
Иван Прохоров
Слово за слово, задержанием по столу – в московских аэропортах уже греют двигатели самолёты на юг, на рынках спешно закрываются павильоны, а в бакинских подворотнях ищут обладателей российских паспортов. Никто до конца не понимает, что именно произошло между двумя вчерашними "стратегическими союзниками" и почему такое обострение начинается именно сейчас.
Началось?
27 июня силовики пришли сразу по десяткам адресов в Екатеринбурге. Около 50 выходцев из Азербайджана вывели "короткой цепочкой" и увезли на допросы по старым делам об убийствах начала 2000-х, в том числе по делу об убийстве двух торговцев овощами. При штурме квартир погибли уроженцы Агдама братья Гусейн и Зияддин Сафаровы, оказавшие сопротивление силовикам, ещё троих увезли в больницу.

Утром следующего дня Следственный комитет подтвердил, что проверяет задержанных на причастность к целой серии заказных преступлений; речь идёт о точечной работе против этнической ОПГ.
В Баку, однако, задержание представителей криминалитета сильно огорчило. Там назвали действия наших силовиков "несоразмерным насилием" и вручили протест русскому поверенному, переведя этим историю из уголовной в дипломатическую плоскость.
В это время в Петербурге вспыхнул бытовой конфликт между русским и азербайджанским подростками, договорившимися встретиться тет-а-тет для выяснения отношений, – азербайджанец, согласно красивым горным традициям, пришёл на разборку с друзьями. Неравная драка закончилась тем, что две семьи мигрантов депортировали в полном составе, включая несовершеннолетних.
Через несколько дней в Москве задержали 59-летнего Вагифа Сулейманова, больше известного как Вагиф Бакинский – "смотрящего" за рынками "Фуд-Сити" и "Садовод". Как выяснилось, у него были просроченные миграционные документы. Предстоящая депортация авторитета на родину обезглавит финансовую сеть диаспоры, пояснил журналистам один из силовиков.

Ещё одним штрихом стала операция ФСБ и ГУУР в Оренбурге: 39-летний Заур Шипилов (Заур Нахичеванский) по кличке "Заур" был арестован по статье 210.1 УК РФ "Занятие высшего положения в преступной иерархии". Криминального авторитета отправили под арест до сентября. Ему вменили статью "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём (ней)".
Лишили гражданства России и главу азербайджанской диаспоры Подмосковья Эльшана Ибрагимова. Его задержали за нарушение правил пребывания в России и в ближайшее время депортируют на родину.

Следователи недвусмысленно связали эти дела в одно: идёт зачистка азербайджанских сетей по всей стране.
И если происходящее – лишь часть начала системной борьбы с нелегальной миграцией и этномафией в стране, это, бесспорно, повод для надежд на лучшее.

Такими темпами через пару месяцев нам, как в том анекдоте, останется пожелать лишь чашечку кофе.
Только вот надолго ли эта нечаянная радость?
В Баку думать над ответом не стали. В Москве тоже
В начале июля бакинская полиция показала видеоролик, на котором как минимум 10 русских с кровоподтёками на лице и руками за спиной выводят "гуськом" во двор, заставляя двигаться буквально на карачках под камеру. МВД республики заявило, что задержанные якобы входили в две группы, занимавшиеся транзитом наркотиков из Ирана и кибермошенничеством. Однако родственники и адвокаты быстро разоблачили обман: все эти люди приехали в Азербайджан как релоканты или туристы.

