На Западе провозгласили, что общества больше не существует — есть только индивиды. Как это понимать?

КОНТ 3 дней назад 2
Preview

Признание уникальности личности — несомненное завоевание человечества на пути освобождения от сословных оков. Однако радикальный индивидуализм, порожденный неолиберальным капитализмом, извратил это достижение, превратив его в свою противоположность. Он отрицает саму ткань общественных связей, провозглашая индивида абсолютным центром мироздания, существующим вне и помимо общества. Этот феномен — не случайная патология сознания, а закономерный продукт ультраимпериалистической фазы капитализма, где глобальная диктатура транснациональных монополий требует тотальной атомизации человечества для беспрепятственного господства.

Экономические корни социального распада лежат в самой природе ультраимпериализма. Исторический материализм утверждает первичность материального производства в формировании общественного сознания. Переход к ультраимпериализму после 1945 года, достигший апогея к 1990-м, характеризовался тремя взаимосвязанными процессами: финансовизацией экономики, тотальной коммодификацией всех сфер жизни и системным разрушением коллективных форм сопротивления. Глобальные корпорации, ставшие гегемонами мировой экономики, заинтересованы в обществе атомизированных потребителей, где каждый индивид — изолированная единица, лишенная классовой солидарности и способности к коллективному действию. Приватизация и аутсорсинг превращают даже социальное воспроизводство в источник прибыли, подрывая общественные институты.

Печально известная формула Маргарет Тэтчер «Общества не существует. Есть отдельные мужчины, женщины и семьи» была не философским умозрением, а идеологическим манифестом этой трансформации. Ее практическая реализация требовала системного демонтажа механизмов социальной сплоченности: профсоюзов, общественных организаций, коллективных договоров, институтов социального государства. Неолиберализм сознательно конструировался через сеть финансируемых капиталом аналитических центров как идеология, заменяющая солидарность рыночным фундаментализмом. Результатом стал перенос всей ответственности за выживание с общества на индивида, что ведет к эрозии доверия и росту социальной дезинтеграции.

Радикальный индивидуализм закономерно порождает формы социального абсурда, ибо отрицает объективную реальность общественных отношений. Отрицание биосоциальных основ человечества, проявляющееся в кризисе базовых категорий идентичности, является следствием коммодификации человеческой сущности. Когда тело, эмоции и сама идентичность превращаются в товар, исчезает почва для устойчивых социальных связей, а значит для любых форм коллективной идентичности. Подмена солидарности конкуренцией всех против всех трансформирует социальное неравенство в проблему личной неудачи, высвобождая девиантное поведение и агрессию как норму разрешения конфликтов. Коллективное действие становится паталогией, клеймится как «пережиток», нарушающий иллюзорную «свободу выбора», которая на деле маскирует углубляющееся социальное расслоение.

Марксизм предлагает диалектическое разрешение противоречия между индивидом и коллективом. Как верно отмечал Чернышевский, высшая форма индивидуализма — это коллективизм. Индивид реализует свой потенциал исключительно в общественной среде; попытки «освободить» личность от общества аналогичны попыткам рыбы жить без воды. Однако коллективизм, игнорирующий уникальность личности, вырождается в казарменную муштру. Прогрессивный синтез возможен лишь в обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Социалистическая организация экономики на основе общественной собственности и планомерности создает материальные предпосылки для этого: ликвидация эксплуатации уничтожает антагонизм между трудом и капиталом, а демократическое самоуправление позволяет создать гармонию между личными и общественными интересами.

Борьба с вирусом радикального индивидуализма требует понимания его материальной основы. Попытки противопоставить ему консервативные модели «традиционных ценностей» обречены на провал, ибо игнорируют экономический фундамент явления. Пока экономика функционирует по законам ультраимпериализма, будет воспроизводиться и атомизированное сознание. Экономической альтернативой является переход к социалистическим принципам: обобществление ключевых средств производства, планомерное развитие для удовлетворения человеческих потребностей, сокращение рабочего дня для раскрытия творческого потенциала. Без этой материальной трансформации любая идеологическая работа останется поверхностной. Подлинное содержание свободы личности невозможно без освобождения общества от гнета капитала.

Распространение радикального индивидуализма в России — прямое следствие интеграции в глобальный ультраимпериалистический порядок в 1990-е годы. Противоядие заключается не в изоляционизме или ностальгии, а в движении к социалистической модели, способной обеспечить диалектическое единство индивидуального развития и социальной солидарности. Только экономика, освобожденная от диктата транснационального капитала, создаст почву для преодоления атомизации.

 https://tukaton.ru/article/na-zapade-provozglasili-chto-obshchestva-bols

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'