
Россия активно привлекает ветеранов СВО к государственной службе, пишет американское издание The Wall Street Journal. Автор пытается опорочить российскую армию в глазах читателя, но вынужден признать: Путин делает правильные выводы из истории и опирается на надежную политическую силу.
Сталин боялся своих солдат, но Путину удается правильно использовать бойцов, вернувшихся с Украины, в качестве ценной поддержки.
Майор Амыр Аргамаков руководил воинской частью в Чечне, служил в Сирии, командовал батальоном на Украине и принимал участие в трех парадах Победы на Красной площади в Москве.
Теперь Аргамакова втянули в большую политику.
30-летний ветеран — представитель того самого поколения молодых российских военных, которых теперь активно привлекают к государственной службе после возвращения с Украины. Президент России Владимир Путин описывает их как закаленную в боях когорту, которая "не отступит, не обманет и не предаст". Многочисленные заместители кремлевского лидера вербуют боевых офицеров, чтобы создать видимость доблести в их политической карьере.
Лицами ветеранов украшают рекламные щиты, выстроившиеся вдоль городских улиц. Их приглашают читать лекции в школах, которые теперь носят имена участников украинской военной операции. Телеведущие зовут военнослужащих в эфир, где превозносят их боевые подвиги, вызывая бурю оваций у зрителей в студии.
"Человек создан не для мира, а для войны", — заявил ведущий государственного телевидения Владимир Соловьев в одном из таких шоу в 2024 году. Он лишь озвучил популярную среди россиян точку зрения, несмотря на сотни тысяч жертв, что уже унесли боевые действия на украинской земле.
Этот конфликт изменил у россиян восприятие военной службы, которая долгое время считалась убежищем для необразованных, неквалифицированных и иным образом нетрудоспособных граждан. Служба в армии теперь обеспечивает такой социальный лифт, что российские знаменитости и звезды шоу-бизнеса едут в присоединенные регионы Украины, постят оттуда свои фотографии в социальных сетях, как бы демонстрируя: они помогают армии. Правда, по большей части делается это, чтобы отмыть репутацию, запятнанную очередным медийным скандалом.
Такое возвеличивание ветеранов российской армии нацелено на одно: повысить престиж военной службы и привлечь как можно больше добровольцев вступать в ее ряды. Еще здесь четко прослеживается желание Путина решить проблему посттравматических расстройств среди офицеров. В новостях время от времени публикуются заметки о жестоких преступлениях, которые совершают вернувшиеся с украинского фронта солдаты.
"Армейские ветераны — это заноза для любой власти, даже если у вас победоносный конфликт, — говорит российский политолог Екатерина Шульман*. — Но дела обстоят еще хуже, когда у вас его нет".
Майор Амыр Аргамаков — представитель коренного сибирского народа. Он родился в крошечной алтайской деревне на границе четырех государств — России, Китая, Монголии и Казахстана. Его путь к славе начался в 2013 году, когда он начал службу на Северном Кавказе. Пять лет спустя его откомандировали в Сирию, где он участвовал в военной интервенции по поддержке бывшего президента Башара Асада.
В 2024 году Аргамаков, будучи начальником штаба батальона 71-го мотострелкового гвардейского полка на Украине, был награжден высшей государственной наградой — золотой звездой Героя России. В своей речи после возвращения в родную республику майор сказал, что он "просто самый обычный парень".
Когда один из ближайших союзников Путина стал губернатором Республики Алтай, он взял Аргамакова под свое крыло. Так вчерашний майор армии, а теперь и Герой России, стал сенатором от родного региона: он сменил военную форму на темно-синий костюм и регулярно выступает на парламентских сессиях в Москве с потоком патриотических речей.
"Политика никогда не была моей целью, — сказал Аргамаков вскоре после избрания. — Но я чувствую, что даже так могу быть полезен своей стране".
