"ГОДНЫЙ СПОСОБ УМЕРЕТЬ": НАШИМ БОЙЦАМ ЗАПРЕТИЛИ НЕУСТАВНЫЕ АПТЕЧКИ. ОШИБКА, ГЛУПОСТЬ ИЛИ ДИВЕРСИЯ?

КОНТ 2 дней назад 24
Preview

С фронта пришли тревожные вести: отныне бойцам на СВО запрещено использовать "незарегистрированные" средства экстренной медицинской помощи — кровоостанавливающие, они же гемостатики или турникеты. И это на фоне больших претензий к качеству и количеству штатных аналогов, которые уже прозвали "лучшим способом умереть".

Волонтёры бьют тревогу

Волонтёрская организация "Врачи, вы не одни", которая собирает аптечки и медицинские рюкзаки, чтобы бесплатно передавать их врачам и военным на СВО, опубликовала совершенно неожиданный и странный приказ командира одной из войсковых частей в зоне спецоперации. Этим приказом командирам соединений и воинских частей предписывается "исключить использование" медицинских изделий, не имеющих регистрации.

Тут решили тихонько избавиться от "не тех" медизделий на фронте, даже волонтёрских. Следующим что запрещать будете? Дроны, отличные от тех, что армия выдаёт, другие рации или ещё что-то?

— задались вопросом волонтёры.

Они также предложили военным чиновникам "начать наконец снабжать военных изделиями нужного качества и количества" и привести пример, когда незарегистрированное изделие привело к гибели солдат.

Не нужно пытаться регулировать деятельность волонтёров. Снабжение по гуманитарной линии не от хорошей жизни всё ещё актуально на четвёртый год войны,

— добавили они.

Если верить опубликованному документу, то в нём приказывается запретить использование, например, израильских бандажей, гемостатических средств и бинтов, тампонов, гелей и иных подобных средств отечественного производства, которые пусть и прошли необходимые проверки, но не получили регистрационного удостоверения. Запрет, как объясняется в приказе, вводится "в целях сохранения жизни и здоровья военнослужащих".

Там также сказано, что он издан в соответствии с указаниями вышестоящего начальства — замначальника Главного военно-медицинского управления Минобороны, а также на основании распоряжения начштаба группировки "Центр".

Приказ этот заметили и другие организации. Реакция одна — возмущение. Ведь можно найти достаточно много примеров, когда именно такие, незарегистрированные средства действительно спасали жизни бойцам, тогда как штатные либо были некачественными, либо же их попросту не хватало (об этом ниже).

По мнению первого министра госбезопасности ДНР полковник в отставке Андрея Пинчука, такие вопросы требуют обязательного официального прояснения, тем более если действительно есть подтверждение тому, что такие медизделия наносили вред бойцам. Эксперт считает, что подчинённые, которым пояснили логику такого решения, совершенно иначе подойдут к его исполнению, так как каждый подчинённый должен понимать логику своего командира:

Если этой логики нет, то это просто лоббирование интересов конкретных поставщиков под конкретные госпрограммы. И это, конечно, предмет разбирательства, в том числе и предмет разбирательства для военной прокуратуры.

Царьград направил в Минобороны соответствующий запрос, на момент публикации материала ответа не поступало.

Это нарушение закона?

Как заметила одна из компаний — отечественных производителей гемостатических средств, продукция которой, если верить опубликованному документу, также попала под "нож", то запрет этот может вступать в противоречие с целым рядом положений законодательства России.

К примеру, Федеральный закон №323-ФЗ от 21.01.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в пункте 1 статьи 31 устанавливает, что первую помощь до оказания пострадавшему помощи профессионалом может оказывать любой гражданин. Причём слова "или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь)" были включены в закон совсем недавними поправками от 14 апреля 2023 года.

Интересно, что на сайте Минздрава таких слов в законе нет. Там просто по какой-то причине висит ещё старая версия закона, не включающая поправки 2023 года. В статье 31 там слов о взаимопомощи вы не найдёте.

Также существует и приказ Минздрава 220н от 3 мая 2024 года, который прямо указывает, что первая медицинская помощь может быть оказана "подручными средствами", а не только лишь зарегистрированными.

