Мистика и различные суеверия плотно связаны с фольклором и историей, и они напрямую проистекают из места проживания того или иного народа. Потому неудивительно, что на островной Англии, практически всю свою историю так или иначе связанную с морем, существует немало мифов и легенд, посвящённых морю. И если верить расчётам разных пара-научных организаций, есть места с самой большой концентрацией призраков и привидений на единицу площади. Так что, в канве вышесказанного, «существование» корабля-призрака будет более чем логичным.
«Леди Лавибонд» (Lady Lovibond) была трехмачтовой шхуной английской постройки с экипажем примерно в пятьдесят человек. Новый и хорошо оснащенный корабль вышел в плавание под руководством только что назначенного на должность капитана Саймона Рида. Молодому капитану чрезвычайно везло — он не только получил под командование новенький корабль, но и удачно женился на молодой красавице Аннете. Пара выглядела очень эффектно, настолько, что владелец судна даже разрешил в первое плавание взять капитану с собой молодую супругу. Несмотря на некоторые протесты со стороны команды, ведь женщина на судне — это очень плохая примета, Аннета все же отправилась со своим мужем. 13 февраля 1748 года, спустя два дня после свадьбы, судно вышло в Ла-Манш, направляясь в сторону Португалии.
Однако далеко уйти ему не удалось. Дойдя до печально известной «отмели Гудвина», старший помощник капитана Джон Риверс встал за штурвал корабля, отослав рулевого, и почти сразу направил судно прямо на смертельную мель. На этой отмели ежегодно гибло множество кораблей, и даже по сей день она остаётся очень опасным местом для неопытного судоводителя. Такое резкое изменение курса привело к прямому столкновению и гибели новенького корабля вместе со всем экипажем. Поведение помощника капитана может показаться непонятным, но позже выяснилось, что он был давно влюблён в Аннету, новоиспеченную жену капитана Саймона Рида, и решил таким способом свести счёты с жизнью, а заодно погубить и свою избранницу, которая ему отказала.
Мели (пески) Гудвина на карте 1750 года
Случившееся было овеяно духом мрачной романтики, что присуща многим историям тех лет. Однако на этом упоминания о «Леди Лавибонд» не заканчиваются.
В 1798 году судно «Эденбридж», идя в Ла-Манше, ночью с большим трудом увернулось от столкновения с внезапно появившимся из тумана парусником. Тот не соблюдал правила движения и, словно бы никого вокруг не замечая, пронесся мимо. По утверждением некоторых очевидцев, он пропал в тумане, или же, как говорят другие, на полном ходу врезался в отмель Гудвина, после чего его тоже скрыл туман. Срочно спущенные на воду шлюпки, обследовали отмель, но не нашли никаких следов кораблекрушения, а после произошедшего и тщательного опроса всех свидетелей выяснилось, что кто-то видел и название странного парусника — «Леди Лавибонд». Более того, утверждалось, что кто-то слышал на его борту шум праздничного веселья, а также женский голос. Это, как считается, было первым случаем появления новоявленного корабля-призрака. И далеко не единственным!
В 1848 году моряки с американского каботажного судна видели тоже самое — летящий на полном ходу парусник разбивается на отмели Гудвина. Поспешившие на помощь американцы также ничего не обнаружили. Затем истории повторилась в 1898 году: на этот раз кораблекрушение видели с берега, и снова отправившиеся туда шлюпки не нашли ничего. Затем, в 1948 году, корабль видели с борта торгового судна, но на этот раз всё произошло в темное время суток, и некоторые утверждали, что судно светилось неярким белым светом.
«Летучий Голландец», картина художника Райдера Альберта Пинкхэма
Неудивительно, что подобная история о корабле-призраке и несчастной любви, что обрекла его раз за разом повторять свою гибель, стала очень популярной далеко за пределами Англии. В западной литературе и интернет-сообществах, посвященных морской мистике и подобной тематике, «Леди Лавибонд» по популярности следует сразу за «Марией Селестой», чья история практически общеизвестна.
Однако, как часто и бывает, такие мифы есть не более чем красивая история, и если начать оперировать исключительно фактами, то вся мистика довольно быстро развеивается.
Исследователи Майкл Госс и Джордж Бихи в своей книге «Lost At Sea: Ghost Ships and Other Mysteries» разбирают историю призрачного корабля. Для начала, в документах не упоминается ни такая шхуна, ни имя капитана — вплоть до статьи в газете «Daily Chronicle» от 1924 года. Кроме того, повествование и его трагический финал очень схож с похожими историями, что были так популярны в те годы. Таким образом, весь миф о погибшей «Леди Лавибонд» может быть лишь следствием написанной журналистом «сказки», специально под День всех влюбленных, позже обросшей подробностями. Более того, с течением времени истории о встречах с призрачным кораблем становились все невероятнее, приобретая массу потусторонних подробностей. Так, в 1898 году, якобы при очередном появлении корабля-призрака спасатели сумели добраться до него, и один из них в попытке помочь, некто Кёртис, прыгнул в воду, спеша добраться до обломков тонущего корабля. Однако, как и во все предыдущие разы, он попросту исчез, но на этот раз вместе с ретивым спасателем. А уже спустя пятьдесят лет, в 1948 году, до снова появившейся «Леди Лавибонд» ещё раз добрались спасатели, и на этот раз им удалось спасти из воды одного выжившего, которым оказался… тот самый Кёртис! По его словам, он прожил долгие годы в Англии XIX века и подробно описал свои злоключения, а дальнейшие его следы загадочным образом теряются, якобы при участии британских спецслужб.
Коллекционная монета, выпущенная европейской компанией Numiscollect, из серии посвящённых кораблям-призракам. Эта монета изображает «Леди Лавибонд»
Что и сказать, подобные истории и «невероятные» подробности точно не идут на пользу хоть какому-либо научному или хотя бы документальному подтверждению существования «Леди Лавибонд» и ее гибели. Наоборот, они скорее поселят в умах очередной миф. Чем, собственно, история этого корабля-призрака и является. Каким бы далёким ни казался XVIII век, стоит понимать, что люди всегда оставляют «бумажные» следы, и бюрократия отнюдь не сегодняшнее изобретение. Особенно, когда дело касается корабля, его маршрута и прочего.
И на сегодняшний день документов, подтверждающих существование корабля с таким именем, так и не было найдено. Однако легенда о нём живёт и продолжает оставаться популярной среди любителей «паронормальщины» и различных охотников за призраками. Ежегодно сотни людей приезжают в этот район юга Англии, чтобы попытаться увидеть корабль-призрак, о котором они прочитали в интернете или на страницах книг. Впрочем, это приносит немалую прибыль местным жителям, продолжающим выдумывать подробности о «Леди Лавибонд».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»