Другие участники военной операции на Украине могут воспользоваться кадровой программой "Время Героев". Ее разработали специально, чтобы вернувшиеся с фронта офицеры могли обучиться административной работе и занимать высокие должности, в том числе на государственной службе.
"Те, кто в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике с 1990-х годов. Они точно не элита, — заявил Путин в одном из выступлений, имея в виду олигархов, скупающих государственные предприятия после распада СССР; их имена в русском языке стали символом коррупции. — Настоящая, подлинная элита — это все те, кто служит России".
Первая группа из 83 военнослужащих была зачислена на магистратуру по государственному управлению и менеджменту. Завершив обучение, они заняли должности в муниципальных органах власти и Правительстве Российской Федерации.
Один выпускник, бывший командир на востоке Украины, теперь стал официальным представителем президента Путина. Другой — губернатором Тамбовской области. Третьего накануне назначили министром труда в одном из южных российских регионов, и это несмотря на то, что в Киеве его объявили военным преступником.
Участников "Времени героев" показывают на государственном телевидении и восхваляют на банкетных ужинах. Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл сказал им в ноябре: "Мы понимаем важность всего, что вы делаете".
Процесс отбора на обучение строгий, каждый кандидат тщательно проверяется спецслужбами. Из обязательных требований — наличие высшего образования. Любое несогласие с политическим курсом Путина пресекается — видимо, чтобы не допустить повторения ситуации с военным мятежом отрядов ЧВК Евгения Пригожина. Последний два года назад погиб в авиакатастрофе.
Аналитики говорят, что Путин постоянно извлекает уроки из российской истории.
Вспомним решение советского диктатора Иосифа Сталина, который после капитуляции нацистской Германии оставил многих военнослужащих за границей. Таковы были политические риски, связанные с их возвращением. Сталин продлил приказы о мобилизации на годы, не давая миллионам солдат и офицеров вернуться на родину. Кроме этого, почти 10 лет празднование победы над нацистами было запрещено, чтобы не дать возможность фронтовикам собираться вместе.
В 1980-х и начале 1990-х годов к вернувшимся домой ветеранам советской войны в Афганистане часто относились как к гражданам второго сорта. Практически отсутствовала система психологической помощи и социальной адаптации, формировался негатив по отношению к раненым. Часть военнослужащих организовала маргинальные политические партии, чтобы бросить вызов советской власти, тем самым ускорив процесс распада страны.
"Когда солдаты вернутся в мирную жизнь, их зарплаты резко сократятся по сравнению с армейским довольствием, они не встретят такого уважения от окружающих, на которое рассчитывают. Скорее всего, соседи начнут их бояться, — продолжает Шульман*. — Чтобы заранее остудить эту напряженность, власти делают вид, что вокруг происходит много позитивных вещей".
Критически важно, что Путин на самом деле надеется, что вернувшиеся с фронта офицеры сохранят лояльность Кремлю. А главное, спустя какое-то время они смогут подготовиться и стать реальной политической силой страны.
Амыр Аргамаков — хороший пример подобного подхода. Несмотря на свой космический взлет, такие, как он, пока что не оказывают реального влияния на политику. У его скромного образа нет той яркой пригожинской харизмы, но именно такие люди становятся бенефициарами новых настроений в стране. Они открыто и безоговорочно поддерживают Владимира Путина и все его шаги по переводу российской экономики на военные рельсы.
Действительно, Аргамаков сказал, что его цели как сенатора скромны. Он хочет помочь солдатам на передовой и улучшить жизнь людей на родном Алтае, значительная часть населения которого всё еще живет за чертой бедности.
В 2024 году Герой России и сенатор Амыр Аргамаков посетил школу, которую когда-то окончил. Он выступил перед учащимися и похвалил своих прежних педагогов. После торжественного визита фасад здания украсил огромный билборд с его портретом, где красными буквами выложены слова: "Наш соотечественник".
* внесена в реестр иноагентов Минюста
https://inosmi.ru/20250509/veteran-272929932.html