Историк Иван Шитц описывал в своём дневнике первое Рождество так называемой безбожной пятилетки (1929 год): «В этом году Рождество «отменено». Оно сделалось предметом неистовой антирелигиозной пропаганды (вплоть до призыва детям в анкетах указывать на то, верующие ли родители и праздновали ли Рождество), попутно проводят разрушение церквей, снятие колоколов; «удушливые стенгазы» разных учреждений полны поимённых указаний на отдельных лиц, «попавшихся» в посещении церкви». Мастерские Мейерхольда в срочном порядке работали над кощунственными спектаклями «Ночь под Рождество в комсомольском клубе» и «Непорочное зачатие».
В 1927 году начались гонения на ёлки. Владимир Маяковский поддержал антирелигиозную агитацию стихотворением «Рождественские пожелания и подарки»:
«Почему я с елками пристал?
Мой ответ недолог:
нечего из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять рожденных елок.
Формулирую, все вопросы разбив
(отцепись, сомненья клещ!):
Христос — миф,
а елка — вещь»
Впрочем, елка была реабилитирована уже в декабре 1935. Ее «переосмыслили» как советскую.
Большинство людей, заставших дореволюционные времена, считали Рождество важным и не собирались отказываться от него даже под давлением.
«Пусть отменят Рождество, сколько хотят, моё Рождество — вечное, потому что не я продажной мишурой убираю дерево, а мороз старается», — писал в дневнике писатель Михаил Пришвин. Он же позднее отметил: «Видел, как из маленького домика вышел старый священник в мантии с узелком и сейчас же исчез в следующем маленьком домике. Какие-то люди ещё держат связь с предками».
Рузвельт неоднократно передавал Сталину, что на пути к великой дружбе между ними есть только два препятствия — Коминтерн и гонения на религию. На Пасху в 1942 году в Москве был отменён комендантский час и проведены богослужения. В Богоявленский собор пригласили офицеров британской союзнической миссии. Первое за четверть века появление в храме людей в форме и погонах произвело настоящий фурор, на службу собралось огромное количество людей. В блокадном Ленинграде также прошли церковные службы. Рождество 1944 года фактически было первым легальным за долгие годы. Любовь Шапорина (создательница первого в стране театра марионеток) писала в дневнике: «Народу много. Запели «Слава в вышних Богу», а потом — «Рождество Твое, Христе Боже наш», и весь народ запел. Общее пение на меня очень сильно действует, и не на меня одну: многие вокруг меня потихоньку вытирали себе глаза, даже мужчины».
Автор:
Кристина Потупчик