Как "утёнок" превратился в "селезня-убийцу". 35 лет назад взлетел первый Су-34. Его все ругали, а он стал главной ударной силой ВКС

КОНТ 5 дней назад 14
Preview

Су-34 во всей красе. Главный носитель ФАБ с УМПК, которые на Западе называют "убойной кувалдой ВКС"

В эру многофункциональных самолётов уже мало кто в авиационной отрасли задумывается о создании специализированных машин, типа фронтовых бомбардировщиков. Сейчас большинство истребителей, даже таких прирожденных воздушных бойцов, как Ф-15, Су-27 и МиГ-29 учат пускать ракеты, сбрасывать высокоточные и обычные бомбы и даже заниматься штурмовкой с использованием неуправляемых авиационных снарядов, как было на Балканах и до сих пор случается в Африке. Поэтому, когда ОКБ "Сухой" в конце девяностых внезапно заявили о начале предсерийного производства 6 экземпляров нового фронтового бомбардировщика, разработанного ещё в СССР на базе платформы Т-10В, многие сочли этот поступок "подготовкой к прошлой войне".

Как раз незадолго до этого завершились массированные бомбардировки Югославии, и натовские эксперты в один голос утверждали, что модернизированные для ударных функций истребители Ф-15, Ф-16 и Ф-18 прекрасно выполняли свою работу, сбросив больше бомб и ракет, чем стратегические бомбардировщики и специализированные ракетоносцы. Тем не менее, производство фронтовых бомбардировщиков в России началось, хотя оно было настолько мелкосерийным, что временами казалось, что будущий "утёнок" так никогда и не выйдет из стадии эксперимента.

Су-34 впервые был показан на "Мосаэорошоу", будущем Максе в 1993 году. Тогда многие назвали его бесперспективным, из-за тотальной моды на многоцелевые самолёты

Наверное уже мало кого удивит тот факт, что работа над Су-34 началась в середине 80-х. Самолёт был построен на базе "морской" версии платформы Су-27, под маркировкой T10KM-2. Да, утёнка в его советский период прежде всего рассматривали, как морской многоцелевой самолёт, способный поднимать серьезный груз бомб и ракет и при этом сохранять маневренность, возможность вести воздушный бой и скорость почти такую же, как и у классических "двадцать седьмых". 

Первый экземпляр машины Т10В-1 , проходившей на Западе под ошибочным названием Су-27КУ, провел дебютные полеты 13-14 апреля 1990 года, под управлением заслуженного летчика-испытателя СССР Анатолия Иванова. Так что полуюбилей у "утенка" ныне вполне себе настоящий настоящий. А уже в августе его прототип начали пробовать для посадки на имитаторе полосы советского авианосца "Тбилиси" в Саки. Летный прототип продолжали тесты в течение двух лет, но уже в 1992 году плотно присел на землю, изредка летая только на различные авиашоу.

Т10В-1 на взлёт! Фото ЦАГИ

"Утёнок" уже тогда мог брать боевую массу вдвое большую, чем его предшественник Су-24, и превосходил его по всем другим основным параметрам. Но мода на многоцелевые самолеты на базе истребителей потенциальных покупателей от него отпугивала. Эксперты на Западе "утёнка" называли обидным определением "анахронизм от авиации", и у нас многие "знатоки" тоже с умным видом разносили чужие и враждебные умозаключения. 

Тем не менее, в 1994 году, почти на общественных началах, был построен третий летный экземпляр "утёнка", почти такой, каким мы его знаем сегодня. Хотя именовался он тогда Су-32ФН. И только через пять лет после этого была начата постройка первой партии, которую "сухие" очень хотели бы продать Индии, чтобы организовать производство для собственных ВВС, но так и не смогли. У индийцев, чутких к западным веяниям авиационной моды, тоже была задача приобрести многоцелевой истребитель. Так что, финансовой подпитки, в виде зарубежных контрактов, Су-34 сразу был лишен, что ещё больше кидало тень на его светлое будущее.

Вплоть до начала 2023 года основным оружием Су-34 оставались неуправляемые ФАБы и прицельно-навигационный комплекс СВП-24 "Гефест". Но ФАБы с УМПК не только стали превосходным ударным средством, но и обезопасили наших летчиков. Кадры МО РФ

Шанс показать себя "утёнку" впервые представился в ходе войны 08.08.08. В декабре 2006 года на вооружение нашей ударной авиации поступило два первых экземпляра, а уже в августе 2008 года они приняли участие в операции по уничтожению ключевой РЛС "Шавшвеби". Там Су-34 показал две своих новых возможности. Первая, это умение носить крайне мощные на тот день средства РЭБ ("Хибины"). И второе, он давал основательные надежды, что может стать первым полноценным носителем высокоточного оружия, включая корректируемые авиабомбы и ракеты "воздух-поверхность". 

Но только в 2011 году, через 21 год после первого полёта и через десять лет после начала серийного производства, самолёт был рекомендован к принятию на вооружение. А официально его поставили на баланс ВКС в марте 2014 года. И ровно через год ему предстояла первая большая работа. 

О дальнейшей истории нашего основного фронтового бомбардировщика мы расскажем в следующем материале.

Продолжение следует...



https://dzen.ru/a/Z_uRMKNckBbZyI0F


Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'