Как детские травмы влияют на взрослую жизнь?⁠⁠

КОНТ 4 дней назад 6
Preview

Психологическая травма - это не миф и не расхожее выражение. Многие жизненные события могут наносить урон психологическому здоровью человека; особенно сильно на нас влияют травматические события, произошедшие в детстве.

Каждый из нас неоднократно слышал такую фразу: «Все мы родом из детства». Оттуда все наши комплексы, трудно и переживание, ведь именно детство является основным периодом формирования человека. Увы, не всем повезло со счастливым детством – у кого-то оно было наполнено мрачными событиями.

Что такое психологическая травма, почему они опасны и как с этим бороться?

Отвечает Валентина Ивановна Екимова, доктор психологических наук, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии МГППУ.

Травма с греческого языка (trauma) переводится как «повреждение», «рана», «результат насилия». 

Но если физическая травма внешне заметна, то «психологическая рана» может быть не столь очевидна. И тем не менее полученная в детстве психическая травма – это не просто негативный опыт, это сильнейшая эмоциональная реакция на тяжелую жизненную ситуацию, которая остается в душе человека на долгие годы.

Наиболее частыми факторами травматизации в детстве считаются:

Семейная нестабильность – конфликты и развод родителей, неблагоприятные бытовые условия, алкоголизм и наркомания близких, тяжелые болезни и психические расстройства;

Жестокое обращение – пренебрежение потребностями ребенка, безнадзорность, физическое и сексуальное насилие;

Синдром утраты – смерть или разлука со значимым лицом, смена места жительства, потеря социальных связей;

Экстремальные события – стихийные бедствия и катастрофы, теракты, несчастные случаи и т.п.

Не таким очевидным, но не менее опасным для детей является - фактор эмоционального насилия, который проявляется в чрезмерных требованиях со стороны взрослых, подавлении инициативы и обесценивании достижений ребенка, критике, запугивании или в применении любого насилия в его присутствии.

Наиболее травмирующими, согласно исследованиям, становятся те факторы, которые:
1) повторяются и долго длятся,
2) связаны с причинением вреда взрослыми и/или их пренебрежением,
3) происходят в уязвимые возрастные периоды                                                4) ставят под угрозу благополучие и развитие ребенка.

Психические травмы в детстве опасны:

✔ Нарушениями и задержками в когнитивном, эмоциональном и физическом развитии.

✔ Расстройствами психики, так как увеличивают риск развития депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и ряда психических заболеваний.

✔ Социальной изоляцией и одиночеством.

✔ Проблемами в обучении из-за трудностей с концентрацией внимания и памятью.

Отдаленные последствия ранней травмы могут быть представлены во взрослой жизни поведенческими нарушениями по типу социальной дезадаптации и повышенной конфликтности, а также аффективными расстройствами и суицидальными наклонностями.

В результате исследований установлено, что у травмированных в раннем детстве девочек в подростковом возрасте чаще снижается успеваемость, а у мальчиков – нарушается коммуникация. 

Травмированные подростки часто испытывают чувство стыда и вины, у них низкая самооценка, негативный образ «Я», им бывает трудно справляться с повседневными задачами, а тем более – ставить цели и планировать будущее. Поведение такого подростка может быть агрессивным, «псевдовзрослым» с выраженным негативизмом, или наоборот - чрезмерно инфантильным и зависимым. При хронической травматизаци наблюдаются уходы из дома, участие в драках, злоупотребление психоактивными веществами, самоповреждающее и дисфункциональное сексуальное поведение.

Отдаленные последствия

Кроме того, детская психическая травма может иметь отдаленные последствия и проявляться у взрослых людей следующими симптомами:

✔ навязчивые воспоминания и кошмары, содержащие травматические события;

✔ беспокойство, тревога или страхи;

✔ трудности с концентрацией внимания и сохранением информации;

✔ нарушения сна и вегетативные симптомы;

✔ преобладание негативных эмоций;

✔ избегание социальных контактов;

✔ физиологические реакции на триггеры (замирание, дрожь, желание спрятаться).

Установлено, что, если у человека в детстве было более четырех факторов неблагоприятного (травматического) опыта, то у него высоки риски психических заболеваний и, скорее всего, будет проявлена склонность к насилию или виктимизации. Отдаленные последствия ранней травмы представлены во взрослой жизни поведенческими нарушениями по типу социальной дезадаптации и повышенной конфликтности, а также аффективными расстройствами и суицидальными наклонностями.

У взрослого человека с детской травмой может быть нарушена способность к здоровым межличностным отношениям: своевременной сепарации от родителей, установлению устойчивых дружеских связей, к эмоциональной и физической близости с противоположным полом. Травмированные люди испытывают дефицит доверия и эмпатии, им нередко чужды сопереживание и сострадание. А образ негативного «Я», сформировавшийся у подростка, проявляется в форме устойчивого представления о себе как об униженном, побежденном или бесполезном. При этом психологически травмированный человек не всегда осознает необходимость обращения за помощью и возможность ее получения.

Результаты исследований, однако, показывают, что своевременная поддержка и психологическая помощь взрослых при детской психической травме увеличивает шанс несовершеннолетнего вырасти здоровым и эмоционально устойчивым.

Следует помнить, что хорошая, поддерживающая атмосфера внутри семьи, здоровье отношения между близкими - все это может позволить ребенку быть менее восприимчивым к травматизации.

Что может помочь психике ребенка при сопротивлении травме?

✔ поддержка со стороны семьи, друзей и школы;

✔ активизация ресурсов для смягчения негативных последствий травмы, в том числе обращение за профессиональной помощью;

✔ повышение самооценки и формировании чувства собственной нужности и значимости,

✔ развитие способностей и талантов и овладении умениями и навыками.

В семье родителям необходимо создавать и поддерживать атмосферу доверия и понимания, показывать, что чувства и переживания ребенка им важны, и что он может говорить о своих проблемах без страха осуждения, а также обучиться самим и обучить детей методам снижения стресса, целенаправленно развивая у них навыки решения жизненных проблем. 
Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'