
Думается, аналитики всех ведущих «мозговых центров» и спецслужб мира уже не раз пытались нарисовать психологический портрет Дональда Трампа. Это и понятно. От этого человека зависят отношения США с каждой отдельной страной. Он во многом определяет геополитические изменения, потому что является президентом самой богатой и одной из самых влиятельных стран мира. А главное, потому что он — президент страны, которая печатает доллары. А доллар — это мировой рычаг управления.
«Я — мессия», «я — царь мира»
Сегодня, когда Трамп стал президентом США во второй раз, главный вопрос заключается в том, почему Трамп полностью переворачивает мировые правила, ломая связи даже с верными союзниками США и ухудшая отношения со всем миром. Он стоит на пороге ввержения всего мира в ядерную катастрофу, учитывая то, что он является ведомым в тандеме США — Израиль. А последний планомерно идёт к уничтожению Ирана. Война, уже названная 12-дневной, не привела Израиль и США к запланированным результатам уничтожения Ирана. Значит, всё ещё впереди… И Трамп, несомненно, прикажет своей армии принять участие во втором акте войны, который должен, по замыслам израильтян, закончиться полным разрушением государственности Ирана.
И вот тут мы подходим к самому главному, что может объяснить поведение президента США.
Вероятно, Трамп находится в таком экзальтированном психоэмоциональном состоянии, которое заставляет его не обращать внимания ни на какие правила и условности. В первую каденцию Трампа многие израильтяне (о чём открыто писалось в израильской прессе) увидели в Трампе своего «мессию», которого они ждут по обетованию из книг Ветхого Завета. Трамп и его ближайшее окружение были этим чрезвычайно воодушевлены.
Два неудавшихся покушения во время последней избирательной кампании (особенно, когда ему прострелили ухо) вселили в Трампа уверенность, что он «был спасён Богом ради великих дел». На самом деле, никто не смог бы инсценировать покушение на Трампа так, чтобы пуля прошла в сантиметре от головы и задела лишь ухо. Профессиональные стрелки, с которыми нам довелось пообщаться, утверждают, что такое, с использованием снайперской винтовки, инсценировать невозможно: это практически 99-процентный риск реального убийства.
То есть это было в буквальном смысле чудесное спасение Трампа. Похоже, Трамп, и без того страдающий манией величия (о чём подробнее мы скажем ниже), видит себя единственным избранным из всего человечества, его спасителем, обетованным «мессией», о котором говорят и которого ждут иудеи.
Кто-то спросит: а как это вяжется с тем, что Трамп принадлежит к одной из христианских конфессий? Но в этом-то и дело, что он и многие из его окружения (министр обороны Пит Хегсетт, например) являются сторонниками так называемого сионистского протестантизма. Сторонники этого религиозного течения, крайне популярного в США среди «элиты», всячески содействуют иудеям в реализации их планов строительства на Храмовой горе в Иерусалиме Третьего Храма, в котором иудеи планируют воцарить своего «мессию» — по-еврейски «машиаха».
От хаоса — к миру
Учитывая то, что сами израильтяне ещё в первую каденцию Трампа «выражали мнение», что он вполне подходит на роль «машиаха», вполне логично предположить, что во вторую каденцию Трамп реально примеряет на себя корону «спасителя человечества», которому позволено всё.
Но спасти человечество можно лишь тогда, когда оно прежде будет ввергнуто в глобальный хаос. Всё идёт к тому, что США совместно с Израилем нанесут ядерный удар по Ирану и ввергнут мир в глобальный катаклизм, чтобы в финале Трамп вышел на мировую арену «спасителем планеты и царём мира», который «остановит войну и учредит всеобщее благоденствие». Очень хотелось бы ошибаться, но логика поведения Трампа, если рассматривать её в комплексе и в контексте всех международных проблем, как раз говорит о том, что Трамп видит себя не иначе как «царём мира».
Другой вопрос, что думает об этом израильский раввинат. Трампа и его эго иудеи могут просто использовать ради достижения своих целей. Без США и их военной мощи израильское руководство и «курирующий» его раввинат бессильны реализовать свои планы. Исключительная гордыня Трампа — вот тот питательный бульон, из которого растёт убеждение израильтян в том, что они своего достигнут.
