
Прежде чем вы начнёте читать текст, который лежит перед вами, остановитесь на минуту. Вы держите в руках не просто старинное письмо. Это — интеллектуальная бомба, разорвавшаяся в Российской империи почти двести лет назад. Это — выстрел, прозвучавший в тёмной ночи, после которого уже никто не мог спать спокойно. Это — горькое лекарство, которое одни проклинали как яд, а другие превозносили как единственное средство для спасения.
Текст, который вы прочтёте, — это „Первое философическое письмо“ Петра Яковлевича Чаадаева. Оно написано в XIX веке на французском языке. Не все его переводы на русский язык были удачными. В связи с этим возникла идея пропустить их через нейросеть, дав ей задание представить письмо в более понятном и современном стиле, бережно сохранив ключевые мысли автора, а также снабдить текст комментариями. О том, что из этого получилось, судить вам.
Кто такой Пётр Чаадаев и почему его письмо наделало столько шума?
Представьте себе Россию 1830-х годов. Это эпоха правления императора Николая I, время жёсткой дисциплины, цензуры и официального патриотизма. Главная идеология страны выражалась тремя словами: «Православие, Самодержавие, Народность». Любое сомнение в величии России, её особом пути и мудрости её устройства считалось преступлением.
И вот в этой атмосфере появляется Пётр Чаадаев. Это был человек удивительной судьбы. Блестящий офицер, герой войны 1812 года, дошедший с русской армией до Парижа. Близкий друг Александра Пушкина, который посвящал ему стихи и считал его своим учителем. Светский лев, денди, один из самых умных и образованных людей своего времени. Побывав в Европе, Чаадаев увидел, насколько сильно Россия отличается от неё, и эти отличия показались ему трагическими. Он ушёл в отставку, уединился в своём московском доме и долгие годы размышлял о судьбе своей родины.
Результатом этих размышлений и стали «Философические письма», адресованные одной образованной даме, Екатерине Пановой. Чаадаев не собирался их публиковать. Это был откровенный разговор, крик души. Но в 1836 году редактор журнала «Телескоп» Николай Надеждин решился на отчаянный шаг и напечатал первое из этих писем.
Эффект был ошеломляющим. Русское общество, привыкшее читать хвалебные оды в адрес отечества, вдруг увидело в зеркале, которое подставил ему Чаадаев, совершенно иное, пугающее отражение.
В чём же заключалась главная, «преступная» мысль Чаадаева?
Если коротко, она звучит так: Россия — это цивилизация-исключение. По трагической случайности она оказалась оторвана от всемирной истории. Она не принадлежит ни к Западу с его динамичным развитием, наукой и правом, ни к Востоку с его глубокими древними традициями. Мы, говорил Чаадаев, «одиноки в мире», мы «ничего не дали миру и ничего у него не взяли». Наша история — это цепь разрывов, слепых подражаний и упущенных возможностей. Мы «растём, но не созреваем». У нас нет великого прошлого, а потому и не может быть великого будущего. Мы, по его страшному определению, составляем «пробел в интеллектуальном порядке вещей» — пустое место в истории человеческой мысли.
Причину этой трагедии он видел в религиозном выборе Древней Руси. Приняв христианство от «растленной» и угасающей Византии, Россия откололась от единой семьи европейских народов, центром которой был Рим. Она не участвовала в Крестовых походах, не строила готических соборов, не создавала университетов, не пережила Ренессанс и Реформацию — словом, пропустила все те великие события, которые и сформировали европейского человека.
Реакция властей была мгновенной и беспощадной. Журнал «Телескоп» был закрыт навсегда. Редактора Надеждина сослали. Цензора, пропустившего статью, уволили. А самого Чаадаева… его официально объявили сумасшедшим. Это был гениальный в своей циничности ход: вместо того чтобы спорить с его идеями, власть просто заявила, что такое мог написать только безумец. Чаадаева посадили под домашний арест, и каждый день к нему приходил врач для освидетельствования.
Раскол, который длится до сих пор: западники и славянофилы
Но мысль Чаадаева уже нельзя было остановить. Его письмо разделило всю думающую Россию на два больших лагеря. Так начался великий спор, который, по сути, не закончился и в наши дни.
С одной стороны были западники. Это люди, которые в целом согласились с горьким диагнозом Чаадаева. Да, говорили они, мы отстали. Да, наша история была трагичной. Единственный путь для России — это как можно быстрее догнать Европу, усвоить её ценности: свободу, право, науку, гуманизм. Россия должна стать частью большой европейской семьи.
С другой стороны появились славянофилы. Они были глубоко оскорблены письмом Чаадаева. Они восприняли его как клевету на родину и православие. В ответ на его критику они начали доказывать, что у России совершенно особый, уникальный путь. Наша «отсталость» — это на самом деле наше преимущество. Мы не были испорчены европейским эгоизмом, рационализмом и безверием. Наша сила — в православии, в общинном духе, в особой русской душе. Мы должны не догонять Европу, а, наоборот, спасти её, показав ей новый, духовный путь развития.
Парадокс в том, что оба эти течения породил именно Чаадаев. Он задал главный русский вопрос: «Кто мы? Каково наше место в мире?». И с тех пор каждое поколение русских мыслителей пытается на него ответить. Споры о том, является ли Россия частью Европы или у неё свой, «евразийский» путь, идут по сей день — в интернете, на телевидении, в высоких кабинетах и на кухнях.
Читая это письмо, помните: это не просто исторический документ. Это точка отсчёта, с которой началась большая русская рефлексия — мучительные поиски самих себя. Это текст, который заставил целую нацию посмотреть на себя в зеркало и ужаснуться. И может быть, именно сегодня, в XXI веке, его смелые и горькие мысли прозвучат для вас особенно остро и актуально.
Приятного и вдумчивого чтения.
