Урсула фон дер Ляйен планирует запретить «Северный поток», пишет австрийская газета Exxpress. Ни ремонт, ни ввод в эксплуатацию не будут разрешены по закону. Это катастрофически отразится на немецкой промышленности, которая давно ощущает последствия потери поставок дешевого газа, отмечают эксперты.
Газопровод «мертв», и Брюссель намерен похоронить его на законодательном уровне: фон дер Ляйен планирует запретить «Северный поток». Последняя надежда на ремонт трубопровода иссякает. Отмена проекта ввергла промышленность Германии в глубочайший кризис за последние десятилетия. Для ЕС ясно одно: путь назад навсегда закрыт.
Брюссель настроен серьезно: в настоящее время Еврокомиссия работает над 18-м пакетом санкций против России, который включает не только новые меры против банков, нефтяных танкеров и импорта энергоносителей, но и один особенно символический аспект: газопроводы «Северный поток» должны быть «похоронены» навсегда. Ни ремонт, ни ввод в эксплуатацию в будущем не должны быть разрешены по закону.
Как пояснила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на саммите ЕС в Тиране 16 мая, этот пакет мер призван дать четкий сигнал: российскому газу больше нет места в будущем энергетического сектора Европы. Помимо запрета на российский СПГ и новых ограничений на цены на нефть, главная цель — направить политический сигнал: даже если «Северный поток» может быть восстановлен технически, возвращения в политическом смысле быть не должно.
Промышленность под давлением: высокие затраты, сокращение производства
Пока в Брюсселе определяют политический курс, немецкая промышленность уже давно ощущает последствия: потеря поставок дешевого газа по «Северному потоку» привела к значительному росту цен на энергоносители. Особенно пострадали такие энергоемкие отрасли, как химическая, сталелитейная и стекольная. Производственные затраты растут, а конкурентоспособность на международном рынке снижается. Многие компании больше не инвестируют в Германию, а переносят производственные площадки за границу или сокращают мощности.
По данным на 2024 год, потребление газа в промышленности сократилось на 14% по сравнению с докризисным уровнем. Причины: затраты, реструктуризация — и часто миграция.
Политики лавируют, Брюссель оказывает давление
В то время как большинство стран ЕС уже давно списали свои убытки, в Германии все еще раздаются голоса в пользу возобновления работы — не в последнюю очередь из-за экономической ситуации. Однако канцлер Фридрих Мерц пока избегает занятия четкой позиции.
Официально правительство Германии не ведет переговоров о возобновлении работы проекта. Однако неофициально давление со стороны промышленности растет.
Комиссия планирует пойти еще дальше: в июне должны последовать предложения о запрете любых будущих контрактов с Россией на поставки газа. Цель состоит в том, чтобы к концу 2027 года Европа была полностью независима от российского газа – не имеет значения то, в какую сторону изменится геополитическая ситуация.
Ремонтопригодный — и поэтому опасный?
Окончательная остановка затрагивает две системы: «Северный поток — 1» (работает с 2011 года) и «Северный поток — 2» (построен, но так и не введен в эксплуатацию). Обе системы были серьезно повреждены взрывами в 2022 году — до сих пор неясно, кто несет за это ответственность.
По данным американского аналитического центра Atlantic Council, часть трубопроводов все еще функционирует или подлежит ремонту — именно в этом заключается проблема. Именно поэтому необходимо предотвратить повторный ввод в эксплуатацию.
Американские эксперты предупреждают о возобновлении прежней зависимости от поставок газа
Недавно в газете Berliner Zeitung сослались на доклад юриста по энергетическим вопросам Алана Райли, опубликованный Atlantic Council в декабре. В нем Райли критикует тот факт, что американский закон о санкциях PEESA (Protecting European Energy Security Act) пока распространяется только на строительство «Северного потока — 2», но не на ремонт или любые другие действия с «Северным потоком — 1». Это «противоречиво», поскольку «оба трубопровода представляют значительный риск для безопасности Европы и Украины».
Райли призывает расширить действие закона, чтобы предотвратить «возвращение Европы к прежней зависимости». Закон PEESA, принятый в 2020 году, изначально был направлен против компаний и частных лиц, которые поддерживали строительство новых российских трубопроводов, таких как «Северный поток — 2» или «Турецкого потока». Ремонт, реконструкция и «Северный поток — 1» ранее не подпадали под действие этого закона.
Для Райли ясно одно: любые ремонтные работы должны быть остановлены. И именно на этом сейчас сосредоточен Брюссель — «Северный поток» необходимо не только остановить, но и закрепить на месте.
Найдет ли немецкая промышленность выход из кризиса в долгосрочной перспективе за счет диверсификации энергоресурсов, пока неизвестно. В настоящее время она борется с ощутимыми последствиями: высокими ценами, неопределенностью, переносом производства. В краткосрочной перспективе окончательная отмена «Северного потока» ударит по Германии как по месту ведения бизнеса особенно сильно. В конечном итоге ущерб может оказаться необратимым.
The post Немецкой промышленности конец – Exxpress appeared first on Политический калейдоскоп.