Кроме того, есть приказ Минобороны России №760 от 09.12.2022, в котором указано, что раненому первая помощь может быть оказана как подручными, так и трофейными средствами.

Словом, у несогласных, конечно, имеются контраргументы, но вопрос по-прежнему является юридически спорным. В законах ведь прямо не сказано об обязанности использовать подручные средства (а ими могут быть, например, незарегистрированные гемостатики).

Если была бы прописана такая обязанность на случай отсутствия штатных средств, то дело другое — нельзя запрещать пользоваться этими сторонними средствами. Но обязанности нет. Следовательно, запрет не противоречит формулировкам закона о том, что "могут использоваться" (ведь могут и не использоваться, и это не нарушение).

Впрочем, какие могут быть юридические споры в вопросе спасения жизней наших бойцов на СВО? Тут уж, по-хорошему, неважны такие детали, главное — остановить кровь, которая хлещет фонтаном, что способно за считаные минуты привести к смерти человека от кровопотери.

"Не всякая бригада врага на такое способна"

К сожалению, известны примеры, когда штатные и зарегистрированные средства экстренной остановки кровопотери оказывались некачественными и собирали в свой адрес много негатива как от волонтёров, так и от самих бойцов.

К примеру, с конца 2023 года в состав армейских аптечек бойцов входит турникет "Светлина". Это изделие — как раз утверждённое, официально допущенное. И предполагается, что при запрете всех остальных использоваться будет именно оно. Турникет представляет собой жгут с липучкой, пряжкой и "рогами", при скручивании которых он равномерно стягивает место ранения, не допуская кровопотери.

Появление в армейских аптечках этого турникета анонсировалось целым рядом медицинских организаций. К примеру, ещё в конце 2022 года организация под названием "Центр тактической медицины "Сварог" на своей странице активно расписывала достоинства этого изделия.

Так оно и вышло. Турникет "Светлина" 28 ноября 2023 года получил регистрационное удостоверение Росздравнадзора и, судя по всему, затем стал частью штатной тактической аптечки Минобороны, о чём впоследствии заявляли многие бойцы.

Однако вскоре на изделие стали массово поступать жалобы. Бойцы провели целый ряд тестов — и оказалось, что у "Светлины" ломаются "рога", рвутся стропы, не выдерживает пряжка. Тесты турникета публиковала уже упомянутая нами волонтёрская организация "Врачи, вы не одни", назвав это изделие "годным способом быстро умереть".

Организация обратилась к производителям "Светлины":

Отзовите все ваши турникеты с рынка — из розничной продажи и, конечно, от госзаказчика. Посчитайте, сколько турникетов вы уже поставили для штатных аптечек, умножьте на вероятность их использования и поймите, сколько людей вы убили. Не всякая бригада врага на такое способна.

Бойцам они предложили "выкинуть" эти турникеты из аптечки и заменить на те, которые как раз теперь пытаются запретить военные чиновники. Кстати, мы не можем считать заявление этой волонтёрской организации какой-то рекламой, ведь они говорят о целом перечне аналогов, в том числе отечественных, а не продвигают что-то конкретное на замену "турникету-убийце".

Наконец, от Минобороны общественники потребовали:

Убрать турникеты "Светлина" из штатных аптечек. Разговоры о бракованной партии будут в пользу бедных — не бывает партий, в которых бракованное примерно всё. Установить виновных в том, что турникеты такого качества попали в штатные аптечки. Сделать публичными требования к военной приёмке турникетов.

Производитель — петербургская фирма, которая так и называется — ООО "Светлина". Надо сказать, что военная приёмка её турникетов по госзаказу пошла компании впрок — за 2024 год она увеличила выручку аж на 202%.

Немного странным выглядит то, что скромная компания, которую учредила и возглавляет некая Москвина Светлана Николаевна (судя по всему, ранее работала в детской городской поликлинике № 63 Санкт-Петербурга, тогда у неё ещё была другая фамилия — Волковицкая) вот так сразу получает гособоронзаказ и становится единственным поставщиком турникетов в армию России.

И это притом, что ООО "Светлина" — вообще микропредприятие со среднесписочной численностью сотрудников в количестве трёх человек.

Нужна победа здравого смысла

Ситуация с, вероятно, имевшим место запретом незарегистрированных изделий на фронте чем-то похожа на ситуацию с бронежилетами после начала частичной мобилизации в 2022 году, о чём мы ранее подробно писали.

