Им выпало родиться в эпоху перемен. Эсминцы типа «Фидониси»

КОНТ 5 дней назад 13
Preview

До Первой мировой войны по малой судостроительной программе Императорский Черноморский флот России пополнился четырьмя миноносцами типа «Дерзкий» из серии «Новик». Однако приближение войны требовало ещё большего пополнения флота, поэтому Морское министерство в начале 1914 года предложило построить дополнительную серию миноносцев. Одобрение императора на это было получено 24 июня. Но из-за долгой проработки проекта и военных трудностей закладка первых кораблей состоялась только в феврале 1915 года. Серия получила имя по головному эсминцу — «Фидониси».

Особенности строительства и оснащения привели к тому, что корабли отличались друг от друга, хотя и незначительно. Длина миноносцев составляла 92,51-93,26 м, ширина — 9,05-9,07 м, осадка — 3,2-4,04 метра, а полное водоизмещение достигало 1773 тонн. Энергетическая установка мощностью 29000 л.с. состояла из пяти котлов Thornycroft и двух паровых турбин с прямым приводом Parsons, каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Миноносцы должны были развивать максимальную скорость в 33 узла, но на практике показали около 27 узлов. Несмотря на равный запас топлива (330 тонн мазута), корабли сильно различались по дальности плавания: от 1560 морских миль на 18,5 узлах у «Незаможника» до 2050 морских миль при 19 узлах у «Железнякова».

Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» в море

Вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий Обуховского завода, из которых одно находилось на баке, а остальные — на юте. В середине корпуса располагались четыре трёхтрубных 450-мм торпедных аппарата. Зенитное вооружение на первых кораблях серии состояло либо из двух 40-мм «пом-помов», либо такого же количества 57-мм орудий Гочкиса. Позднее устанавливалось только одно 76-мм орудие Лендера. Кроме того, на борт загружалось до 80 мин.

Миноносцы строились двумя сериями в Николаеве, на заводах «Руссуд» и «Наваль». В первую серию, заложенную в 1915-1916 году, входили эсминцы «Феодониси» (впоследствии — «Фидониси»), «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия» (потом «Дзержинский»), «Занте» (далее «Незаможный» и «Незаможник»), «Цериго», «Корфу» (в дальнейшем — «Петровский», «Железняков», «ПКЗ-62») и «Левкас» (впоследствии — «Шаумян»).

Во вторую серию, заложенную в 1916-1917 годах, вошли «Тенедос», «Хиос», «Родос», «Самос» и ещё восемь безымянных единиц. Все эти корабли были недостроены, поскольку в ходе Гражданской войны переходили из рук в руки. После её окончания средств на завершение постройки не нашлось, и все они были разобраны на металл.

«Фидониси» в 1917 году

«Фидониси» вступил в строй уже после Февральской революции, 7 июня 1917 года. За июль-октябрь он совершил пять походов для минирования и отслеживания турецких коммуникаций. 16 декабря экипаж эсминца перешёл на сторону большевиков и поднял красный флаг. Спустя более чем неделю матрос-кочегар застрелил мичмана за сделанное замечание по поводу нерадивой работы. Этот эпизод многими историками считается первым проявлением Красного террора в Крыму. 28 декабря на Малаховом кургане экипажи миноносцев «Фидониси» и «Гаджибей» расстреляли всех своих офицеров.

С января 1918 года «Фидониси» участвовал в установлении советской власти в Евпатории и Феодосии, а затем в подавлении антисоветских восстаний в Алуште и Феодосии. В мае он ушёл в Новороссийск, где 18 июня 1918 года был торпедирован миноносцем «Керчь» по приказу из Москвы, чтобы не допустить передачи «Фидониси» немцам по условиям мирного договора. Остов затопленного эсминца был обнаружен и частично разобран в 1964 году.