Свободное изложение «Философического письма» №1 Петра Чаадаева (Начало)
Заголовок и эпиграф
Философические письма
Письмо первое
Adveniat regnum tuum. [Да приидет царствие твое.]
Чаадаев начинает свое письмо с фразы из главной христианской молитвы «Отче наш» — «Да приидет Царствие Твое».
Комментарий (Что это значит?):
Это не просто красивое вступление. Эпиграф — это ключ ко всему письму. «Царствие Божие на земле» — это идея о построении идеального, справедливого, разумного и гармоничного общества, основанного на высших христианских истинах. Для Чаадаева вся история человечества, особенно европейского, — это медленное и трудное движение к этому Царству. И главный вопрос, который он задает: а участвует ли Россия в этом великом проекте? Или мы стоим в стороне?
Часть 1: Ответ на личное письмо. Душевная смута как симптом общей болезни.
Чаадаев обращается к своей знакомой («сударыне») и говорит, что ее письмо его поразило. Он ценит в ней искренность, и именно поэтому когда-то решился заговорить с ней о религии. Но теперь он видит, что эти разговоры принесли ей не покой, а наоборот — смятение, тревогу и сомнения, которые даже отражаются на ее здоровье.
Он спрашивает: чему тут удивляться? И сразу же отвечает: ее состояние — это не ее личная проблема. Это естественное следствие того печального положения, в котором находятся умы и души всех людей в России. Она просто поддалась общей атмосфере, которая давит на всех — от аристократа до его раба (крепостного).
Он объясняет, что ее лучшие качества — ум, чувствительность — делают ее еще более уязвимой для этого «вредного воздуха», которым все дышат. Он, Чаадаев, своими разговорами с ней не мог очистить эту общую атмосферу. Он предвидел, что его смелые и непривычные мысли могут шокировать ее, поэтому, стараясь быть осторожным, он часто не договаривал, излагал свои идеи не полностью, а лишь намеками. Но такая недосказанность привела к обратному результату. Не видя всей картины, его собеседница могла неправильно истолковать его слова или не понять, к какой цельной, но трудной системе ведут его разрозненные рассуждения. В итоге, вместо ясного пути, в ее сознании возникла путаница из обрывков старых привычных верований и новых, тревожащих идей.
Единственное, что его утешает, — это мысль, что пробужденное религиозное чувство, даже если оно мучительно, все же лучше, чем духовная спячка. Он надеется, что со временем ее тревоги превратятся в плодотворную почву для веры, и она сама, своим умом, придет к более ясным и прочным убеждениям.
Комментарий (Что это значит?):
Чаадаев использует личную ситуацию своей собеседницы как отправную точку для большого разговора о России. Ее душевная растерянность — это микромодель всеобщей растерянности. В России, по его мнению, нет твердой почвы под ногами, нет ясных ориентиров, поэтому любой мыслящий человек, начинающий задавать «проклятые вопросы» о смысле жизни и вере, не находит опоры и впадает в смятение. Он как бы говорит ей: «Дело не в вас, а в той среде, в которой мы живем».
Часть 2: Советы — теоретический и практический. Идея единства.
Чаадаев дает своей собеседнице два совета.
Первый совет — теоретический, о сути веры. Он говорит, что подлинный дух религии заключается в идее единства. Все нравственные силы мира должны слиться в одну мысль, в одно чувство. Цель истории — создание такого общества (Церкви в широком смысле слова), которое установит на земле царство истины. Любое учение, которое отделяется от этого всеобщего единства, противоречит словам Христа: «Молю тебя, Отче, да будут они одно, как Мы одно» (этими словами Христос просит Бога Отца сделать Его учеников едиными, как едины Бог Отец и Бог Сын).
Однако он тут же добавляет, что ей совершенно не нужно провозглашать эту истину во всеуслышание. Ее задача — просто хранить этот принцип как «внутренний свет» своей веры.
Комментарий (Что это значит?):
Здесь Чаадаев делает тонкий, но очень важный намек. Говоря о «высшем начале единства», он имеет в виду западное христианство (католицизм). Для него именно Католическая церковь была той силой, которая на протяжении веков объединяла Европу, создавала общую цивилизацию, двигала вперед мысль, науку и общество. Россия же, приняв христианство от Византии, которая вскоре откололась от Рима (это событие называется Великий раскол, или схизма, 1054 года), по мнению Чаадаева, оказалась отрезана от этого всемирного процесса единения. Она оказалась в изоляции.
Второй совет — практический, о поведении. Как же сохранить веру в этой растерянности? Чаадаев предлагает простое средство: строго придерживаться всех обычаев и обрядов, которые предписывает церковь. Он говорит, что такое «упражнение в покорности» очень важно. Большинство обрядов имеют высший смысл, постоянно размышляя о котором, можно укрепить веру.
Конечно, из этого правила есть одно исключение — для людей исключительной духовной силы. Если человек настолько глубоко понимает суть веры, что может общаться с Богом как бы «напрямую», без помощи икон, священников и сложных ритуалов, то он может позволить себе не соблюдать внешние обряды. Его вера опирается не на них, а на прямое постижение божественной истины, которая является источником всех религий. Но Чаадаев тут же строго предостерегает: это путь для единиц. Горе тому, кто примет свою гордыню и тщеславие за такое особое «озарение»! Обычному человеку очень легко обмануться, решив, что он уже достиг духовных высот и может пренебрегать общими правилами. А для женщины, по его словам, лучше всего подходит путь смирения и послушания — он надежнее всего принесет ее душе мир и покой.
Комментарий (Что это значит?):
Этот совет может показаться противоречивым: Чаадаев критикует исторический путь русского православия, но при этом советует соблюдать его обряды. На самом деле противоречия нет. Он видит в ритуале внешнюю опору для души, у которой нет опоры внутренней. Если в обществе нет прочных идей и традиций, то пусть хотя бы дисциплина ритуала создает человеку некие рамки, некие постоянство и порядок, без которых человеку сложно жить.
