
Совсем недавно военное, а затем и политическое руководство России сделало во многом сенсационное заявление. Было официально объявлено об участии военных Корейской народной армии (армия Корейской Народно-Демократической Республики) в операции по освобождению Курской области от бандеровских полчищ укронацистов. Вслед за нашими заявлениями последовали и подтверждающие их высказывания военно-политического руководства КНДР.
Конечно, для определённого ряда лиц это не было сенсацией. Хотя бы по той простой причине, что многие, кто непосредственно принимал участие в работе по освобождению приграничья и освещал её (военкоры, военные и проч.), знали обо всём, но терпеливо молчали. Догадывались о присутствии на поле боя северных корейцев и враги. О чём жалобно и слезливо плакался по осени главарь киевской хунты и о чём сложили десятки откровенно лживых и примитивных выдумок его ближайшие приспешники.
Впрочем, большинство неравнодушных жителей нашей страны всё же оптимистично (и оправданно, как оказалось) предполагало, что слухи о нахождении северокорейских военных специалистов на территории России имеют под собой вполне серьёзные основания.
И дело ведь не только в немногочисленных видео с ребятами из Якутии и Бурятии (которых злопыхатели выдавали за корейцев) или в редких, но воодушевляющих фото эшелонов с САУ «Коксан». Корейская Народно-Демократическая Республика просто зарекомендовала себя таким образом, что её воспринимают максимально серьёзно. И если это государство подписывает определённый договор, а в своей официальной риторике проповедует борьбу с империалистическими коршунами, то ни у кого (по крайней мере в нашей стране) не возникает сомнения, что их слова (весьма красноречивые) не разойдутся с делом.
Примечательно поэтому, что сразу после официальных заявлений сторон о совместных военных действиях многие у нас (в разговорах и на просторах Интернета) стали припоминать всевозможных и многочисленных «братушек», «братьев», «одиннарод», ОДКБ и прочих союзничков, с которыми нас связывают столетия добрососедства и даже совместной жизни. Люди стали справедливо подмечать, что далёкая дальневосточная Корея (в лице КНДР) в беде оказалась нам ближе, чем те, кто кормится от нашей экономики и зачастую даже говорит с нами на одном языке. В такие моменты действительно есть над чем задуматься.
В то же время это отличный повод искренне порадоваться тому, что у нас есть такой (настоящий!) союзник.
Вообще же КНДР — это уникальная находка в противоречивом и постоянно удивляющем мире 2020-х годов. Для многих оказалось полной неожиданностью, что небольшое государство на севере Корейского полуострова, обложенное со всех сторон ограничениями и санкциями («цивилизованный» мир даже не скрывает опосредованного геноцида в отношении этой страны), выдавленное из мировой торговли, обмена опытом и технологиями, государство, которому под знаменем светлоликой ООН ограничили поставки удобрений и топлива, а гражданам запретили зарабатывать на жизнь за рубежом (это ли не «цивилизованный» геноцид 26-миллионного населения?!), демонизированное и оболганное — это государство обладает устойчивой политической системой (КНДР существует дольше СССР, на минуточку), мощной промышленностью и огромной механизированной армией. Чудо для европейца, но оказалось, что КНДР способна выдавать больше военной продукции, чем весь «могучий» ЕС!
И вот эта дальневосточная жемчужина теперь в официальном и подтверждённом делом союзе с нами. Разумеется, данный факт воодушевляет и вдохновляет. Ведь наши враги всё ещё точат мечи, а значит, такой надёжный тыл и опора необходимы.
Примечательно здесь и другое. Когда говорят о КНДР, с чьей стороны идёт широкая поддержка в СВО, исходят всё ещё из того, что эта страна находится в самой жёсткой изоляции. Она ограничена в ресурсах и технологиях. И при этом выдаёт такое впечатляющее количество разнообразной военной продукции, да ещё и ракеты регулярно запускает!
Но что будет, когда блокада будет прорвана? А это, как легко догадаться, уже происходит. Можно только вообразить, что сможет Корейская Народно-Демократическая Республика в условиях широкомасштабного военно-экономического сотрудничества с Россией. А курс на его развитие уже был официально объявлен.
Например, наш президент Владимир Путин завершил своё официальное заявление об участии северокорейских военных в освобождении Курской области следующими словами: «Уверены, что отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества между нашими странами, закалённые на поле боя, будут и далее успешно и динамично развиваться по всем направлениям».
Успешное и динамичное развитие по всем (ключевое!) направлениям наших стран действительно способно изменить, и очень существенно, картину мира в ближайшем будущем. Впрочем, президент России высказывался в подобном ключе и ранее, к примеру, в своей статье «Россия и КНДР: традиции дружбы и сотрудничества сквозь года», написанной им специально для корейской газеты «Нодон синмун» в преддверии официального визита в КНДР, что был осуществлён летом прошлого года. Позволим себе процитировать ключевые выдержки из неё.
«Мы готовы также к тесному взаимодействию, чтобы сделать международные отношения более демократичными и стабильными. Для этого будем развивать альтернативные, неподконтрольные Западу механизмы торговли и взаимных расчётов, совместно противостоять нелегитимным односторонним ограничениям. И одновременно — выстраивать архитектуру равной и неделимой безопасности в Евразии.
