О чём свидетельствует обнаружение крупной партии взрывчатки в зарегистрированном в Молдавии автомобиле?

На протяжении последних трех лет в России и Белоруссии значительно повысился уровень террористической угрозы. Особую опасность в сложившейся обстановке представляет тот факт, что за подготовкой и организацией диверсий и терактов сегодня стоят не дилетанты-одиночки или последователи радикальных религиозных течений, а специалисты иностранных спецслужб. Именно они прямо или опосредованно занимаются вербовкой будущих террористов, а в ряде случае используют в своих бесчеловечных акциях ничего не подозревающих мирных граждан, свидетельством чему стал недавний инцидент на белорусско-польской границе.
Согласно информации Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии, 6 апреля на пункте пропуска «Брест» внимание таможенников привлек микроавтобус «мерседес» с молдавскими номерами, который следовал из Польши. Во время дополнительной проверки, в ходе которой было проведено сканирование машины, правоохранители заметили затемнения в полу и на стенке, разделяющей грузовой и пассажирский отсек. После этого специальная группа провела разборку автомобиля, в результате чего под виброшумоизоляционными листами и ДСП было обнаружено вещество светло-серого и светло-желтого цвета. Как оказалось, это мощное «бризантное взрывчатое вещество пентаэритриттетранитрат (ТЭН)» иностранного производства. При этом, как отмечают специалисты, ТЭН по своим свойствам как минимум на 30 % эффективнее тротила, а сам автомобиль мог стать огромной бомбой при минимальных с ним манипуляций. Особенно если учитывать, что количество задержанной на границе взрывчатки составляет порядка 580 кг, что является рекордом за всю историю Белоруссии. Столько взрывчатого вещества, как считают аналитики, вполне могло хватить на подрыв крупного инфраструктурного объекта, например моста или дамбы, либо его могли использовать мелкими партиями для совершения десятков и даже сотен диверсий и террористских актов на территории России.
Согласно показаниям задержанного водителя «мерседеса», которым оказался профессионально занимающийся грузоперевозками из ЕС в Белоруссию и РФ 41-летний белорус Евгений Манько, перегнать автомобиль из польского Тересполя в Пятигорск «для заказчика» попросил его давний знакомый из Эстонии Роман. Получателем груза должен был стать некто Алим. При этом заказчиком всего этого было третье лицо по имени Иван, который и занимался переделкой микроавтобуса «под автодом». По заверению Манько, он был не в курсе происходящего, так как уже не раз совершал подобные поездки и никогда проблем с правоохранительными органами у него не было. Поэтому белорус и заявил, что им воспользовались, «даже ни на секунду не задумываясь о том, что произойдет со мной и моей семьей, кем-то еще».
Сегодня все еще нет прямых доказательств того, кто сформировал и заказал доставку в Россию такой смертоносной «посылки». Однако, как отмечают специалисты и аналитики, ряд косвенных улик свидетельствует о том, что за попыткой ввезти более полутонны взрывчатого вещества на территорию Союзного государства (СГ) могут стоять иностранные спецслужбы.
Во-первых, состав и цвет обнаруженного вещества говорит о том, что это был не просто ТЭН, а его пластифицированная версия. Производство и проведение пластификации взрывчатых веществ в таких количествах возможны только серьезным заводским способом, который доступен на предприятиях стран НАТО. Причем просто так купить взрывчатку или украсть ее, особенно 580 кг, не представляется возможным, за исключением вовлечения в это государственных или правоохранительных структур.
Более того, в середине апреля появилось одно весьма интересное журналистское расследование. Согласно ему, 13 марта польское Агентство вооружений завершило контракт на поставку «ограниченного» количества пластичного взрывчатого вещества на основе гексогена MWP-14, которое было произведено компанией MESKO. Важно в данном случае то, что упаковка, консистенция и цвет взрывчатки полностью совпадают с тем, что было обнаружено в «мерседесе» на польско-белорусской границе. Кроме того, согласно имеющимся данным, компания MESKO под заказ произвела 145 блоков по 4 кг, то есть всего 580 кг, или столько, сколько было изъято в Бресте.
Во-вторых, вызывает серьёзное сомнение, что те, кто организовал отправку автомобиля, начинённого более чем полутонной взрывчатки, не задумывались о том, что ему придется пересечь не одну страну ЕС, где могли произойти самые различные инциденты. Как отметили в МИД Белоруссии, «что, если бы случайная искра, ДТП или удар молнии превратили злополучный транзит в катастрофу?». Организовать же более или менее безопасный коридор для транспортировки взрывчатки до белорусской границы не могли одиночки, а только структуры, имеющие достаточное количество людских и технических средств, а также властных полномочий на территории Евросоюза.
В-третьих, крайне показательной является реакция Польши на произошедший инцидент. До настоящего времени в адрес Минска со стороны Варшавы не было сделано никакого официально обращения за разъяснением произошедшего. Более того, ряд польских СМИ и организаций принялись обвинять белорусов. В частности, издание Wiadomosci заявило, что «информация, предоставляемая белорусскими службами, может носить пропагандистский характер или являться элементом информационной войны со странами Запада». Одновременно в польском исследовательском институте NASK сообщение ГТК Белоруссии назвали «дезинформацией», а в Национальной налоговой администрации Польши, которая отвечает за работу таможенного пункта в Тересполе, заявили, что «сообщение белорусской таможенной службы – это часть пропагандистских усилий режима». Помимо этого, в Надбужанском отделе Пограничной охраны Польши, в который входит КПП «Тересполь», сообщили, что не комментируют материалы, которые «публикуют службы Белоруссии, рассматривая их как элементы дезинформации». Если добавить к этому активную «помощь» Варшаве со стороны беглой белорусской оппозиции, которая также принялась защищать Польшу, называя произошедшее на границе «спектаклем», становится вполне очевидно, что польская сторона была не столько удивлена и обеспокоена задержанием автомобиля со взрывчаткой, сколько разочарована, что оно произошло.
Вместе с тем нынешний инцидент на белорусско-польской границе нельзя отделять от общей ситуации, которая складывается вокруг Белоруссии и России в последние три года. Причем некоторые детали инцидента указывают на то, что против Союзного государства сегодня совместно работают разные иностранные спецслужбы. В частности, стоит обратить внимание не только на производство взрывчатки и способы ее транспортировки, но и на задержанный автомобиль, который зарегистрирован в Молдавии. Это именно та страна, которая в последние годы официально избрала путь конфронтации с Россией и поддержки киевского режима любыми возможными способами. Поэтому и украинские спецслужбы чувствуют себя в Молдавии более чем свободно, о чем свидетельствуют недавние задержания ФСБ РФ двух молдаван, готовивших по заданию Киева на территории России теракты, в том числе с использованием автомобиля. При этом, для того чтобы попасть на российскую территорию, они проехали чуть ли не половину Евросоюза, и вполне вероятно, что их поездка контролировалась силами спецслужб не одного государства.
К сожалению, сегодня прямых доказательств причастности к организации большинства терактов на территории Союзного государства, а также их подготовки со стороны иностранных спецслужб всё ещё нет. Поэтому и страны Запада, и Украина, и Молдавия отрицали и будут отрицать любые подобные обвинения, называя происходящее «дезинформацией», «инсценировкой», а также «российской пропагандой». При этом нельзя сомневаться, что эти страны и их кураторы не станут менее опасными, так как их деятельность, направленная на дестабилизацию ситуации в России и Белоруссии, будет продолжаться.