«Дональд Трамп играет Дональда Трампа»
А теперь попробуем взглянуть на Трампа вне контекста иудейских планов. Чем больше просматриваешь его выступления, читаешь о нём в разных источниках, тем больше приходишь к выводу, что Трамп — это настолько густая и мутная смесь, что разложить её на составляющие — дело нелёгкое. Многие, кто писал о Трампе, согласны с главным: он, прежде всего, бизнесмен. Ход его мыслей идёт в парадигме «выгода — потеря». Это касается не только финансов, но и других аспектов.
Быть «деловым человеком» — не каждому дано, не каждый готов к этому. Трамп — это человек, который привык ставить перед собой большие и трудные задачи и добиваться их решения. Непременно. Он не просто волевой. Он упёртый. Он может отбрасывать «шелуху» и видеть главное в конце пути. Ради дела он готов вкалывать «36 часов» в сутки, он не следит за временем и плюёт на окружающих.
Он бизнесмен, и, значит, он переговорщик. Деньги важны, но не главное. Он любит переговоры, получает удовольствие от самого процесса, потому что знает, что у него это получается, знает, что окружающие это оценивают. Он предвкушает успех переговоров и потом смакует саму сделку, обсуждая её в узком кругу или перед прессой. Именно поэтому Трамп рвётся на личную встречу с президентом Путиным, предполагая, что в очных переговорах он переиграет главу России.
В биографической книге Майкла Д’Антонио «Всегда мало: Дональд Трамп и погоня за успехом» (Michael D’Antonio. Never Enough: Donald Trump and the Pursuit of Success, 2016) приводятся воспоминания некоего Тома Гриффина о том, как тот вёл переговоры с Трампом о продаже земли в Шотландии. «Это был упёртый переговорщик, не готовый уступить ни по одному, даже самому незначительному вопросу», — говорит Т. Гриффин.
Трамп — артист. Тот же Т. Гриффин отмечает, что главное воспоминание о переговорах с Трампом — это театральность обстановки. «Было такое впечатление, что сидящий за столом златовласый человек — актёр, играющий свою роль на лондонских подмостках. Дональд Трамп играл Дональда Трампа. Это было что-то невероятное», — вспоминает Т. Гриффин.
Тот, кому придётся вести переговоры с Трампом как с президентом, должен знать: Трамп будет уламывать до последнего. И, видимо, тот факт, что Трамп не встречал людей, которых не смог бы уломать, даёт ему основание думать, что в диалоге с Кремлём будет то же самое.
«Пахан» в глобальном масштабе
А если идёт не по его плану — он в гневе, может послать окружающих куда подальше, включая ближайших помощников. Уходит в себя и ищет путь к успеху. Он не любит проигрывать и добивается своего. Это касается и бизнеса, и быта, и простого общения. Не терпит возражений. Любое возражение воспринимает как агрессию против себя и отвечает ударом на удар. Его называют «тяжёлым человеком». В этой связи обратимся опять к его диалогу с Путиным. Как только Трамп почувствовал, что Москва не уступает давлению и намерена добиваться своего, он тут же сменил елейные слова на жёсткую, на грани грубости, риторику в отношении Путина.
Трамп, несомненно, физически вынослив. Он не хватается за сердце и не меряет пульс, он просто упорно, как вол, добивается своего. Именно такой характер сделал его нынешним Дональдом Трампом — миллиардером, для которого в материальном смысле нет ничего невозможного в Америке. Потому-то он и выстоял в условиях, когда «демократическое» крыло американского истеблишмента пыталось его стереть в порошок во время последней избирательной кампании.
Именно такие люди, добившись финансового могущества, в определённый момент жизни приходят к мысли о том, что есть нечто более весомое, чем деньги, — власть. И потому выдвижение себя кандидатом в президенты в 2016 году и упорная борьба за Белый дом в 2024-м — совершенно закономерная эволюция Трампа.