Тогда производитель бронежилетов из Донецка Михаил Кондрусь рассказал нам, что его бронежилеты пользуются большим спросом у бойцов, которые по прибытии на фронт покупают его продукцию взамен штатной. И на тот момент производитель всячески пытался зарегистрировать свои бронежилеты, чтобы получить заказ Минобороны, однако чиновники словно бы саботировали процедуру, а затем и вовсе прислали ему фото проверки бронежилетов на отстрел, где они тест провалили. Однако наш собеседник тогда твёрдо заявил: на фото были не его бронежилеты.

Так же может быть и с надёжной продукцией из класса гемостатиков: ООО "Светлина" уже поставщик, уже есть контракт — и "подвинуть" этого игрока (пусть мы и не понимаем причин такой веры в него со стороны Минобороны) так запросто не получится.

Ситуацию могла бы спасти смена подхода к допуску медицинских изделий на фронт, о чём нам рассказал лидер проекта "Врачи-фронту!" военный врач Дмитрий Омутных.

Конечно, на фронт должны быть поставки препаратов и медизделий с регистрационными удостоверениями. Это совершенно однозначно. Но в условиях, когда есть дефицит собственных производственных мощностей, есть колоссальная потребность, надо ввести разрешение на признание разрешительных документов третьих стран, как это работает в той же фармацевтике и в тот же ковид себя очень хорошо зарекомендовало,

— отметил он.

По мнению Омутных, "это абсолютно быстрое решение проблемы", тем более что с производителей альтернативных изделий (если они отечественные) можно брать обязательство параллельно проходить регистрацию — как бы в процессе. Ну а если они не отечественные, то Минобороны вместо фактического (и необъяснимого) продвижения интересов одной компании (или группы компаний) могло бы подумать над признанием сертификатов третьих стран для применения исключительно на фронте.

Как бы то ни было, никто не отменял сертификаты ЕС. Или китайские GMP-сертификаты. Это сертификат страны происхождения, подтверждающий качество производства в той стране, где это производится. В военной промышленности всегда присутствовала так называемая закрытая регистрация. Это когда есть процесс регистрации медизделия для нужд Минобороны без права вывода этого изделия в гражданский оборот,

— добавил Омутных.

Что с того?

Запретить проверенные бойцами гемостатики и прочие кровоостанавливающие средства на фоне сообщений о некачественном единственном отечественном аналоге, да ещё на фоне сообщений вообще о нехватке на фронте таких средств — это нечто похожее на диверсию.

Какие могут быть юридические склоки или документальные регистрационные обоснования, когда речь идёт о спасении жизней русских солдат в зоне СВО? Да, мы понимаем, что вольницы в духе "что хочу, то и поставляю на фронт" быть не должно. Но не должно быть и некачественных изделий-"убийц", как и дефицита жизненно важных предметов амуниции.

Военврач Дмитрий Омутных справедливо заметил, что наличие регистрации для медицинского изделия означает и ответственность за него со стороны производителя. Однако так и хочется спросить: а где чья-либо ответственность за турникеты "Светлина", у которых как раз с регистрацией всё отлично?

И почему бы тогда не взять те аналоги, которые используют сами бойцы, изделия, которым они доверяют, и не зарегистрировать их? Или это уже "другое" — вопрос касается того, кому пойдут средства гособоронзаказа?

Вопросов пока больше, чем ответов. Однако чем дольше этих ответов не будет, тем больше могут быть потери личного состава, тем больше погибнет людей, которых можно было бы спасти, если разрешить им пользоваться тем, что прошло гораздо более серьёзную проверку, чем при регистрации, — проверку в реальных боевых условиях.

Заметим ещё раз: памятуя высказывание главы Минобороны России Андрея Белоусова о том, что "ошибаться можно, врать — нельзя", мы направили официальный запрос в военное ведомство на имя руководителя Департамента информации и массовых коммуникаций генерал-лейтенанта Игоря Конашенкова. И очень хочется верить, что ответ будет.

https://tsargrad.tv/investigations/godnyj-sposob-umeret-nashim-bojcam-zapretili-neustavnye-aptechki-oshibka-glupost-ili-diversija_1226426

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'