КАРЛ ФАБЕРЖЕ ▪︎ KARL FABERGÉ.

КОНТ 1 день назад 28
Preview

 Родился 18(30) мая 1846 г. / 24.09.1920.

 Знаменитый ювелир и успешный предприниматель, Карл Фаберже в течение почти 50 лет руководил семейной ювелирной компанией и пользовался особым покровительством царской семьи. Биография мастера представляет собой достойный образец служения ювелирному искусству, а его творчество и сегодня вызывает восхищение у миллионов людей.

(Изделия Фаберже в конце поста)

 Карл Фаберже прославился на весь мир, прежде всего, благодаря изготовлению пасхальных яиц для царской семьи, хотя его фамильная фирма на протяжении многих лет выпускала не только элитную ювелирную продукцию, но и изделия для покупателей среднего достатка.

Его отец – Густав Фаберже был балтийским немцем с французскими корнями, а мать – датчанкой. За 4 года до рождения сына родители переехали из эстонского города Пярну в Санкт-Петербург, где глава семьи основал ювелирную мастерскую.

Получив образование в частной гимназии, юный Карл вместе с родителями уехал из России. Его отец доверил руководство фамильной компанией деловым партнерам, а сам принял решение навсегда обосноваться в Германии. В Дрезденской школе искусств Карл Фаберже обучился теории ювелирного дела, а затем отправился в длительное путешествие по странам Европы. В течение 8 лет он побывал в разных городах Германии, Англии и Франции, где продолжил учебу у лучших ювелиров Старого Света.

На выставках он присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам, которых приглашал к себе на работу. Полученные знания Карл решил использовать на благо развития семейной фирмы и в 1872 году вернулся в Санкт-Петербург. Молодой Фаберже взял в свои руки управление ювелирной компанией. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий.

Под его руководством семейное предприятие быстро начало набирать обороты. В многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих и специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. И во главе каждой стоял яркий талант. Себе Карл оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.

Карл Фаберже добился того, что все его произведения – не просто драгоценности, а настоящие произведения искусства. Глава знаменитой фирмы не боялся экспериментировать, его мастера работали с камнями, которые считались «неювелирными», и не боялся критики.

Диапазон продукции компании Фаберже был огромен. Портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры… Все предметы стоили очень дорого. Но были и изделия массового производства. Например, в 1914 году свет увидела серия медных чарок. Доступность для императрицы и горничной – это был один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена – в расчете на любой кошелек.

В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве случилось знаковое событие в судьбе мастера – он познакомился с русским самодержцем. Александра III поразило высокое качество работ гениального художника и высочайшим повелением царь даровал Фаберже звание «Ювелира Его Императорского Величества». Спустя 2 года Александр III заказал у мастера первое пасхальное яйцо для своей жены, которое безумно понравилось императрице Марии Федоровне. Это яйцо известно под названием «Курочка» и является первым из серии пасхальных яиц, созданных Фаберже для императорской семьи с 1885 по 1916 год. Золотое яйцо в белой эмалированной оболочке таило в себе ряд сюрпризов: желток из матового желтого золота, внутри которого сидела пестрая золотая курочка. Курочка открывалась по принципу матрешки, а в ней находилась рубиновая подвеска и миниатюрная императорская рубиновая корона.

С этого момента обязанностью придворного ювелира стало ежегодное изготовление роскошных яиц к величайшему христианскому празднику. Вошедший на престол в Николай II не стал отменять эту традицию. Он заказывал у ювелира не один пасхальный сюрприз, а два – для своей супруги и матери, вдовствующей императрицы.

Именно пасхальные яйца стали всемирно узнаваемым символом гениальности ювелира. Из-за огромной популярности этих изделий, мэтр постоянно получал просьбы от богатейших людей России и Европы изготовить для них такие же вещицы. Достоверно известно, что Карл Фаберже выполнил 15 подобных заказов, но в среде коллекционеров существует устойчивое мнение, что их было гораздо больше. В наши дни этими слухами часто пользуются мошенники, выдавая искусные подделки за работы великого мастера.