«Керчь» вступил в строй 27 июня 1917 года и совершил один боевой поход. С декабря его экипаж принимал участие в установлении советской власти в Ялте и Феодосии, после чего миноносец отбыл к устью Дуная для ведения боевых действий против Румынии. 1 мая 1918 года он прибыл в Новороссийск. Там он, как упоминалось выше, по приказу из Москвы потопил систершип «Федониси», а также линкор «Свободная Россия» (бывший «Императрица Екатерина Великая»). Затем корабль ушёл в Туапсе, где 19 июня был затоплен экипажем. Миноносец затонул дном вверх. В 1929 году его попытались поднять, но корпус корабля разломился. Среднюю часть «Керчи» всё же успешно подняли в 1932 году и работоспособные турбины передали городской электростанции. Остатки корабля продолжают лежать на глубине 27 м вблизи от входа в туапсинский порт.

Кормовая часть миноносца «Керчь». На заднем плане — линкор «Воля» (бывший «Император Александр III») отправляется из Новороссийска в Севастополь, 17 июня 1918 года

«Гаджибей» вступил в строй 11 сентября 1917 года и в боевых действиях не участвовал. Его экипаж «отличился» особенно жестоким участием в Гражданской войне. После расстрела своих офицеров на Малаховом кургане матросы «Гаджибея» принимали участие в установлении советской власти в Ялте.

В апреле 1918 года миноносец прибыл к Алуште, где обстрелял сначала прибрежные поселения поднявших антибольшевистский мятеж крымских татар, а затем и сам город. 24 апреля десант из матросов «Гаджибея» высадился в Алуште и с особой жестокостью перебил восставших. 1 мая эсминец ушёл в Новороссийск, где 18 июня был затоплен экипажем. 6 декабря 1928 года его подняли и привели в Николаев для ремонта. Однако повреждения были слишком значительны. Корабль сдали на слом, а некоторые его механизмы использовали для ремонта систершипа «Петровский» (бывший «Корфу»).

«Калиакрия» вступил в строй в декабре 1917 года сразу в красный флот. Он принимал участие в установлении советской власти в Феодосии, после чего ушёл в Новороссийск и был затоплен экипажем. В 1925 году корабль подняли, в 1926 перевели в Николаев и переименовали в «Дзержинский». В 1927-1929 годах миноносец отремонтировали, после чего он стал флагманом 1-го дивизиона эсминцев. В 1933-1934 годах он прошёл капитальный ремонт.

«Дзержинский»

С началом Великой Отечественной войны корабль эскортировал транспорты, а с августа по сентябрь 1941 года участвовал в обороне Одессы. С сентября 1941 года по март 1942 года он прошёл ремонт в Поти и вернулся в Крым. Во время обороны Севастополя «Дзержинский» 14 мая 1942 года вёз пополнение солдат из Новороссийска. В районе Севастополя из-за тумана корабль отклонился от курса, подорвался на советской мине, разломился и затонул. Погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат, уцелело только 27 человек, включая командира миноносца.

Обломки «Дзержинского» были обнаружены в 2006 году украинскими археологами при участии океанолога Роберта Балларда в ходе поисков места гибели парохода «Армения».

«Занте» в недостроенном состоянии был уведен в январе 1920 году белыми из Николаева в Одессу. В следующем месяце в шторм его выбросило на камни. В сентябре красные подняли полузатопленный миноносец с мели и вернули в Николаев. 7 ноября 1923 года под названием «Незаможный» он вступил в строй. В 1926 году корабль переименовали в «Незаможник», а в 1928-1929 и 1935-1936 годах провели капитальные ремонты.

С августа 1941 года эсминец участвовал в обороне Одессы, а с ноября — и Севастополя. 28-29 декабря он принимал участие в керченско-феодосийской десантной операции и вторым прорвался в обстреливаемый немцами порт Феодосии. Ведя ответный огонь, миноносец высадил весь десант и ушёл. После этого он прибыл в Поти на ремонт, продолжавшийся до марта 1942 года.

В феврале «Незаможник» принял участие в десантной операции у Евпатории, после чего до мая находился на кавказском побережье. При этом 14 октября и 20 декабря 1942 года в составе эскадры совершил набеги на Феодосию. В феврале 1943 года миноносец высадил десант на Малой земле, после чего ушёл на ремонт и больше в боевых действиях не участвовал.