Часть 3: Переход к главному. Диагноз России.
Чаадаев продолжает развивать свою мысль. Он говорит своей собеседнице, что для умной женщины ее склада сосредоточенная, религиозная жизнь — это самый естественный путь. Но почему же на практике она, имея все данные для счастья, не может найти себе места и не знает, чем заполнить свой день?
Ответ прост: ей не хватает того, что он называет «необходимыми рамками жизни». Это не философские принципы, а простые, повседневные вещи: устроенный быт, привычки ума и души, которые создают уют и придают жизни размеренное, естественное движение.
И здесь Чаадаев переходит от личной проблемы своей знакомой к глобальному диагнозу России.
«Взгляните вокруг, — говорит он. — Разве у нас что-нибудь стоит прочно? Все находится в постоянном движении, но это не движение вперед, а хаотичное брожение. Ни у кого нет своего дела, нет устоявшихся привычек, нет правил, нет даже настоящего дома, к которому человек был бы привязан душой. Ничего постоянного. Все течет и исчезает, не оставляя следа».
Он использует очень сильные образы:
* «В домах наших мы как будто на постое» (т.е. как временные жильцы, солдаты в чужом доме).
* «В семьях мы имеем вид чужестранцев».
* «В городах мы похожи на кочевников».
Причем, говорит он, мы хуже настоящих кочевников, потому что те хотя бы привязаны к своим пустыням, а мы не привязаны даже к своим городам.
Он призывает не обманывать себя мыслями о какой-то особой «духовной жизни». Сначала нужно научиться просто нормально, здраво жить в той реальности, которая есть. И чтобы понять, как это сделать, нужно сначала понять, что представляет собой наша страна.
И здесь он произносит свою знаменитую, убийственную для русского самолюбия фразу:
«Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми (то есть давно известными и очевидными) в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых».
Почему так? Чаадаев дает ответ, который станет главной мыслью всего его письма:
«Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось».
Комментарий (Что это значит?):
Это и есть сердцевина диагноза Чаадаева. Он говорит, что у России нет фундамента. Европейские народы (Запад) веками строили свою цивилизацию на общем наследии: греческая философия, римское право, католическое христианство, рыцарство, университеты, эпоха Возрождения. Это и есть то «всемирное воспитание», которое сформировало их умы, привычки, законы, быт. У народов Востока есть свои древние, мощные традиции (ислам, буддизм, конфуцианство).
А Россия, по Чаадаеву, оказалась в пустоте. От Византии она получила религию, но в «испорченном» виде, без социального и культурного развития. Татаро-монгольское иго еще больше отрезало ее от мира. В итоге у нас нет органичной, своей собственной истории развития. Мы не накопили «культурный капитал». Все, что у нас есть, — это заимствования, подражание, а внутри — пустота, хаос и отсутствие прочных основ. Поэтому каждый русский человек, как и вся страна в целом, похож на перекати-поле: без корней, без прошлого и, как следствие, без ясного будущего.
Мы разобрали самое начало, где Чаадаев задает тон и формулирует свой главный тезис. Дальше он будет развивать и доказывать эту мысль, сравнивая исторический путь Европы и России.
Часть 4: Печальная история нашей юности. Почему у нас нет прошлого?
Чаадаев говорит, что у каждого народа есть свой «подростковый возраст». Это бурный, страстный, хаотичный период в его истории. В это время люди совершают великие дела, переживают сильные эмоции, ищут себя. Да, это время безрассудства, но оно невероятно важно для будущих поколений. Именно в эту эпоху рождаются самые яркие национальные воспоминания, героические мифы, поэзия, самые сильные и плодотворные идеи. Это тот фундамент, на котором строится вся дальнейшая история нации. Без этого периода народу нечего любить в своем прошлом, он не привязан к своей земле ничем, кроме самой земли. Эта эпоха — юность народа, время расцвета его талантов, и воспоминания о ней служат опорой и уроком в зрелом возрасте.
А что было у нас? Ничего подобного. Наша история, по словам Чаадаева, выглядит так:
1. Сначала — дикое варварство.
2. Затем — грубое суеверие.
3. Потом — жестокое и унизительное иностранное владычество (имеется в виду татаро-монгольское иго), дух которого потом переняла и наша собственная власть.
Вот и вся наша «юность». У нас не было эпохи кипучей энергии и игры народных сил. Наш аналог этого периода был наполнен мрачным и тусклым существованием, где не было ни силы, ни энергии. В этой серой и безжизненной картине прошлого, по мнению Чаадаева, было лишь два состояния. Хоть какое-то движение («оживление») вносили только вспышки жестокости и борьбы за власть, которые он называет «злодеяниями». А единственным, что могло утихомирить этот кровавый хаос, было всеобщее «рабство». Чаадаев использует здесь горькую иронию: рабство, конечно, не было чем-то хорошим, но оно «смягчало» острые приступы насилия, заменяя их тихим, покорным и безнадежным угнетением.
В итоге, у нас нет никаких светлых воспоминаний, никаких прекрасных образов в народной памяти, никаких поучительных уроков в национальной традиции. «Окиньте взором все прожитые века, — пишет Чаадаев, — и вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем».
Мы живем только сегодняшним днем, в самом узком настоящем, без прошлого и без будущего, посреди «плоского застоя». А если у нас и случаются какие-то волнения, то это не стремление к общему благу, а ребячество — как младенец тянется к погремушке, которую ему показывает няня.
Настоящее развитие народа, говорит Чаадаев, начинается только тогда, когда его жизнь становится упорядоченной, легкой и осмысленной. А мы до сих пор живем в состоянии хаотического брожения, как будто наша планета еще не остыла после своего сотворения.
