Американские законодатели от обеих партий недавно выразили обеспокоенность по поводу обсуждений в администрации Дональда Трампа вопроса о снятии запрета на продажу Турции самолётов пятого поколения F-35, сообщило издание Jewish Insider.
Отмечается, что в настоящее время существует два основных аргумента против сделки, которая была одобрена ещё до того, как первая администрация Трампа приостановила участие Турции в программе Joint Strike Fighter (в её рамках разрабатывается и продаётся многоцелевой истребитель F-35 Lightning II).
В 2019 году Турция, несмотря на возражения США, приобрела российскую систему ПВО С-400, что привело к приостановке поставок передовой боевой машины союзнику по НАТО и последующим американским санкциям в отношении него. С тех пор Анкара требует возмещения 1,4 миллиарда долларов, которые она заплатила за более чем 100 так и не поставленных самолётов.
Другим главным препятствием для возвращения Турции в программу F-35 выступают законодательные требования США, направленные на обеспечение качественного превосходства Израиля над другими военными силами региона, которому может угрожать приобретение Турцией истребителя F-35. Анкара в последние годы стала заметно более враждебно настроена по отношению к Тель-Авиву и это не способствует снятию израильской стороной своих возражений против вооружения ВВС Турции новейшими ударными платформами американского производства.
Израиль и Турция недавно провели переговоры о создании механизма разрешения двусторонних кризисов и потенциальных конфликтов в Сирии. Это произошло после сообщений о том, что турецкие власти намерены обзавестись местами постоянного военного базирования на территории соседней арабской республики. Правительство Биньямина Нетаньяху подобную перспективу восприняло крайне негативно, не желая мириться с присутствием турецкой армии вблизи восточных границ еврейского государства. Израильско-турецкие консультации прошли в Баку, посредником в их организации выступил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Судя по сообщениям в израильских СМИ о результатах первого контакта сторон в столице закавказской республики, Анкаре и Тель-Авиву не удалось серьёзно сблизить свои позиции.
Пресс-секретарь Министерства обороны Турции контр-адмирал Зеки Актюрк ранее заявил, что «Израиль, продолжающий провокационные атаки с целью нанесения ущерба территориальной целостности Сирии и нарушения её безопасности и стабильности, должен прекратить это как можно скорее». Он сообщил, что «9 апреля в Азербайджане состоялась первая техническая встреча между Турцией и Израилем по созданию механизма деконфликтинга для предотвращения нежелательных событий в Сирии».
После падения власти Башара Асада в Сирии в декабре 2024 года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) нанесла серию ударов по военным объектам на территории САР, в том числе и тем, где могут разместиться турецкие «советники». В их числе авиабаза Тияс (Т-4) в пустынной местности провинции Хомс. Здесь в своё время были размещены и средства противовоздушной обороны правительственных войск Асада, включая российские/советские и иранские системы ПВО.
Израиль разбомбил несколько военных баз в Сирии, практически уничтожив их. К тому же подразделения ЦАХАЛ в конце прошлого года значительно продвинулись вглубь сирийской территории, взяв под свой контроль стратегическую высоту Хермон и заняли позиции на юго-западе провинции Дамаск.
Телеканал Fox News информировал в прошлом месяце, что президент Дональд Трамп рассматривает возможность снятия запрета на продажу F-35 после разговора с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Вместе с тем появилась информация о планах Вашингтона достичь соглашения с Анкарой о «демонтаже системы С-400 или её перемещении на американскую базу в Турции».
Сообщалось, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху также поднял этот вопрос и попытался убедить Дональда Трампа не отменять санкции в отношении Турции во время своего недавнего визита в Белый дом.
Возвращение Турции в программу F-35 «просто не должно произойти», заявил изданию Jewish Insider Джонатан Шанцер, исполнительный директор аналитического центра «Фонд защиты демократий» (FDD, штаб-квартира в Вашингтоне). Шанцер, который также давал показания на слушаниях в Палате представителей Конгресса США по Турции в прошлом месяце, подчеркнул, что «правительство в Анкаре соответствует критериям Америки, чтобы быть названным государством-спонсором терроризма». По его словам, «ХАМАС, „Исламское государство“* и „Аль-Каида“* входят в число (террористических) групп, пользующихся поддержкой Турции».
«Тем временем дефицит демократии в Турции продолжает расти на фоне расширяющегося автократического захвата власти Реджепом Тайипом Эрдоганом, — утверждал Шанцер. — Другими словами, Турция — не просто ненадёжный союзник. Её политика неотличима от политики наших противников. Только самые сильные союзники Америки должны быть допущены в клуб F-35».