Конечно, будем развивать гуманитарное взаимодействие между нашими странами. В планах — активизировать академическую мобильность между российскими и корейскими вузами. Ещё больше нарастить взаимные туристические поездки, культурные, образовательные, молодёжные и спортивные обмены. Всё то, что “очеловечивает” общение между странами и народами, укрепляет доверие и взаимопонимание.
Твёрдо уверен: общими усилиями нам удастся вывести двустороннее взаимодействие на ещё более высокий уровень, что будет способствовать развитию взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между Россией и КНДР, укреплению нашего суверенитета, углублению торгово-экономических связей, развитию контактов в гуманитарной сфере и в конечном итоге повышению благосостояния граждан двух государств».
А так как наш президент является человеком, чьи слова не расходятся с делом, то уже менее чем через год, в апреле 2025-го, премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин повторяет тезис о добрососедстве и сотрудничестве на… церемонии начала строительства автомобильного моста через реку Туманная, что является границей между нашими странами. Церемония проходила в традиционном сегодня режиме видеосвязи, где КНДР представлял председатель кабинета министров Пак Тхэ Сон.
Ещё совсем недавно подобный телемост (как и в целом столь тесное и официально освещаемое сотрудничество) было просто невозможно представить. Ну а говорить очевидные вещи про то, как автомобильная инфраструктура (которой на сегодняшний день между странами нет) поспособствует увеличению товарооборота и тому самому сотрудничеству (во всех сферах), и вовсе не стоит.
Впрочем, сотрудничество уже активно идёт все последние годы. И речь, конечно, не только о военном взаимодействии, которое вполне логично покрыто тайной, и можно только догадываться, в какой степени и масштабах наши государства его осуществляют.
В СМИ можно обнаружить информацию об успешном развитии экономических и культурно-гуманитарных отношений. Конечно, новостей в этой области тоже всё ещё мало, но ведь и здесь далеко не всё по понятным причинам выносится наружу. К примеру, о поставках топлива дальневосточному соседу можно только гадать по вражеским специализированным изданиям, которые якобы отслеживают по спутникам какие-то якобы перемещения каких-то танкеров. Однако осмелимся предположить, что дефицита горючего в КНДР, скорее всего, уже нет.
Гуманитарная сфера освещается заметно лучше. Информация о делегациях, спортивных мероприятиях (чего только стоит визит нашего министра спорта Дегтярёва в республику), развитии туризма появляется регулярно. Более того, российский посол в КНДР Александр Мацегора в интервью «Российской газете» рассказал о реабилитации наших раненых солдат в здравницах союзника: «Наглядный пример такого братского отношения — реабилитация сотен раненых бойцов СВО в корейских санаториях и лечебницах. Летом прошлого года самый лучший в КНДР центр детского отдыха Сондовон на берегу Японского моря принимал ребят, чьи отцы геройски погибли на полях сражений. Причем лечение, уход, питание — все, что связано с пребыванием в КНДР, — все это было абсолютно бесплатно. А когда мы предложили друзьям компенсировать хотя бы часть их расходов, они искренне обиделись, просили больше никогда этого не делать».
Разумеется, в области экономики потенциал и вовсе бесконечно огромен. Пока чаще всего (что, конечно, закономерно) встречаются новости из сферы сельского хозяйства. К примеру, Ленинградская область совершенно официально заключила с КНДР долгосрочный контракт на поставку в течение трёх лет трех тысяч породистых племенных коз. Первые партии отечественных козочек уже благополучно обрели новый дом у корейских товарищей. А Астраханская губерния, в свою очередь, поставит в Корею две тысячи овец. Возможно, это кому-то покажется мелочью, но, во-первых, это лишь то, о чём пишут СМИ, а во-вторых, для трудолюбивых и неизбалованных северных корейцев (которых мировое сообщество откровенно и открыто решило испытать голодом) это отличное подспорье, из которого они, можно не сомневаться, успешно выведут необходимое им поголовье.
Из открытых источников (в том числе со слов посла Мацегоры) можно узнать и о других товарах, поставляемых Россией в КНДР: мука, растительное масло, конфеты, сахар, колбасы, сыры, консервы, фармакологическая продукция и проч. Активно обсуждались в СМИ поставки пшеницы и риса.
Очевидно, что топливо и агропромышленная продукция являются теми товарами первой необходимости, которыми мы можем быстро насытить рынок союзного государства.
Но ведь есть ещё и активное сотрудничество в медицине. Хочется верить, что и машиностроительная, и горнодобывающая, и энергетическая отрасли также начнут со временем стремительно радовать хорошими новостями взаимодействия.
В свою очередь не менее обнадёживающие известия уже приходят и из сферы рынка труда. Не секрет, что многие в России хотят видеть трудолюбивых, дисциплинированных и близких по духу рабочих из КНДР вместо полчищ не всегда легальных мигрантов. И вот недавно появилась информация о том, что крупнейший российский ягодный маркетплейс в качестве пилотного проекта нанял на один из своих складов сотрудниц из союзной республики. Думается, что это только начало.
Долгосрочные перспективы всестороннего сотрудничества России и КНДР помогут последней по-настоящему расправить крылья и достичь огромных высот в культурном, научно-техническом и экономическом развитии. Для нас же это перспективная кузница, здравница и просто настоящий друг и союзник.