Из-за такой истории у нас нет ничего своего, на что могла бы опереться наша мысль. Мы оказались отрезаны от общего движения человечества и не восприняли его главные, «традиционные» идеи, на которых строится жизнь всех народов. И теперь то, что для других народов является привычкой или инстинктом, нам приходится «вбивать в свои головы ударом молота».
Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня; мы как бы чужие сами себе. Мы так странно движемся во времени, что наше прошлое для нас бесследно исчезает. Это, по мнению Чаадаева, прямое следствие того, что вся наша культура — заимствованная и подражательная. У нас нет внутреннего, естественного развития. Новые идеи не вырастают из старых, а просто вытесняют их, приходя неизвестно откуда. Мы берем только готовые идеи. Поэтому в наших умах не образуются те глубокие «борозды», которые создает последовательное развитие мысли и которые формируют интеллектуальную силу.
Итог этого процесса Чаадаев описывает знаменитой и горькой формулой: «Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т. е. по линии, не приводящей к цели». Мы похожи на детей, которых не научили думать самостоятельно: когда они вырастают, у них нет ничего своего, все их знания — поверхностны, а вся душа — как бы снаружи.
Комментарий (Что это значит?):
Это один из самых сильных и болезненных фрагментов письма. Чаадаев утверждает, что у России нет своей истории в европейском смысле этого слова. История — это не просто набор событий. Это процесс накопления опыта, формирования ценностей, создания культурного наследия.
Героическая юность: У европейцев тоже были свои «темные века», но для них это было время творчества. Именно тогда рождался их героический эпос — великие поэмы, которые формировали национальный характер. Например, французы создали «Песнь о Роланде» (историю о храбром рыцаре), а предки англичан — «Беовульфа» (легенду о могучем воине). Параллельно они строили замки, формировали рыцарство, закладывали основы будущих наций. Это была их собственная, живая история. Наша же «юность» прошла под внешним гнетом, который, по Чаадаеву, не создал ничего, кроме привычки к рабству и жестокости.
Подражательность: Когда Петр I начал реформы, он не стал развивать что-то свое, а просто взял готовую «одежду» цивилизации с чужого плеча. Из-за этого, считает Чаадаев, у нас нет органического развития. Мы не проходим все этапы сами, а перескакиваем через них, заимствуя результат, но не понимая процесса. Представьте, что вы не учились в школе, а сразу получили диплом. Формально он у вас есть, но знаний и умения мыслить — нет. Вот так, по Чаадаеву, обстоит дело со всей русской цивилизацией.
«Растем, но не созреваем»: Эта фраза означает, что Россия может расширяться территориально, наращивать военную мощь (расти), но не становится при этом мудрее, культурнее, свободнее (не созревает). Это рост физической силы без духовного и интеллектуального развития.
Часть 5: Мы – исключение из правил. Психологический портрет русского человека.
Чаадаев продолжает свою мысль: народы — это как люди. Их воспитывают века, как людей — годы. Но мы, русские, — это какое-то исключение из общего правила. Мы как будто и не являемся частью человечества, а существуем лишь для того, чтобы преподать миру какой-то великий, но, скорее всего, негативный урок.
Народы Европы, при всем их разнообразии, имеют что-то общее, «семейное сходство». Долгое время вся Европа называлась «христианским миром» (Christendom), и это было не просто слово. Существует общая связь, которая их всех объединяет. У каждого народа, конечно, есть и свой особый характер, но он вырос на общей почве истории и традиции. Это их общее идейное наследство. И каждый европеец с рождения, без всяких усилий, получает свою долю этого наследства, впитывая знания и понятия, рассеянные в обществе.
А теперь сравните с тем, что происходит у нас. Какие базовые идеи мы можем почерпнуть из нашей повседневной жизни, чтобы руководствоваться ими? И речь идет не о книжных знаниях, а о том, что ребенок впитывает с молоком матери, что окружает его в играх, что проникает в него с самим воздухом. Что это за идеи?
У европейцев, говорит Чаадаев, это идеи долга, справедливости, права, порядка. Эти понятия родились из тех самых событий, которые создали их общество. Они — составные элементы их социального мира. Это и есть «атмосфера Запада», это даже не психология, а «физиология европейского человека».
А что у нас? (риторически спрашивает Чаадаев, подразумевая — ничего подобного).
Из-за этого странного положения — когда народ не может опереться на последовательную цепь идей, выработанных в своей истории, а может лишь слепо и поверхностно подражать другим, — у всех нас, русских, есть общие психологические черты. Нам не хватает устойчивости, последовательности в уме, логики.
«Силлогизм Запада нам незнаком», — заявляет Чаадаев.
Комментарий (Что такое силлогизм?):
Силлогизм — это простейшая форма логического умозаключения, открытая еще Аристотелем. Пример: 1) Все люди смертны. 2) Сократ — человек. 3) Следовательно, Сократ смертен.
Говоря, что нам «незнаком силлогизм Запада», Чаадаев имеет в виду не то, что русские не умеют логически мыслить в быту. Он говорит о более глубокой вещи: вся западная цивилизация построена на причинно-следственных связях, на последовательном выведении одного из другого (в праве, в философии, в науке). Русское же сознание, по его мнению, лишено этой систематичности. Наши мысли и идеи часто существуют сами по себе, не будучи связанными друг с другом в единую систему. Чаадаев описывает это едкой и сложной фразой: лучшие идеи «как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу». Что это значит, если перевести на современный язык? Он имеет в виду, что даже самые блестящие мысли в наших головах остаются изолированными и бесполезными («бесплодными»). Они не соединяются друг с другом в логическую цепочку, не развиваются и не приводят к каким-то практическим результатам или новым открытиям. Они как бы застывают, оказываются «парализованными» в сознании, не способными к движению и росту. По его мнению, наша беда не в отсутствии ума, а в отсутствии привычки к системному, последовательному мышлению.
