для США точках вроде Южной Кореи, страны, третий месяц пребывающей в условиях фактического безвластия, с армией, обезглавленной арестами путчистского генералитета. Надо понимать, что любое такое обострение произойдет у наших границ, причем, в условиях отвлечения основных сил на Украину, что у подобного конфликта будет высокий потенциал эскалации, включая ядерную, а также что Россия тесно связана союзническими обязательствами с КНДР.
Еще один важный аспект. В преддверии Мюнхена глава МИД КНР Ван И, отвечающий не только за внешнюю политику, но и за безопасность, совершил визит в Великобританию, где провел переговоры с коллегой Дэвидом Лэмми и был принят премьером Киром Стармером. В условиях перетягивания Трампом на себя миротворческого одеяла Китай, у которого есть совместный с Бразилией план урегулирования, озабочен откровенно антикитайским вектором новой администрации США. В Пекине хорошо понимают, что главный торговый партнер – Европа – так же, как и Китай, превращается в объект американского нажима. На этом фоне вполне возможной выглядит координация усилий Поднебесной с ведущими европейскими столицами, которые, в свою очередь, на фоне угрожающей им «реформы НАТО» начнут кооперироваться с Лондоном. Поэтому объективно назрели российско-китайские консультации в режиме сверки часов и взаимного информирования друг друга о происходящих событиях. В Пекине внимательно за ними наблюдают, опубликован взвешенный и предельно осторожный комментарий Синьхуа, в котором если что и констатируется четко и однозначно, так это признание «серьезных изменений в политике США»
Третье. Известно, что лидеры приходят и уходят, а народы – остаются. Наследуя при этом ошибки и достижения лидеров, которые отображаются в их последствиях. Трамп – это, к сожалению или к счастью, ненадолго. После промежуточных выборов ноября 2026 года, а до начала избирательной кампании остался всего год, Трамп начнет переходить в «уходящий» разряд, а срок у него остался один. Тем более, если республиканцами будет утрачено хлипкое большинство, скажем, в Сенате. Как будет организована преемственность, и станет ли она возможной в конкретных условиях 2027-2028 годов – никто не знает. Сейчас впору загадывать не годами и месяцами, а неделями и днями, такая динамика. Поэтому время покажет, что именно отражает ставка на Трампа, если она будет или уже сделана: просчет или расчет. Вопрос важный, ибо всегда существуют опасения, что с той стороны расчеты могут включать надежды, что все спишет большая война, после которой все начнется с чистого листа.
Пока ситуация выглядит, мягко говоря, сложной, неоднозначной и, главное, непрозрачной. Поэтому разделить победные лозунги, которые сегодня раздаются из каждого утюга, мы, увы, не готовы. Во-первых, не факт, что они соответствуют действительности, а не конъюнктуре. Во-вторых, во всем происходящем отчетливо просматривается линия новой администрации США на столкновение Европы с Россией. Поддержка Мерца в Германии, перетягивание каната вокруг Херсона и Запорожья, поощрение европейской оккупации большей части Украины с подкреплением ее западного вектора. Сюда же следует отнести разговоры о скорой «реформе НАТО», которая, на наш взгляд, сведется к установлению поборов в процентах от ВВП и создании автономного от США европейского командования. Грубо говоря Монс, где штаб Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, отсоединят от Вашингтона и, минуя Лондон, замкнут на Брюссель.
В-третьих, у нынешней ситуации обнаруживаются достаточно концептуальные совпадения; в ключевых моментах она повторяет тренды перед Второй мировой войной. Там тоже все начиналось:
— с резкого подъема предварительно и заблаговременно опущенной учетной ставки ФРС, которая и спровоцировала Великую депрессию;
— также имела место достаточно серьезная стычка США с Британией, ознаменованная британским эмбарго, запустившим в дополнение к рыночным обвалам еще и торговую войну 1929 года;
— правление Франклина Рузвельта началось с нормализации отношений США с СССР – установления между странами дипломатических отношений.
Какие перспективы? В кулуарах обсуждается, пока чисто теоретически, возможность реализации приглашения Путина Трампу на 9 мая, 80-ю годовщину Победы. Поскольку в Москве по этому случаю с визитом будет находиться председатель КНР Си Цзиньпин, то возможна и трехсторонняя встреча. Уже приходилось уточнять, что день, когда о такой встрече «на троих» будет объявлено, может оказаться переломной датой нынешнего мирового кризиса. И надо понимать, что если такая встреча пройдет в Москве и будет успешной, то велика вероятность, что всего через три с половиной месяца, 3 сентября, она повторится уже в Пекине, когда будет отмечаться победа и окончание Мировой антифашистской войны, как ее называют в Китае. Там можно будет уточнить и закрепить результаты, после чего трио будут ждать в Вашингтоне. Проблема в том, что альтернативой такому треугольнику, который способен стать практическим воплощением концепции многополярного мира, если что-то не сложится или вообще не состоится, окажется угроза большой европейской войны в перспективе трех — максимум пяти лет. Мир находится на переломе, и ставки на будущее устремляются в небеса.