Кто такие коллекторы и зачем они звонят
Коллекторские агентства покупают просроченные долги у банков или действуют от их имени на основании агентского договора. Банки часто прибегают к услугам коллекторов, чтобы не заниматься самостоятельно взысканием долгов.
Заемщик узнает о смене кредитора из телефонного звонка коллекторов или письма от банка. Важно убедиться в законности требований коллекторов, проверив наличие свидетельства ФССП у агентства.
Чтобы вернуть долги, коллекторы имеют право:
1. Информировать о задолженности
Для этого коллекторы могут связаться с должником лично, по телефону, отправлять сообщения (СМС, почтовые отправления, электронные письма) с целью информирования о наличии и размере задолженности, а также о способах ее погашения. При этом в части звонков от коллекторов, которые зачастую бывают назойливыми, есть ограничения – об этом далее в этой статье.
2. Предлагать варианты погашения
В том числе коллекторы могут предложить реструктуризацию, рассрочку и другие способы, которые могут помочь должнику выйти из щекотливого положения.
3. Встречаться с должником
Однако есть ограничение: не чаще одного раза в неделю по месту жительства должника.
4. Обращаться в суд
Если достичь соглашения сторонам не удается, коллекторы вправе подать на должника в суд, чтобы взыскать задолженность.
Что запрещено коллекторам?
– Угрожать физическим насилием, убийством или порчей имущества – подобное запрещено как в отношении самого должника, так и в отношении членов его семьи.
– Унижать или оскорблять должника, оказывать разного рода психологическое давление – все это делать коллектор не имеет права. Также нельзя вводить в заблуждение относительно сроков, размеров и причин возникновения долга.
– Нельзя распространять информацию о должнике, размере и причинах его задолженности третьим лицам, включая родственников, соседей и коллег.
– Звонить и писать в ночное время. Ограничения действуют с 22.00 до 8.00 в будние дни и с 20.00 до 9.00 в выходные дни. Таким образом, должен соблюдаться режим тишины в определенные интервалы времени, который коллекторы не вправе нарушать.
– Превышать установленное количество контактов. Количество звонков и сообщений, отправляемых должнику, строго регламентировано законом. Коллекторы не могут звонить чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Количество сообщений также ограничено.
– С некоторыми должниками коллекторам вообще не разрешается взаимодействовать напрямую. В том числе речь идет о лицах, которые были признаны банкротами, недееспособными или ограниченно дееспособными, инвалидами первой группы, а также находящимися на лечении в стационаре.
Как наказать коллекторов за нарушение закона?
Контроль за деятельностью коллекторских агентств осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). В случае нарушения ваших прав со стороны коллекторов, вы можете обратиться с жалобой в ФССП.
К жалобе необходимо приложить доказательства нарушений (фотографии, записи звонков, скриншоты сообщений и т. д.).
В случае, если действия коллекторов содержат признаки уголовного преступления (угрозы насилием, порча имущества), необходимо обращаться в полицию или прокуратуру.
Что делать, если звонят коллекторы
Звонки коллекторов могут стать неприятным сюрпризом, особенно если вы не ожидаете подобных звонков. Важно сохранять спокойствие и знать, как правильно себя вести в подобных ситуациях.
1. Установите личность звонящего
Попросите коллектора представиться: ФИО, название коллекторского агентства, должность. Запишите эти данные.
2. Выясните причину звонка
Узнайте, от какого кредитора и по какому договору числится задолженность. Попросите предоставить документы, подтверждающие право коллекторов требовать долг именно с вас (договор цессии, агентский договор).
3. Проверьте информацию
Сверьте полученные данные с имеющимися у вас документами. Убедитесь в наличии и размере долга. Если вы не согласны с суммой или фактом задолженности, сообщите об этом коллектору.
4. Записывайте разговоры
Ведите аудиозапись всех разговоров с коллекторами. Это поможет в дальнейшем, если их действия будут неправомерными. Не забывайте, что ваш собеседник также может записывать разговор.
5. Не паникуйте и не грубите
Сохраняйте спокойствие и вежливость в разговоре. Не поддавайтесь на провокации и не грубите в ответ. Помните, что ваша цель – получить информацию и решить проблему, а не усугубить ситуацию.
6. Не сообщайте лишнюю информацию
Не сообщайте коллекторам персональные данные, которые не относятся к долгу (например, место работы, доходы, имущество, сведения о родных и близких, не стоит сообщать им, к примеру, о своих детях, а также о школе или детсаде, который они посещают – это информация не относится к вопросу вашего долга, однако недобросовестные коллекторы могут использовать ее против вашей семьи).
7. Договоритесь о дальнейшем общении
Уточните, каким образом коллекторы планируют дальше взаимодействовать с вами (звонки, письма, личные встречи). Постарайтесь договориться о времени и способе общения, которые будут для вас удобными.
8. Знайте свои права
Изучите законодательство о деятельности коллекторских агентств, особенно в части защиты прав должников. Получите консультацию юристов.
9. Не бойтесь обращаться за помощью
Если действия коллекторов выходят за рамки закона (угрозы, оскорбления, психологическое давление), обращайтесь с жалобами в ФССП или в прокуратуру.
10. Помните о возможности реструктуризации
Обсудите с коллекторами возможность реструктуризации долга или заключения мирового соглашения. Возможно, они предложат вам условия погашения задолженности, которые вы сможете выполнить.
Дополнительные советы
Не скрывайтесь от коллекторов и не избегайте общения с ними.
Не берите новые кредиты для погашения старых долгов.
Не позволяйте коллекторам запугивать вас и оказывать на вас давление.
Сохраняйте все документы, связанные с кредитом и общением с коллекторами.
Помните, что вы не обязаны выполнять все требования коллекторов, если они противоречат закону. Знание своих прав и умение вести конструктивный диалог помогут вам защитить свои интересы и решить проблему с долгом.
Теги: банки , кредиты , кредитные карты