Совет директоров Центрального банка России в пятницу принял решение сохранить ключевую ставку на рекордном уровне 21%. Это первый в истории России случай, когда столь высокая ставка удерживается так долго. Она сохраняется с 28 октября 2024 года.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина по-прежнему настаивает на правильности своих действий. Она утверждает, что с помощью высокой ключевой ставки удалось замедлить инфляцию до 7% в год. Аргумент всё тот же — повышение ключевой ставки якобы помогает бороться с «перегревом спроса».
Набиуллина поспорила с первым зампредом ВТБ Дмитрием Пьяновым, который сравнил действия регулятора с испытанием на пациенте экспериментального антибиотика. Продолжая медицинские метафоры, она заявила, что рекордная ключевая ставка — это не экспериментальный препарат, а проверенное годами лекарство.
«Высокая ключевая ставка, жёсткая денежно-кредитная политика — это не экспериментальное, а многократно проверенное в самых разных условиях, разными странами весьма эффективное лекарство», — отметила глава ЦБ.
Проблема Центробанка России кроется в том, что он пытается сдерживать инфляцию неподходящим для этого инструментом, считает экономист, заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ Владимир Осипов.
Он пояснил, что у роста инфляции есть вполне очевидные причины. Во-первых, резко сократился поток иностранных товаров в страну из-за демарша западных стран, а нарастить импортозамещение Россия так и не успела. В итоге сложился дефицит товаров, который привёл к росту цен. Во-вторых, в России сформировался переизбыток денежной массы. Из-за санкций и отключения от SWIFT выводить капитал из страны стало невозможно. Раньше выводилось по 60-100 млрд долларов в год, теперь же деньги практически не выводятся. Это привело к тому, что количество денег и количество товаров разбалансировались по отношению друг к другу, что привело к росту цен.
«Мы боремся монетарными методами с немонетарным явлением. Если повышать ключевую ставку, это окончательно убьёт темпы экономического роста, но инфляцию при этом не победит. Потому что инфляция у нас немонетарная. В итоге мы скатываемся в стагфляцию (сочетание низкого уровня роста ВВП с высоким уровнем роста инфляции и безработицы. — Ред.)», — отметил собеседник.
Соответственно, «лекарство» Набиуллиной оказалось горьким. Более того, ЦБ сам себя загнал в тупик. Даже если завтра регулятор хотя бы на процент снизит ключевую ставку, это тут же приведёт к взрывному росту инфляции. Люди увидят снижение, начнут изымать деньги с депозитов и тут же их тратить, что приведёт к росту спроса и, следовательно, — цен на товары.
Однако выход из данного положения всё же есть. Снизить инфляцию можно и без повышения ключевой ставки. Достаточно нарастить объём производства товаров. Об этом ранее уже говорил президент Владимир Путин, который призывал бороться с инфляцией не ограничением спроса, а повышением предложения.
«Необходимо наращивать производство. Сегодняшняя экономическая политика правительства как раз направлена на расширение производства и, соответственно, — на импортозамещение. К сожалению, руководство Центрального банка не придерживается этой идеи», — пояснил экономист.
Правда, тут есть проблема. Бизнес обычно расширяет производство за счёт кредитов, а они стали недоступными из-за высокой ставки ЦБ. Получается, что расширять производство сегодня могут только те компании, в которые государство напрямую вливает деньги.
The post Названа главная ошибка ЦБ: как её исправить appeared first on Политический калейдоскоп.