Члены императорской русской семьи на протяжении десятков лет заказывали у Фаберже ювелирные изделия для себя и для своих многочисленных европейских родственников. Благодаря этому, слава о гениальном ювелире быстро распространилась за пределами России.

Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.

На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ, которые были изготовлены фирмой Фаберже, получили золотую медаль, а их создатель – право ставить на изделия клеймо. На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.

Фирменные магазины Фаберже были открыты в Киеве, Одессе, Лондоне и Париже, семейная компания превратилась в одного из лидеров мирового ювелирного рынка. Почти полстолетия Карл Фаберже успешно руководил делами своей фирмы. Под его руководством сотрудники фирмы, по самым скромным подсчетам специалистов, вплоть до 1917 года изготовили около 200 000 разнообразных изделий. Среди них есть множество уникальных украшений, прекрасной столовой посуды, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней. Но все же, к числу самых известных шедевров Карла Фаберже относятся «Яйца фирмы Фаберже» – серия великолепных ювелирных изделий, изготовленных для императорской семьи и небольшой группы частных лиц. До наших дней сохранилось 65 шедевров, которые находятся в закрытых коллекциях и национальных музеях разных стран.

Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо, которое называлось названием «Стальное», было выполнено в виде снаряда и преподнесено Николаю II в 1916 году. Революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Основную массу изделий и драгоценностей конфисковали. Сам Фаберже смог сохранить лишь малую часть своих богатств, которую успел вывезти за границу. В 1918 году, опасаясь ареста, глава фирмы сначала бежит в Ригу, а затем в Германию.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей.

Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.

Последние годы жизни он провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце. Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился своим климатом. Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару, но насладиться ею до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Двое из четырех сыновей мастера, Евгений и Николай, в 1920-х гг. эмигрировали в Париж, где основали компанию «Фаберже и К». Впоследствии права на всемирно известную торговую марку неоднократно переходили из рук в руки, а сегодня ими владеет южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон.

Карл Фаберже, без сомнения, принадлежит к числу самых известных ювелиров в истории мирового искусства.

«Фаберже – несравненный гений нашего времени»,– так отзывалась о мастере императрица Мария Федоровна в письме своей сестре – английской королеве Александре.

К счастью, часть уникальных шедевров Карла Фаберже все-таки дошла до нашего времени, и сегодня миллионы жителей нашей планеты могут увидеть в музеях и на выставках.


«Курочка».

Сувенир, который ювелир сделал первым. У этого изделия был прообраз. Александр, заказывая его для жены, попросил сделать "яйцо с секретом", которое напоминало бы сувенир, хранившийся в королевской сокровищнице Дании. Императрица имела датские корни, поэтому выбор идеи не был случайным. Изделие было выполнено из золота, а сверху покрыто белой эмалью. "Желток" был выплавлен тоже из золота, но для его создания использовали матовое золото и оно отличалось от скорлупы. Внутри яйца пряталась курочка из разноцветного золота. Внимание ювелира к деталям поражало виртуозностью, настолько они были тонкими: перышко к перышку, гребешок, рубиновые глазки – казалось, будто курочка сейчас встряхнет крыльями. В курочке был предусмотрен механизм, который приходил в действие с помощью перьев не хвосте. Когда курочка открывалась, в ней обнаруживался главный сюрприз – миниатюрная золотая корона, усеянная бриллиантами, которая копировала главный символ власти, и цепочка с кулоном, инкрустированным рубинами. 

«Яйцо с решёткой и розами ».

Одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1907 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея. Находится в Художественном музее Уолтерса в США.

В настоящее время сюрприз утерян, но по данным исследований это был бриллиантовый медальон с портретом царевича Алексея, выполненный акварелью на слоновой кости. 

«Ренессанс» – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне. Текущим владельцем является фонд Виктора Вексельберга «Связь времен».