Стремление к власти — это проявление одной из главных черт Трампа: его нарциссизма. Именно эта черта его психики позволяет ему пугать весь мир фантастическими тарифами, грозить присоединением к США Канады и Гренландии. Он получает кайф от того, что люди перед ним трепещут. В условиях тюрьмы, например, такой человек был бы «паханом», держал бы в ужасе всю камеру. В глобальном масштабе схема та же: только Трамп, будучи президентом самой богатой и влиятельной страны, получает физическое удовольствие от издевательств над всем миром.
«Это хулиган, нарцисс, который заботится больше о себе, чем о благе окружающих», — пишут о нём газеты. Кто только не называл Трампа нарциссом! В книге журналиста Тимоти О’Брайэна с неологизмом в названии — «ТрампНация: Искусство быть Дональдом» (TrumpNation: The Art of Being the Donald, 2005 г.) говорится о том, что задача Трампа заключается в собственном возвеличивании, и чтобы все это величие видели. У него не просто нарциссизм, у него явная мегаломания. Журналист пересказывает разговор с Трампом о том, как богатые и известные люди посещают его шикарное поместье в Палм-Бич во Флориде: «Все они тут едят, они любят меня, они целуют меня в зад. Когда все они уходят, то после говорят про меня: «он ужасен». Но я — король». Вспомним, как, будучи уже президентом второй раз, Трамп во всеуслышание заявил, что лидеры разных стран «целуют его в зад», лишь бы добиться снижения торговых тарифов. Прямая связь с выводами Тимоти О’Брайэна.
Кто на свете всех важнее?
Между тем, нарциссизм — это, судя по всему, часть игры, в которую вынуждены играть люди, достигшие таких высот бизнеса или политики. Они иначе не могут. Американский журнал «Psychological Science» в 2013 году опубликовал результаты психологического исследования под названием «Обоюдоострый меч грандиозного нарциссизма: его значение для успешного и неуспешного лидерства среди президентов США». В этой работе учёные «отсортировали» американских президентов по степени самовлюблённости. На первом месте оказался Линдон Джонсон, за ним следуют Теодор Рузвельт, Эндрю Джексон, Франклин Д. Рузвельт, Джон Кеннеди, Ричард Никсон и Билл Клинтон. Самым скромным оказался 13-й президент США Миллард Филлмор (1850-1853 гг.).
Сопоставляя занятые президентами «места по нарциссизму» с объективными результатами их деятельности, авторы исследования пришли к выводу, что нарциссизм является «обоюдоострым мечом» для тех, кто им страдает. Например, с положительной стороны «грандиозный нарциссизм» ассоциируется с тем, что президенты инициировали новые законы, утверждали всеобщую «повестку дня», были очень убедительны в своих выступлениях и, в конечном счёте, оставались в истории как вершители судеб. С отрицательной стороны, такой нарциссизм связывают с неэтичным поведением президентов и их импичментом.
Трамп, безусловно, занял бы лидирующее место среди изучаемых президентов. Его деятельность в будущем может привести либо к выдающимся достижениям, либо к досрочному уходу с поста.
Всё, что я прочитал о Трампе, не даёт, тем не менее, такой картины, когда можно было бы сказать: я знаю этого человека достаточно, чтобы делать выводы. Более того, даже американские аналитики не могут точно ответить на вопрос: кто такой Трамп?
Один из американских журналистов сказал, что Трамп «достиг чего-то особенного, а именно существования, которое не обеспокоено движением души». Но прав ли этот журналист? Трамп всегда в маске, которая стала его лицом. Вероятно, он и сам не всегда знает, когда он в маске, а когда — нет. И никто не знает, что можно ждать от Трампа.
Он всегда хочет видеть себя победителем, это и смысл, и цель его жизни. Он просто хочет быть первым — во всём. Это и привело его к президентскому креслу. И потому трудно не согласиться с выводом журнала «The Atlantic», который написал: «Дональд Трамп всегда играет Дональда Трампа, борясь до победы, но не зная, зачем».
Впрочем, Трамп, достигший в этой жизни всех мыслимых и немыслимых вершин, не достиг только одной цели, о которой мы говорили выше. Он не стал «царём мира», которого ждут иудеи. А его космических масштабов гордыня этого требует. В этом и есть, видимо, его цель. И это определяет его поведение. Но у гордецов, как известно, Господь отнимает разум…