Это отсутствие внутренней логики и связи с прошлым и будущим приводит к тому, что человек теряется, утрачивает всякую уверенность. У нас это, по словам Чаадаева, — общее свойство. Это не легкомыслие, как у французов (которое, по его мнению, было лишь легким способом смотреть на вещи и не мешало глубине ума), а именно беспечность жизни без опыта и предвидения. Русский человек, по мнению Чаадаева, живет как бы сам по себе, оторванный от своей среды. Он не чувствует себя частью чего-то большего — ни большого общего дела, ни даже истории своей собственной семьи (не связан «честью рода»). Что это значит? В Европе аристократ ощущал себя звеном в длинной цепи поколений. Он нес ответственность за доброе имя своих предков и должен был передать его незапятнанным своим детям и внукам. Каждый его поступок оценивался с точки зрения того, как он отразится на репутации всей семьи. Эта «честь рода» заставляла человека думать о будущем и прошлом, воспитывала в нем чувство долгосрочной ответственности и создавала прочный внутренний стержень.
В России, как считает Чаадаев, этого чувства исторической связи поколений не сложилось. Поэтому русский человек живет «без опыта и предвидения», одним днем, не ощущая ответственности ни перед прошлым, ни перед будущим.
В наших головах нет ничего общего, все разрозненно, шатко и неполно. Это, по мнению Чаадаева, отражается даже на наших лицах. Он пишет, что, сравнивая лица соотечественников с лицами европейцев (особенно южан), он был поражен «немотой наших лиц» — их неопределенным, холодным, неуверенным выражением.
Комментарий (Это не русофобия?):
Эти слова Чаадаева часто воспринимались и воспринимаются как русофобские. Важно понимать контекст. Он пишет это не из ненависти, а из огромной боли за свою страну. Он, как врач, ставит жестокий диагноз не для того, чтобы унизить пациента, а в надежде найти способ лечения. Его критика — это критика любящего, но отчаявшегося патриота. Чаадаев видит огромный потенциал России, но с горечью констатирует, что этот потенциал не реализуется из-за трагических ошибок истории (разумеется, как он их понимал).
Часть 6: Анализ русского национального характера. Где наши мыслители?
Чаадаев продолжает анализировать русский характер. Он упоминает, что иностранцы часто хвалят русских, особенно простых людей, за своего рода «беспечную отвагу». Но, по его мнению, иностранцы видят лишь верхушку айсберга и не понимают сути.
Они не замечают, что та же самая черта, которая делает нас порой отважными, одновременно лишает нас глубины и настойчивости. То же самое свойство, которое делает нас безразличными к житейским трудностям, делает нас равнодушными и к вечным вопросам: к добру и злу, к истине и лжи. А именно это равнодушие и лишает нас мощных стимулов, которые толкают другие народы по пути к совершенствованию.
Иностранцы не видят, что из-за этой «ленивой отваги» даже наши высшие классы страдают от тех же пороков, которые у других народов свойственны только самым низшим слоям общества. И главный вывод: «если мы и обладаем некоторыми достоинствами народов молодых... то мы не имеем ни одного, отличающего народы зрелые и высококультурные».
Комментарий (Почему отвага может быть «ленивой»?):
Это один из самых глубоких парадоксов Чаадаева. Он называет русскую отвагу «ленивой», потому что она, по его мнению, является легкой заменой гораздо более трудного и созидательного труда.
Представьте себе студента, который ленится учиться весь семестр. Это требует ежедневной дисциплины, настойчивости и упорной работы. Вместо этого он ничего не делает, а потом пытается совершить «подвиг» — выучить весь материал за одну ночь перед экзаменом. Эта отчаянная попытка может выглядеть как проявление смелости и силы воли, но на самом деле она рождена из лени, из нежелания трудиться систематически.
Так и в жизни целого народа, по мнению Чаадаева:
Трудный, не-ленивый путь — это ежедневная, кропотливая работа над собой, над своей страной, над созданием законов и порядка.
Легкий, «ленивый» путь — это пренебрежение этой работой в пользу ярких, но коротких вспышек «удали»: подвигов на войне, отчаянных бунтов или просто рискованных поступков, совершенных не думая о последствиях.
Таким образом, эта отвага — результат духовной и интеллектуальной лени. Человеку проще совершить один героический поступок, чем десятилетиями упорно и методично трудиться. Именно поэтому эта «ленивая отвага» не ведет к развитию. Она порождает фатализм («от судьбы не уйдешь», так зачем планировать?) и равнодушие к добру и злу, ведь в коротком порыве нет времени на размышления о морали. Чаадаев видит в этом не достоинство, а признак незрелости нации.
Далее он переходит к вопросу об интеллектуальной элите. В любом обществе, говорит он, массы не думают сами. За них думает небольшое число мыслителей, которые дают толчок общественному сознанию и приводят нацию в движение. Меньшинство мыслит, большинство чувствует — и в итоге рождается общее движение. Так устроены все народы, за исключением совсем диких племен. Даже у древних кельтов, скандинавов, германцев были свои друиды и барды — сильные мыслители. Даже у индейцев Северной Америки есть люди удивительной глубины.
«А теперь, я вас спрошу, где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?»
Этот риторический вопрос — один из самых сильных упреков Чаадаева. Он утверждает, что в России не сложилось своего слоя независимых мыслителей, которые бы формировали национальную идею, вели бы за собой общество.
И в этом заключается величайший парадокс и трагедия России. Ведь по своему географическому положению — между Востоком и Западом, «опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию», — мы должны были бы соединить в себе два великих начала духовной природы: воображение (Восток) и разум (Запад). Наша цивилизация могла бы объединить историю всего земного шара.