Эту жёсткую позицию, которой фактически придерживаются израильские власти, разделяет ряд американских конгрессменов — как демократов, так и республиканцев.
«При враждебном режиме Эрдогана Турция неоднократно показывала себя союзником только на словах», — заявил в интервью Jewish Insider конгрессмен Гас Билиракис (республиканец от Флориды).
«Его вопиющее пренебрежение международными законами, его действия, противоречащие американским интересам, в сочетании с военными связями страны с Россией и ракетными системами С-400, а также его растущее отклонение от стратегических интересов НАТО вызывают беспокойство», — поведал он.
Член нижней палаты Конгресса США Крис Паппас (демократ от Нью-Гэмпшира) указал, что «Эрдоган продолжает угрожать надёжным демократическим союзникам в регионе, включая Грецию, Кипр и Израиль».
«Турция до сих пор не решила проблемы, которые привели к её исключению из программы F-35 шесть лет назад, и пока она этого не сделает, нет никаких обстоятельств, при которых США следовало бы рассматривать вопрос о её повторном приёме или отмене санкций (в рамках закона) CAATSA, которые были справедливо наложены на неё», — добавил Паппас.
Его коллега Дина Титус (демократ от Невады) подчеркнула «внезапный всплеск нарушений воздушного пространства Греции с использованием предоставленных США самолётов F-16, находящихся в распоряжении Анкары, а также нарушения территориальных вод Греции, которые имели место в течение последнего года».
«Такое поведение неприемлемо для союзника по НАТО и представляет постоянную угрозу безопасности жизненно важного европейского партнёра», — заявила конгрессвумен.
Деактивация системы С-400 является предварительным условием для возвращения Турции в программу F-35, полагает сенатор Майк Раундс (республиканец, Южная Дакота): «Если бы было соглашение о том, что российские С-400 не будут доступны (для применения турецкой армией. — Ред.), и они будут заперты и убраны, я бы очень внимательно рассмотрел этот вопрос (о продаже Анкаре F-35. — Ред.)».
Несмотря на очередное резкое ухудшение отношений между Израилем и Турцией после начала 7 октября 2023 года войны в секторе Газа, Трамп ранее довольно тепло отзывался об Эрдогане, а контакты госсекретаря Марко Рубио с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом были охарактеризованы в позитивном свете. Согласно официальному пресс-релизу Госдепартамента США по итогам недавней встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, Рубио и Фидан обсудили «тесное сотрудничество в целях поддержки стабильной, единой и мирной Сирии».
Из неофициальных источников стало известно об озвученном Фиданом предложении о том, что Турция может инвестировать в закупки другой продукции военного назначения американского производства около $ 20 млрд, если США снимут санкции и запрет на продажу F-35.
Между тем, по данным катарского издания Middle East Eye, израильское правительство рассматривает Рубио как своего «потенциального союзника» по данному вопросу среди других высокопоставленных представителей нынешней администрации Белого дома, и «Нетаньяху несколько раз поднимал этот вопрос в беседах с ним в последние месяцы».
Министр обороны Яшар Гюлер во время встречи с представителями СМИ в декабре 2024 г., касаясь сферы военно-технического сотрудничества Турции с другими странами в прошлом году, указал на продолжение переговоров Анкары с её союзниками по НАТО о закупке многоцелевых истребителей F-16 и Eurofighter. По поводу зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 «Триумф» Гюлер был краток: «В нашей позиции по С-400 изменений нет».
Турция получила первые батареи С-400 ещё в 2019 году (контракт был подписан в 2017 году, предусматривал поставку четырёх дивизионов системы на общую сумму около $ 2,5 млрд). С того времени две администрации США — Дональда Трампа и Джо Байдена — безуспешно добивались «консервации» турецкой армией российских систем ПВО.
Турецкие власти за четыре года пребывания Байдена в Белом доме смогли выровнять свои отношения с Соединёнными Штатами и даже найти с ними новые точки взаимодействия. Турцию из программы истребителей пятого поколения F-35 выставила предыдущая администрация Трампа, как и ввела в декабре 2020 года против союзника по НАТО санкции в связи с приобретением российских ЗРК. Байден не вернул Анкару в указанную программу, но позволил туркам крупную сделку по истребителям F-16. В октябре 2021 года Анкара обратилась к Вашингтону с просьбой о продаже сорока истребителей F-16 производства корпорации Lockheed Martin и проведения модернизации почти 80 состоящих на вооружении турецкой армии боевых машин этого класса. Администрация Байдена одобрила заявку Анкары, Конгресс США сделал это в феврале 2024 года.