Когда историю подхватили СМИ, дипломатический скандал набрал силу: три дня подряд российские консулы пытались попасть к 13 арестованным, но Азербайджан отказывал, ссылаясь на "незавершённые следственные действия". Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала отказ нарушением Венской конвенции и потребовала немедленного допуска, который Баку согласовал только вечером 3 июля – после официального протеста Москвы.
Но этого в Баку показалось мало. Почти одновременно там прошёл обыск в редакции "Sputnik Азербайджан" – полиция вывела руководителей под камеры, а суд отправил их под арест на четыре месяца, обвиняя в мошенничестве и "незаконном предпринимательстве". Наш МИД назвал это "ударом по двусторонним отношениям" и потребовал освобождения журналистов, подчеркнув, что подобные действия выглядят как взятие в заложники граждан России.
Пока что русские дипломаты пытаются загипнотизировать разбушевавшееся Баку устами Марии Захаровой:
Отношения между Россией и Азербайджаном носят характер стратегического союзничества, есть силы, которым это не нравится…
Потому что для нас как для двух народов отношения дружбы действительно чрезвычайно важны. И те, кто хочет их испортить, должны хорошо подумать о том, что они делают.
Однако пока дипломаты успокаивают, силовики рубят сплеча, словно давно ждали возможности покончить уже с надоевшим гордиевым узлом азербайджанской мафии.
Азербайджанцы в России заявляют о росте обысков, задержаний и проверок бизнес-площадок ("Фуд-Сити", "Садовод"). Следователи с удовлетворением стряхивают пыль с залежавшихся папочек и идут к тем, кого они давно знают по криминальным сводкам, но до сих пор не могли трогать из-за "дружбы народов".
Одновременно в азербайджанских медиа набирает обороты антироссийская риторика. Не остались в стороне и азербайджанские адвокаты – они проявили удивительную солидарность со своими криминальными земляками, отказавшись браться за дела задержанных русских в Баку. На это Mash пожаловалась мать взятого под стражу Александра Вайсеро.
Что дальше?
Хотя русские дипломаты продолжают заклинать ситуацию мантрами про "дружбу и отношения, которые нас связывают", Азербайджан, похоже, эту дружбу ценит не особо.
Хотя связывает наши страны действительно много.
Несмотря на политический обвал, хозяйственная сцепка Москвы и Баку остаётся прочной: после ухода с еврорынка Газпром строит опорный южный маршрут на Азербайджан, рассчитывая на поставки в объёме 2 млрд куб. м в год, а к 2030-му – до 55 млрд куб. м. Это критично и для его экспортной выручки, и для способности Баку выполнить обещанное ЕС удвоение прокачки TANAP, пишут аналитики того самого "Sputnik-Азербайджан".

Через азербайджанский сегмент коридора "Север – Юг" в 2024-м уже прошло 9,9 млн тонн российских и транзитных грузов, и перекрытие этой нитки заставит бизнес обратиться к дорогому плечу через Суэцкий канал.
В Азербайджане работают порядка 1800 компаний с российским участием – прямые инвестиции только за первое полугодие 2024-го превысили $5,7 млрд. Среди них – агрологистические хабы (совместный центр в Дербенте), молочный экспорт "ЭкоНивы" и проекты в 23 агропарках, без которых Азербайджан потеряет доступ к дешёвым удобрениям, а Россия – к круглогодичному южному рынку овощей.
На Россию приходится 17% азербайджанского импорта (топливо, металлы, удобрения), тогда как сама Москва забирает до 96% бакинских томатов. Дальнейший конфликт грозит Азербайджану скачком инфляции, России – дефицитом фруктов на прилавках.
"Развод" двух бывших союзников при такой взаимозависимости станет не столько политическим жестом, сколько обоюдным экономическим шоком. И главными его бенефициарами станут турецкие, иранские и китайские посредники.
В сухом остатке
Несмотря на все очевидные проблемы, которые могут возникнуть из-за разрыва отношений, похоже, кто-то в Баку решительно закусил удила и не хочет останавливаться на достигнутом, несмотря на все выгоды от мирного сосуществования двух стран.
Что ж, в таком случае остается пожелать Москве перестать быть вечным "котом Леопольдом". Риторика советских времён сегодня очевидно устарела. Те, кто хочет забыть о русском мире и мечтает о тюркском, явно не воспринимают её больше всерьёз.
А значит, настало время дать им понять, что развод, которого они добиваются, будет стоить им максимально дорого. В первую очередь – потери тех тёплых мест, которые они давно и заботливо обустроили себе на груди нашей щедрой и широкой Родины – такой широкой, что, ей Богу, пора бы уже немножко и сузить.