«Незаможник»

За годы войны «Незаможник» сбил три самолёта и потопил немецкий танкер, за что и был награждён орденом Красного Знамени. В 1949 году его разоружили, превратили в мишень, а в начале 1950-х потопили.

«Цериго» заложили в 1915 году. В марте 1918 года на 93% готовности (не было установлено всё вооружение) его захватили немцы. Позднее миноносец перешёл к ВСЮР и был отбуксирован сперва в Одессу, а затем в Севастополь. При эвакуации белых из Крыма в Константинополь «Цериго» был взят на буксир и таким образом добрался до Бизерты. Там 29 декабря 1920 года он был интернирован французами вместе с остальным белым флотом. В 1923 году Белая армия продала его французам на металлолом, но в 1924 году Франция признала СССР и объявила корабль советской собственностью. Впрочем, Советы в конце 1920-х вновь продали его на металлолом и в 1934 году окончательно проржавевший «Цериго» был разобран на месте.

«Корфу» был заложен в 1915 году, но в 1918 году его постройка прервалась и была возобновлена только в ноябре 1923 года. 10 июня 1925 года корабль вступил в строй под именем «Петровский» и использовался для международных визитов. В 1930-1932 годах эсминец прошёл капитальный ремонт с заменой механизмов на поднятые с «Гаджибея». В 1939 году его переименовали в «Железняков». Корабль участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В середине декабря 1941 года эсминец «Железняков» был передислоцирован в Новороссийск. В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции эсминец 28-29 декабря участвовал в высадке десанта в порт Феодосии, где под шквальным огнём врага и ведя непрерывный ответный обстрел, вошёл в гавань и высадил десант. При этом, швартуясь, миноносец повредил себе форштевень, а в его корректировочный пост попал снаряд. В январе 1942 года «Железняков» участвовал в высадке десанта в Судаке, а в феврале 1942 года — в Евпатории.

«Железняков»

После сдачи Севастополя эсминец принимал участие в обороне кавказского побережья. 4 февраля 1943 года он участвовал в высадке десанта на Малой земле, принимал участие в обстрелах Анапы. В 1945 году корабль наградили Орденом Красного Знамени. В 1947 году под тем же названием эсминец был передан ВМФ Болгарии. Болгары плохо обслуживали корабль и он со временем терял боеспособность. В 1948 году на борту «Железнякова» случился пожар. В конце концов, в сентябре 1949 года его вернули СССР. Эсминец стоял на приколе до 1953 года, когда его переделали в плавказарму. В 1956 году списали и её. В 1957 году корабль разобрали на металл в Поти.

«Левкас» также был недостроенным в течение долгого времени, но всё же в 1925 году вступил в строй с новым именем «Шаумян». В 1928-1930 и в 1935 году он прошёл капитальные ремонты и к началу войны входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. Корабль участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов и обороне Одессы. С начала ноября 1941 года он принимал участие в обороне Севастополя. 28-29 декабря 1941 года эсминец участвовал в высадке десанта в порту Феодосии в Керченско-Феодосийской операции, где первым под огнём немцев вошёл в порт и высадил на причалы весь имевшийся на борту десант (330 солдат, 2 орудия, 2 миномёта). В январе 1942 года «Шаумян» участвовал в высадке Судакского десанта, а в феврале — в демонстрации высадки десанта в Алуште.

«Шаумян»

3 апреля 1942 года в снегопад «Шаумян» шёл из Новороссийска в Поти, но из-за ошибки штурмана сел на мель в районе Геленджика. Сняться с неё не удалось, поэтому с корабля демонтировали часть механизмов и орудия, а сам он со временем был разрушен штормами и немецкой авиацией. После войны остатки корпуса пустили на металлолом.

Несмотря на весьма хорошие перспективы, эскадренные миноносцы типа «Фидониси» так и не проявили себя в первую очередь ввиду разрухи и неопределённости в начавшейся Гражданской войне. Многие из них были либо недостроены, либо не успели принять участие в боевых действиях Первой мировой. Всего лишь несколько смогли дожить до Второй мировой войны, но к тому времени они были уже полностью устаревшими, хотя и использовались по максимуму их возможностей.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'