Можно предположить, что новая администрация США не будет столь открытой к турецким пожеланиям в военно-технической сфере и ещё напомнит своему во многом номинальному союзнику на Ближнем Востоке об американских санкциях, установленных на исходе пребывания Трампа в Белом доме в его первую каденцию.
Напомним, США в середине декабря 2020 гола ввели санкции против Управления оборонной промышленности Турции и его руководителя Исмаила Демира за покупку у России С-400. Ограничительные меры последовали в рамках печально известного закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) «за сознательное участие в крупной транзакции с „Рособоронэкспортом“» и включали в себя запрет на все американские экспортные лицензии и разрешения упомянутому турецкому департаменту, а также заморозку активов и предоставления американской визы Демиру и ряду других сотрудников возглавляемого им на тот момент турецкого ведомства.
В заявлении Госдепартамента отмечалось, что США неоднократно доносили до сведения чиновников на всех уровнях в Турции, что «покупка С-400 будет угрожать военным технологиям США и персоналу, а также предоставит средства финансирования российского оборонного сектора, а также доступ России к турецкому военно-промышленному комплексу». Тогдашний шеф Госдепа Майк Помпео утверждал, что Анкара должна немедленно решить проблему, сложившуюся в результате приобретения российских систем С-400, так как сделки с Россией в оборонной сфере «недопустимы».
«Мы не будем мириться со значительными сделками с оборонным и разведывательным сектором России», — указывал глава американского внешнеполитического ведомства при первом президентском сроке Трампа.
Из турецкой столицы ответили решительным осуждением санкций, введённых заокеанским партнёром.
«Мы предпримем необходимые шаги против этого решения, которое, конечно, повлияет на наши отношения с США», — говорилось в заявления МИД Турции.
В нём также подчёркивалось, что решение США лишено логики и является «грубой ошибкой».
Спустя четыре с лишним года нет видимых признаков того, чтобы при новой команде Трампа в Белом доме допущенная президентом-республиканцем в конце 2020-го «грубая ошибка» была бы немедленно исправлена. Напротив, есть основания предполагать, что Трамп не только вернётся на путь давления на Анкару, в том числе и санкционного, но и станет связывать реализацию достигнутых турецкой стороной с администрацией Байдена договорённостей по тем же F-16 с политикой Анкары на Ближнем Востоке. К этому его, помимо прочего, обязывает статус «лучшего друга» Израиля в Белом доме, самого произраильски настроенного президента США за всю историю.
Следует также напомнить, что ещё в первые недели проведения специальной военной операции на Украине появились сообщения о прошедших в марте 2022 года «неофициальных обсуждениях» Соединёнными Штатами с Турцией возможности передачи Киеву С-400. Об этом тогда информировало агентство Reuters со ссылкой на три источника, «знакомых с ситуацией».
Тема всплыла осенью 2024 года. Министр иностранных дел России Сергей Лавров 28 сентября опроверг возможность передачи Турцией закупленных у России «Триумфов» американской стороне для их дальнейшего перенаправления киевскому режиму. Контракт 2017 года включает сертификат конечного пользователя, который запрещает продажу оборонительной системы третьим лицам без согласия Москвы, пояснил глава российской дипломатии, выступая в Нью-Йорке по итогам недели высокого уровня 79-й сессии Генассамблеи ООН.
В МИД РФ таким образом отреагировали на сообщения о том, что Вашингтон предложил Анкаре передать ЗРК США в обмен на повторное включение Турции в программу F-35. По данным греческой газеты Kathimerini, в июле 2024 г. высокопоставленные американские чиновники предложили турецким коллегам либо передать С-400 непосредственно США, либо перевести их на используемую американцами авиабазу Инджирлик на юге Турции и «законсервировать» там в обмен на возобновление участия натовского союзника в программе F-35. Спустя несколько дней после появления данной публикации Kathimerini утверждала, что источники в Минобороны Турции отказались подтвердить или опровергнуть эту информацию, заявив, что позиция Анкары по этому вопросу остаётся неизменной.
* – террористическая организация, запрещена на территории РФ.
The post Грядет столкновение С-400 и F-35 в сирийском небе appeared first on Политический калейдоскоп.