Среди айтишников начались массовые сокращения, но перспективы самого ИИ очень туманны
Еще недавно айтишников разыскивали везде и сулили им огромные зарплаты.
Все стало меняться неожиданно. Компании внезапно изменили свои предпочтения. В приоритете оказались специалисты, работающие с Искусственным Интеллектом. Разработчики начали все чаще попадать под массовые сокращения.
Крупнейшие российские IT-компании сократили количество вакансий на 15−18%. Это следует из данных «Хабр.Карьера». Речь идет о группе компаний «Ланит», МТС и «Вымпелкоме» (Beeline).
Самое серьезное сокращение произошло в сфере транспорта и логистики: в 2024 году было опубликовано на 9% меньше IT-вакансий, чем в 2023 году.
При этом самый высокий рост спроса оказался на специалистов по ИИ: количество размещенных вакансий в 2024 году увеличилось на 43% по сравнению с 2023 годом.
Эта тенденция — замещение айтишников и программистов Искусственным Интеллектом — касается не только России. Cокращение айтишников происходит в США второй год подряд. Айтишники соглашаются там на любые, даже мало заманчивые предложения.
«Например, на одну вакансию „тестировщик программ“ в США в некоторых случаях приходится до тысячи откликов», — поясняет доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов.
По его словам, та же тенденция вскоре коснется и России. Почему так происходит? И не получится ли так, что в ближайшее время Искусственный Интеллект будет вместо нас думать, роботы — работать, а люди окажутся на подхвате с соответствующим сокращением зарплаты?
— Сейчас рынок переориентирован на специалистов с очень высоким уровнем квалификации. Такие второстепенные функции, как, например, ретуширование, корректура, редактирование текстов вообще не встречаются в списке предлагаемых специальностей. Сегодня один человек должен совмещать в себе сразу несколько функций.
«СП»: Где сейчас применяется Искусственный Интеллект в России, в каких отраслях?
— ИИ — это своего рода программа. Это простой труд, который не требует замещения или дополнительных функций или знаний. Это те области, где не нужно быстро принимать единственно верное безошибочное решение, безопасное для людей.
«СП»: В каких областях человека могут заменить роботы? И насколько массовой будет эта замена, например, в России? Ведь это, согласитесь, актуально при нынешней нехватке рабочих рук.
— Искусственный Интеллект никогда не заменит, например, врачей, особенно хирургов, актеров, нянечек, медсестер, социальных работников. Останутся профессии, в которых заняты люди, которым человек может доверить собственную жизнь.
Если бы экономика позволяла везде вводить роботов, заменяя человеческий труд, это было бы идеально. Но начнем с того, что роботы стоят очень дорого и могут выполнять работу строго по заложенной в них инструкции.
Сейчас много говорят о беспилотных автомобилях, такси и даже грузовых автоперевозках. Но давайте на минуту задумаемся: а если дорога мокрая? Если заносы и завалы? Если шоссе обледенело? Справится ли робот? Хотя в принципе использование комбайнов в поле, тракторов на селе можно роботизировать. Было время, Яндекс пытался даже ввести робота-курьера, но что-то пошло не так.
«СП»: Не предвещает ли наступление ИИ и роботизация массовые сокращения штатов?
— В ближайшее время массовые сокращения нам не грозят. Сокращения персонала в МТС и «Вымпелкоме», о которых так много говорят в последнее время, связаны с перестройкой локального рынка.
Высокая банковская процентная ставка тормозит запуск проектов с дальней перспективой. Запускаются в основном краткосрочные проекты, которые не требуют привлечения большого количества кадров.
Ну и оптимизация персонала, куда же без нее? В МТС, насколько мне известно, сокращения дошли даже до центрального аппарата, — резюмировал профессор Сафонов.
Сокращения в сфере IT-технологий и связи в России не такие уж и значительные, считают экономисты.
Если речь идет об МТС и Билайн, то никто с рынка услуг их подвинуть не может. Речь идет лишь о сокращении долгосрочных проектов. Такое мнение «СП» высказал и кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака.
Ну, а как стоит оценивать перспективы внедрения в России ИИ?
— CHAT GPT у меня установлен, я регулярно им пользуюсь, но постоянно сталкиваюсь с тем, что ему еще очень далеко до совершенства.
Тексты, которые выдает ИИ, часто приходится «переводить» на русский язык, в большинстве случаев это просто технический текст, который с первого раза трудно понять, — отвечает Николай Кульбака.
«СП»: А в роботизацию в России вы по крайней мере верите?
— Если честно, не особо верю. Роботизация в России в различных сферах сильно отстает, а закупать зарубежных роботов у нас не получается. У нас нет и разработок ИИ международного уровня, если уж на то прошло, а с роботизацией — еще хуже.
Одно время мы пытались начать проект роботизации с Китаем, но, к сожалению, ничего из этого не вышло. У нас нет продвинутых технологий, а простые могут использоваться разве что в сельском хозяйстве, да и то не везде. И стоят роботы очень дорого. Не думаю, что сейчас у нас есть лишние деньги, чтобы тратиться на их создание и массовое производство.
Конечно, заменить сотрудников роботами было бы для предприятия дешевле, но тот функционал, который может выполнять человек, в современных российских роботов пока не заложен. Хотя это было бы выходом в условиях нехватки рабочих рук и демографической ямы, в которой мы сейчас находимся.
«СП»: В течение какого времени, на ваш взгляд, в России произойдет роботизация и массовое внедрение ИИ?
— Я думаю, что на это уйдут десятилетия. Новые технологии требуют длительного времени для разработки. А что касается ИИ, думаю, в ближайшее время произойдет «охлаждение интереса» к этому новшеству именно из-за того, что он не сможет полностью заменить человеческий мозг никогда.
Ирина Мишина
Фото: Артем Геодакян/ТАСС