Но Провидение (Бог, судьба) уготовило нам иную роль. Оно как будто вообще не занималось нашей судьбой. Оно оставило нас наедине с самими собой, ничему нас не научив. Опыт веков прошел мимо нас. Глядя на нас, можно подумать, что всеобщий закон развития человечества на нас просто не действует.
«Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили».
С самого начала нашей истории, говорит Чаадаев, от нас не вышло ничего полезного для общего блага человечества. Ни одна великая истина не родилась на нашей «бесплодной почве». Мы не создали ничего своего в искусстве или литературе, а из того, что создали другие, заимствовали лишь внешнюю, обманчивую и бесполезную роскошь.
Комментарий (Жестоко, но о чем это?):
Это, пожалуй, самое известное и скандальное место в письме. Чаадаев говорит о культурной стерильности России. К началу XIX века Россия действительно не дала миру ни одного философа, ученого или художника, сопоставимого по масштабу с европейскими гениями — ни своего Канта, ни Ньютона, ни Шекспира. «Золотой век» русской культуры был еще впереди, и Чаадаев его, конечно, не мог предвидеть.
Он с горечью констатирует, что Россия огромна территориально, но ничтожна по своему вкладу в мировую цивилизацию. Он видит в этом трагедию нереализованных возможностей. Мы могли бы стать мостом между Западом и Востоком, а стали «пробелом в интеллектуальном порядке».
Часть 7: Исторические корни проблемы. Роковой выбор веры.
Чаадаев продолжает свой исторический анализ. Наша история, говорит он, ни с чем не связана, ничего не объясняет и ничего не доказывает. Если бы не кочевые орды, которые проходили через наши земли по пути на Запад, нас бы и в мировой истории не заметили. Чтобы нас заметили, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера (то есть стать огромной империей).
Он приводит два примера из недавней истории:
1. Петр I («великий человек») захотел нас цивилизовать и бросил нам «плащ цивилизации». Мы подняли плащ, но к сути просвещения так и не прикоснулись. То есть мы переняли внешние формы (бритые бороды, европейскую одежду, армию, флот), но не внутреннюю суть (свободу мысли, научное познание, правовое сознание).
2. Александр I («другой великий монарх»), победив Наполеона, провел нас через всю Европу. Но вернувшись из этого триумфального похода, мы принесли домой лишь «дурные идеи и гибельные заблуждения», которые привели к огромному бедствию и отбросили нас на полвека назад.
Комментарий (О каком «бедствии» речь?):
Чаадаев имеет в виду восстание декабристов 1825 года. Молодые офицеры, побывав в Европе, увидели, что можно жить без крепостного права и самодержавия. Они принесли в Россию идеи свободы, но попытка их реализовать закончилась разгромом, казнями и ссылками. После этого в стране наступила эпоха жесточайшей реакции при Николае I. Чаадаев считает, что декабристы, как и вся Россия, не были готовы к этим идеям, они не выросли на нашей почве, поэтому их попытка пересадить европейскую свободу в Россию привела лишь к трагедии.
«В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс», — с горечью заключает он. Мы живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок потомкам. А пока мы — «пробел в интеллектуальном порядке».
Так в чем же причина? Чаадаев обращается к истории, чтобы найти ответ.
И он его находит. В то время, когда в Европе рождалась современная цивилизация — в борьбе между варварством северных народов и высокой идеей христианства, — что делали мы?
По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов.
Это и есть, по Чаадаеву, корень всех наших бед. Византия, от которой мы приняли христианство, сама была в упадке и, что самое главное, незадолго до этого откололась от вселенского единства (от Рима). И мы восприняли христианскую идею уже в искаженном, «отколовшемся» виде.
В это время вся Европа была пронизана «животворным началом единства». Все интеллектуальное движение стремилось к единству человеческой мысли. А мы, чуждые этому принципу, сначала стали жертвой завоевания (монгольского ига). А потом, освободившись от татаро-монгольского ига, мы, казалось бы, получили шанс присоединиться к европейским народам. Но вместо этого мы попали в еще более тяжкое внутреннее рабство — крепостное право.
И здесь Чаадаев высказывает горькую и парадоксальную мысль: это новое рабство было «освящено самим фактом нашего освобождения». Что это значит?
Он имеет в виду, что победа над внешним врагом была достигнута ценой построения мощного, самодержавного государства. А для укрепления этого государства потребовалось закрепостить собственных крестьян, превратив их в собственность дворян-слуг государевых. Таким образом, великая цель — освобождение страны — как бы оправдала и узаконила ужасные средства. Крепостное право стало восприниматься не просто как зло, а как необходимая жертва ради независимости и мощи державы. Великий триумф освобождения как бы придал законность и даже святость новому, внутреннему рабству, которое помогло этот триумф закрепить.
Комментарий (Почему Византия — это плохо?):
Это ключевой пункт философии истории Чаадаева.
Для него католический Запад — это динамика, развитие, единство в многообразии. Церковь там была независима от светской власти, она была источником права, науки (через монастыри и университеты), морали. Она объединяла разные народы в единую «христианскую республику». Это единство порождало диалог, споры, интеллектуальное кипение, которое и двигало цивилизацию вперед.
Византия же (и, как следствие, Россия) — это статика, застой, подчинение церкви государству (установление цезарепапизма, когда цезарь (царь) фактически играет роль "папы", т.е. главы церкви). Церковь стала частью госаппарата, она не развивала мысль, а лишь освящала существующий порядок. Отколовшись от Рима, Византия, по мнению Чаадаева, выпала из всемирной истории, замкнулась в себе и передала эту изоляцию нам.
Таким образом, наш цивилизационный выбор в X веке был, по Чаадаеву, фатальной ошибкой, которая предопределила все наше дальнейшее историческое одиночество и отставание.