Сюрприз был утерян, однако существует предположение, что им было украшение из жемчуга. По другой теории, высказанной Кристофером Форбсом, считается, что сюрпризом было яйцо Воскресение Христово, которое идеально подходит по размерам в яйцо «Ренессанс» и имеет схожее исполнение и цветовую гамму. Кроме того, они вместе демонстрировались в 1902 году. Яйцо Воскресение Христово не имеет инвентарного номера, что также говорит в пользу этой теории. 

«Ренессанс». 

«Ренессанс». 

«Корзинка цветов»

(«Корзинка с букетом полевых цветов») – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Создано в 1901 году по заказу императора Николая II и преподнесено его жене, императрице Александре Фёдоровне в Пасху того же года.

Ныне является частью коллекции короля Великобритании Карла III.

Сюрприз данного яйца утрачен.

Каких-либо сведений о его виде и свойствах в настоящее время нет. 

«Корзинка цветов». 

«Клевер» – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Оно было создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.

В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве.

Это яйцо символизирует мечту Николая II: счастливый союз с женой, любовь и семью.

В годы революции сюрприз был утерян, но, согласно архивным документам, это был драгоценный четырёхлистник клевера, который украшали 23 крупных бриллианта с четырьмя миниатюрными портретами дочерей Николая II: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. 

«Клевер». 

«Пеликан» (Вдова) – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Было создано по заказу Николая II, который подарил его своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года. В настоящий момент оно находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств.

Покрыто гравированным красным золотом и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. Пеликан, имеющий инкрустированные бриллиантами крылья, кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь. На яйце выгравированы классические мотивы, памятные даты с 1797 по 1897 годы и надпись с обеих его сторон: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».

Яйцо «Пеликан» стало памятным в знак 100-летнего патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Миниатюры нарисованы придворным художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр перечислены изображенные учреждения. 

«Анютины глазки».

Яйцо было создано по заказу Николая II в 1899 году, который подарил его своей матери императрице Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1899 года. Верхняя часть ювелирного яйца открывается, под ней спрятан сюрприз – сердцеобразный мольберт с одиннадцатью ягодами земляники, украшенными личными монограммами (генеалогическое дерево с портретами). При нажатии на кнопку все медальоны открываются, показывая портреты членов императорской семьи. 

«Букет лилий» – одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для императорской семьи. Оно было создано в 1899 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты.

Яйцо сделано в виде старинных французских часов времён Людовика XVI. Яйцевидные часы на прямоугольной подставке декорированы прозрачной жёлтой эмалью, увенчаны букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. Циферблат с 12-ю римскими цифрами, украшенными алмазами, покрыт белой эмалью. Стрелка часов сделана в виде стрелы Амура, выпущенной из лука.

Яйцо увенчано букетом «лилий Мадонны», которые вырезаны из оникса. Букет из лилий прорастает сквозь венок из золотых роз. Яйцо сочетает язык цветов, который часто использовали в то время: розы символизируют любовь, лилии – чистоту и невинность, факелы Купидона, которые превращаются в растительные завитки, символизируя семейную любовь.

Сюрприз в настоящее время утерян, но по ранним фотографиям яйца запечатлен рубиновый кулон с розой из бриллианта. 

«Букет лилий». 

«Синее яйцо-часы со змеёй» – одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании «Яйца герцогини Мальборо» в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.

Поскольку данное яйцо представляет собой работающий часовой механизм, оно не содержит сюрприза. 

«Мозаичное» – ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года.

Хранится в Королевской коллекции короля Карла III, Лондон, Великобритания.

Сюрприз – миниатюрная камея с профилями детей Николая II.

Вершина увенчана Императорской короной, украшенной алмазами. Задняя сторона миниатюры эмалированная, с корзиной цветов, вокруг которой выполнены надписи: 1914 год и имена пяти детей. 

«Мозаичное». 

... 


Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'