
Автор: Александр Сизаров
«Маразм крепчал» – именно этой уже крылатой фразой известного литературного критика Владимира Ермилова можно охарактеризовать то, что происходит в Европе. А конкретнее – у российских границ. Прибалтика вместе с Польшей активно готовится к войне с РФ. Ради своего «светлого будущего» польские, литовские, латышские и эстонские власти спешно выходят из международных соглашений. В центре масштабной подготовительной кампании оказалась Калининградская область. Вокруг «янтарного края» постепенно смыкается недружественное кольцо. Чем же это грозит?
Впереди планеты всей
Нетрудно догадаться, что дурной пример прибалтам подаёт Польша, которая ещё со времён Речи Посполитой пытается реализовать свои имперские амбиции. Сейм Польши на прошлой неделе проголосовал за выход из Оттавской конвенции, запрещающей применять, хранить, производить и передавать противопехотные мины.
Данное международное соглашение было открыто для подписания 4 декабря 1997 года, а вступило в силу 1 марта 1999-го. За последующие два десятилетия к инициативе присоединились 163 государства, но после начала военной спецоперации на Украине все чаще стали звучать заявления о том, чтобы отказаться от конвенции. Впереди планеты всей – Польша, страны Балтии и Финляндия.
"Не может быть никаких ограничений, способных помешать нам защищать свою родину" – гордо и патриотично заявил польский вице-премьер и министр обороны Владислав Косиняк-Камыш.
Граница на замке
Польшу поспешили поддержать прибалтийские соседи, но, видимо, просчитывать наперед – не их сильная сторона. Особенно с этим проблемы в Литве.
Литовцам, торопящимся защитить свою территорию от призрачной российской агрессии, придется напрячься больше остальных. Их задача – оборона 730-километровой границы с Калининградской областью и Белоруссией. Естественно, осуществление задуманного потребует внушительных средств. Вот только где их взять?
Литовских чиновников, действующих по принципу «вижу цель – не вижу преград», это не смущает. Они уже успели привлечь к работе военных аналитиков, которые пытаются понять, где же минные поля располагать эффективнее. Также Вильнюс выделил 800 миллионов евро на производство противопехотных мин.
При этом осуществить задуманное требуется как можно скорее. Министр обороны Литвы Довиле Шакалене стращает коллег и граждан: мол, Россия нападет уже в 2028-2030 годах. Среди жителей литовского приграничья растет паника. Они уже вовсю делают запасы первой необходимости и готовят пути отступления.
"Но все может произойти еще раньше. Если переговоры по Украине закончатся неудачно и Россия использует прекращение огня для восстановления своих сил и наращивания военно-промышленного потенциала, вероятно, с помощью отмены санкций, это окно угрозы сократится до двух-трех лет" – подливает масла в огонь руководитель литовского военного ведомства.
А в Эстонии собираются построить около тысячи бетонных бункеров, в каждом из которых смогут разместиться до десяти солдат. Для большей безопасности их оснастят дополнительной защитой от артиллерийских ударов. На это Таллин готов выделить 60 миллионов евро.
Также прибалты не забыли про традиционные противотанковые рвы и прочие препятствия для живой силы и военной техники.
С прицелом на будущее
На Западе же к таким подготовительным мероприятиям относятся скептически. Понятно, что в случае начала военного конфликта задержать вторгнувшегося противника такие преграды не смогут.
"Идея заключается в том, чтобы замедлить вторгающиеся силы и направить их в районы, где НАТО даст отпор на более выгодных условиях" – попытался оправдать начинания руководства офицер литовской армии и научный сотрудник Балтийского института передовых технологий в Вильнюсе майор Донатас Палавенис.
Однако можно предположить, что на самом деле за такой подготовкой скрывается что-то более серьезное. Как вариант – работа на перспективу.
Прибалтам, а точнее, их западным кураторам важно поддерживать «градус русофобии» на высоком уровне. Методы для этого используются самые разные. Например, в начале нулевых годов часто звучали обвинения в адрес России в оккупации – якобы в годы советской власти Литва, Латвия и Эстония находились в составе СССР не по своей воле, что нанесло существенный урон их уровню развития. Озвучивались требования к Москве, связанные с компенсацией. Очевидно, что удовлетворять их никто не поспешил.
И вот – ноу-хау. Основательно укоренить в прибалтах, уставших от политических игрищ своих властей, ненависть к России. Сделать это проще всего, как оказалось, не взывая к переписанной истории (в XXI веке получить доступ к альтернативной точке зрения просто), а намекая – соседи-то готовятся к нападению. Далее следует продемонстрировать веру в собственные же слова и заботу о гражданах – начать спешно рыть рвы, расторгать в одностороннем порядке международные нормативно-правовые акты, особо не мешающие жить, и выделять внушительные суммы на оборону. Этого уже достаточно, чтобы заставить впечатлительное население (в первую очередь приграничных районов) поверить в «Россию-агрессора». Расчет больше, правда, на то, что следующие поколения и вовсе перестанут как-то иначе воспринимать соседа и будут ждать, ждать, ждать…
Поведение Прибалтики отлично охарактеризовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции после переговоров с главой МИД Белоруссии Максимом Рыженковым.
"Что касается трех прибалтийских государств, <…> знаете, мне просто сейчас ассоциация пришла в голову из детства, когда выходишь после школы погулять во двор, и три таких маленьких хулиганчика подбегают, начинают 15 копеек просить, что-то отнимать, какой-то бутерброд. И, когда ты начинаешь их ставить на место, выбегают большие хулиганы – шпана, которые этими мелкими руководят и натравливают их на нормальных людей" – заявил Лавров.
Подчеркнем, хулиганы должны получать по заслугам. Поэтому ответные меры последуют.