Технические специалисты NASA приступили к сборке сверхтяжелой лунной ракеты Space Launch System (SLS), которой в сентябре 2025 года (если не будет переносов) предстоит отправить космический корабль Orion в пилотируемый полет вокруг Луны. Это будет вторая экспедиция по программе «Артемида». Первая состоялась в ноябре 2022-го, когда «Орион», запущенный c помощью SLS, вышел на сложную орбиту вокруг Луны и вернулся на Землю в беспилотном режиме.
Сборка второй SLS осуществляется в здании сборки ракет-носителей VAB (Vehicle Assembly Building) Космического центра Кеннеди во Флориде. Впрочем, пока речь идет лишь о первом этапе: на мобильную пусковую платформу, которая будет использоваться для перевозки готового носителя на старт, установили первые (кормовые) секции двух боковых твердотопливных ускорителей. Эти ускорители в будущем обеспечат ракете 75% тяги при старте.
Как говорится в сообщении NASA, два пятисекционных стартовых твердотопливных ускорителя SRB (Solid Rocket Booster) ракеты SLS содержат в общей сложности 10 сегментов-секций. Каждый ускоритель высотой 54 метра представляет собой самый мощный твердотопливный двигатель из летавших. Секции доставили во Флориду еще в сентябре 2023 года — из производственного цеха компании Northrop Grumman в штате Юта. Перед тем как отправится VAB, они прошли многомесячную проверку.
На данный момент инженеры подняли на платформу первый кормовой сегмент левого ускорителя, вскоре рядом с ним там разместят правый кормовой сегмент. По словам специалистов, твердотопливные ускорители во время окончательной сборки будут поддерживать нежесткую конструкцию первой и второй ступеней ракеты и космический корабль «Орион». После вывоза ракеты SLS на стартовый стол — площадку LC-39B — ее запуск будет осуществлен с той же мобильной пусковой платформы, на которой и производилась ее сборка.
Параллельно с этим в Космическом центре Кеннеди проводятся испытания космического корабля «Орион». В ноябре его протестировали в высотной камере — чтобы оценить работу корабля в условиях, имитирующих открытый космос, в вакууме и тепловых потоках (от Земли, Солнца и Луны). Некоторые наблюдатели полагают, что если сборка ракеты уже началась, то, вероятнее всего, NASA решило проблему с теплозащитным экраном «Ориона», которая выявилась в рамках Artemis I.
Тогда при входе корабля в атмосферу Земли от его теплозащиты начали отваливаться целые куски, хотя предполагалось, что экран будет обгорать равномерно. Это поставило вопрос о безопасности экипажа, который должен будет облететь Луну на «Орионе» в рамках Artemis II. Поиск возможного решения этой проблемы затянулся на долгое время, в результате чего экспедиция была отложена на год. Согласно последним данным, она запланирована на сентябрь 2025 года.
Эксперты убеждены, что очередных переносов не избежать, но, учитывая активную сборку ракеты, надеются, что эти сдвиги будут не столь значительными. В экипаж Artemis II входят командир Рид Уайзман, пилот Виктор Гловер, два специалиста — Кристина Кох и Джереми Хансен. В августе прошлого года они впервые осмотрели жилой отсек космического корабля.