В то время, когда в Европе уже пробивались лучи Возрождения, когда закладывались основы современной науки и культуры, мы, замкнувшись в своем «расколе», ничего об этом не знали. Великая работа по созданию нового мира проходила мимо нас. Все плоды христианства: смягчение нравов, развитие ума, новые силы, данные человечеству религией, — все это прошло мимо нас.
«Хотя мы и христиане, — заключает он, — не для нас созревали плоды христианства».
Мы разобрали историческую часть аргументации Чаадаева. Далее он перейдет к объяснению того, как именно христианство сформировало Европу и почему мы остались в стороне от этого процесса.
Часть 8: Суть христианства как исторической силы. Два христианства.
Чаадаев задается вопросом, который мог бы задать ему любой оппонент: «Разве нельзя быть цивилизованным не по-европейски? Разве мы не христиане?»
И он отвечает: да, конечно, мы христиане. Но ведь и абиссинцы — христиане (Эфиопская церковь — одна из древнейших, но она развивалась в полной изоляции). Да, можно быть цивилизованным не как в Европе. Вот, например, Япония, возможно, даже более цивилизованна, чем Россия.
Но разве христианство абиссинцев или цивилизация японцев — это тот самый путь, который ведет к конечной цели человечества, к установлению Царства Божьего на земле? Разве эти «нелепые отступления от божеских и человеческих истин низведут небо на землю?»
Здесь Чаадаев делает очень важное различие. У христианства, по его мнению, есть две функции:
1. Действие на отдельного человека, на его личную душу.
2. Действие на все общество, на общее сознание, на историю.
В конечном счете, обе эти функции ведут к одной цели (установлению Царствия Божия на Земле). Но мы, с нашим ограниченным человеческим взглядом, должны их различать. Одно дело — личное спасение души, и совсем другое — историческая миссия по построению совершенного общества.
И вот в этом-то и заключается проблема. Для того чтобы эта историческая миссия выполнялась, должно существовать особое общество, особая «нравственная сфера», где христианские идеи развиваются, созревают и достигают своей полноты. Это и есть, по Чаадаеву, европейское общество.
Этот особый европейский мир сформировался в результате огромной духовной работы, которая длилась восемнадцать веков. В этой работе участвовало все: страсти, интересы, страдания, воображение, усилия разума. И именно эта общая история создала тот особый образ жизни и ту особую точку зрения, которая отличает европейцев от всех остальных народов, включая нас.
Все народы Европы, что бы они ни делали и как бы ни враждовали, всегда шли «рука об руку» по одному и тому же пути. Чтобы понять это «семейное сходство» европейцев, говорит Чаадаев, даже не нужно глубоко изучать историю. Достаточно вспомнить их искусство. Он приводит в пример знаменитую в Европе старинную поэму «Освобожденный Иерусалим» (автор - Торквато Тассо). Это, по сути, героический эпос о Крестовых походах. В ней рыцари из самых разных стран — французы, итальянцы, англичане, немцы — сражаются плечом к плечу. Несмотря на все различия, они объединены одной великой идеей — освободить святой город Иерусалим во имя общей христианской веры. Этот образ единого войска у стен Иерусалима и есть символ их глубинного единства.
Чаадаев напоминает:
* В течение 15 веков у них был один язык для общения с Богом (латынь).
* В течение 15 веков у них был один нравственный авторитет (Римский Папа).
* В течение 15 веков у них было одно общее убеждение (католическая вера).
В один и тот же день, в один и тот же час, одними и теми же словами они обращались к Богу. Это «дивное созвучие», по его мнению, гораздо величественнее любой гармонии физического мира.
Именно эта общая религиозная жизнь и создала ту уникальную европейскую «сферу», которая одна только и может привести человечество к его конечной цели. А мы, из-за слабости нашей веры или несовершенства нашего вероучения (унаследованного от Византии), остались вне этого всеобщего движения. Наша роль — воспринимать воздействие христианства лишь косвенно и с большим опозданием.
Какой из этого следует вывод? Нам нужно всеми силами оживить наши верования и стремиться к подлинно христианскому побуждению, потому что в Европе «все совершило христианство».
Вот что он имел в виду, когда говорил, что нам необходимо «снова начать у нас воспитание человеческого рода». Мы должны как бы заново пройти тот путь, который Европа проходила полторы тысячи лет.
Комментарий (В чем разница между «личным» и «общественным» христианством?):
Это ключевая идея Чаадаева. Он не говорит, что русские — «плохие» христиане в личном плане. Отдельный русский человек может быть святым. Но русское православие, по его мнению, оказалось исторически бесплодным. Оно спасало индивидуальные души, но не создало на своей почве прогрессивной цивилизации, не развило науку, право, философию, не построило свободное общество.
Католическая церковь в Европе часто боролась с королями и императорами за власть, тем самым не давая государству стать всесильным. Она создавала свои собственные законы — так называемое «каноническое право». Что это такое? Это был огромный свод церковных правил, который был обязателен для всех европейцев, включая монархов. Эти законы регулировали важнейшие стороны жизни: брак, семью, образование, мораль. Существование такого независимого права закладывало основы будущей европейской законности — идеи о том, что есть высший закон, которому обязана подчиняться даже государственная власть. Кроме того, Церковь основывала университеты, поощряла искусство и науку. Именно эта общественная, историческая, преобразующая мир роль христианства, по Чаадаеву, и есть самое главное. И именно ее Россия, выбрав Византию, лишилась.
Часть 9: Как идеи формируют историю. Пример Европы.
Вся история нового, то есть европейского, общества происходит на почве убеждений. Это и есть настоящее воспитание народа. С самого начала это общество двигалось вперед под влиянием мысли.
