Индийская организация космических исследований (ISRO) решила не строить сверхтяжелую ракету-носитель для пилотируемого полета на Луну, предварительно намеченного на 2040 год. Вместо этого предлагается разделить экспедиционный комплекс на части и собрать его в космосе с помощью нескольких запусков ракет тяжелого класса и технологии стыковки на орбите.

Пилотируемая экспедиция на Луну может выполняться с использованием различных схем. Одна из них — с помощью одного пуска сверхтяжелого носителя, как это реализовывалось в конце 1969-х американской системой Saturn V — Apollo и советской Н1 — Л3 (к сожалению, разработка последней была остановлена на этапе летных испытаний). Однако после достижения основной цели сверхтяжелый носитель оказывается без дела, поскольку другую достойную задачу для него определить очень сложно. Это понимают руководители индийской космической программы.
«Но что вы будете делать с этой ракетой потом? С экономической точки зрения мы должны реалистично оценивать все аспекты. Исходя из этого, мы не будем строить огромную ракету. У нас будет [комплекс из] нескольких частей. Сейчас мы думаем о двух. Они будут запущены по отдельности и состыкованы», — сказал председатель ISRO В. Нараянан в интервью Times of India.
Некоторые СМИ неправильно интерпретировали намеки представителей индийской космической программы о том, что «для реализации лунных планов было бы проще создать сверхтяжелый носитель». В самом деле в планах ISRO никогда не было сверхтяжелого средства выведения, то есть носителя, способного вывести на околоземную орбиту груз эквивалентный сотне тонн и более. При всей своей кажущейся грандиозности (высота 92 метра, стартовая масса свыше тысячи тонны) даже описанные ранее варианты ракеты «Сурья» относились к тяжелому классу, поскольку не могли поднять груз массой выше 48 тонн.
В середине января Индия успешно продемонстрировала свою способность проводить стыковку двух космических аппаратов на орбите в ходе эксперимента SpaDeX. Это сделало ее пятой страной мира, овладевшей подобной технологией, после России, США, Японии и Китая, и четвертой, способной стыковать автоматические аппараты. Сейчас два индийских спутника продолжают функционировать на эллиптической орбите как единое целое. Специалисты в ближайшее время планируют испытать с помощью них технологию передачу энергии.
По словам руководителя агентства, специалисты планируют провести еще несколько попыток стыковки этих спутников на орбите в марте, чтобы закрепить результат и показать, что Индия способна повторять маневр многократно. Во время предстоящих экспериментов ISRO хочет проверить точность выполнения операций, протестировать работу алгоритмов, двигательных установок и других систем двух космических аппаратов.
«В ходе этих многочисленных испытаний мы получим обширные данные для поддержки будущих проектов. Прежде чем проводить какие-либо реальные эксперименты, мы тщательно тестируем все на наземном имитаторе», — рассказал В. Нараянан. Специалисты проведут моделирование и только после него приступят к действиям в реальных условиях. Такой подход позволяет предотвратить любые возможные ошибки, отмечает глава ISRO.
Полученный опыт пригодится государству не только для полета на Луну, но и для строительства собственной космической станции, получившей название «Бхаратия Антарикш». Ее модули также будут стартовать по отдельности и собираться в единую конструкцию на орбите. Ожидается, что первый из них будет запущен в 2028 году. Полностью развернуть станцию планируется к 2035 году.