Чаадаев формулирует очень важный закон европейской истории: «Интересы в нем всегда следовали за идеями и никогда им не предшествовали... Из убеждений создавались интересы, никогда интересы не вызывали убеждений».
Комментарий (Что это значит?):
Это противопоставление идеалистического и материалистического взгляда на историю. Чаадаев — идеалист. Он считает, что не экономика или борьба за власть, т.е. не интересы определяют историю, а идеи, верования, убеждения. Люди сначала верят во что-то (например, в то, что нужно освободить Гроб Господень), и из этой веры рождается их интерес (Крестовые походы). Все политические революции в Европе, по его мнению, были по своей сути революциями нравственными. Люди сначала искали истину, а как результат нашли свободу и благоденствие.
Вся история Европы подтверждает этот тезис:
Ранние века: религиозные гонения, мученичество, распространение христианства, ереси, Вселенские соборы.
Средние века: формирование церковной иерархии, крещение народов Севера, расцвет религиозного чувства, укрепление власти Папы.
Позднее Средневековье и Возрождение: развитие философии, литературы, смягчение нравов под влиянием религии.
Новое время: Реформация и религиозные войны, которые дали новый толчок развитию человеческого духа.
То есть главным, если не единственным, интересом новых народов было убеждение (т.е. сосредоточенность на некой идее). Все материальные и личные интересы были ему подчинены.
Да, поверхностная философия называет это «фанатизмом» и «суеверием», ругает религиозные войны и костры инквизиции. Но мы, говорит Чаадаев, можем только завидовать судьбе этих народов. Потому что в этой кровавой борьбе за истину они создали себе такой богатый мир идей, который мы не можем себе даже представить, не то что стать его частью.
Чтобы доказать свою мысль, Чаадаев приводит самый яркий, по его мнению, пример — Англию. Он считает, что государственные учреждения этой страны лучше всего отражают новый, христианский дух. И вся история Англии Нового времени — это, по сути, история религиозных идей и конфликтов.
Все началось еще в XVI веке с короля Генриха VIII. Этот тот самый король, который, желая развестись с женой, порвал отношения с Папой Римским и объявил себя главой Церкви в Англии. Этот поступок, продиктованный личными интересами, запустил в стране цепную реакцию религиозных споров, реформ и войн, которая длилась почти два века. Борьба между разными течениями христианства — англиканами (официальная церковь), пуританами (радикальными протестантами) и католиками — стала главным двигателем английской истории.
Итогом этого долгого пути стала «Славная революция» 1688 года. Это было ключевое событие, когда англичане изгнали своего короля-католика Якова II и пригласили на трон правителя-протестанта, заставив его подписать «Билль о правах». Этот документ навсегда ограничил власть короля и заложил основы современной британской свободы, парламентаризма и процветания. Чаадаев подчеркивает: эта революция была не столько политической, сколько религиозной. Англичане боролись не просто против тирана, а против короля «неправильной» веры. Убеждения оказались важнее политических интриг.
И даже в тот момент, когда Чаадаев пишет свое письмо (в 1829 году), главный вопрос, который волнует всю Англию, — снова религиозный. Речь идет об «эмансипации католиков». «Эмансипация» — это предоставление полных гражданских прав. В Англии католики долгое время были ущемлены в правах: они не могли занимать государственные должности, заседать в парламенте. И вот как раз в 1829 году был принят закон, который уравнял их в правах с протестантами. Тот факт, что этот вопрос вызывал бурные общенациональные дебаты, доказывает, по мнению Чаадаева, что даже в XIX веке религия и вера остаются для европейцев главным нервом общественной жизни.
Так и у каждого европейского народа есть в его истории эта главная, животворящая идея, связанная с верой, которая была душой его существования.
Комментарий (Почему борьба — это хорошо?):
Для Чаадаева история — это драма идей. Он не боится конфликтов и даже войн, если они ведутся за высокие убеждения. В этой борьбе, в этом столкновении разных истин и рождается прогресс. Общество, где нет идейной борьбы (как в России, по его мнению), — это застойное болото, «плоский застой». Европа выстрадала свою цивилизацию в огне религиозных войн, и именно поэтому эта цивилизация такая мощная и плодотворная. Россия же избежала этих битв, но цена этого спокойствия — историческое бесплодие.
Мы подходим к завершающей части письма. Чаадаев сейчас суммирует свои размышления о всеобщности христианства и о том, как оно действует в мире, после чего вернется к своей собеседнице и даст ей последние наставления.
Часть 10: Христианство как всеобщая сила, преобразующая мир.
Чаадаев говорит, что действие христианства не ограничивается только прямым влиянием на души отдельных людей. Его главная сила проявляется в том, как оно преобразует все общество, всю культуру, всю человеческую мысль.
Далее он цитирует отрывок из своего более раннего, неопубликованного сочинения. Основная мысль этого отрывка такова:
Чтобы понять христианство, нужно увидеть его влияние везде, даже там, где с ним борются. Имя Христа неотразимо увлекает за собой людей, что бы они ни делали. В этом и заключается доказательство его божественного происхождения — в его абсолютной всеобщности. Христианство проникает в души, овладевает умами (часто даже без их ведома), подчиняет себе даже тех, кто ему сопротивляется. Оно вносит в сознание новые истины, заставляет сердце переживать новые чувства и незаметно включает каждого человека в общий замысел.
Таким образом, христианство направляет всех к одной великой цели, но делает это, не посягая на свободу человека. Наоборот, оно пробуждает в нем все его силы и таланты до бесконечности. В этом новом порядке находит себе применение всё:
* И гениальный ум, и горячее чувство.
* И героизм сильной души, и преданность покорного духа.
Чаадаев говорит, что «мысль откровения» (то есть, главная, ключевая идея христианства, открытая людям Богом) обладает удивительным свойством: она не какая-то застывшая и одинаковая для всех формула. Напротив, она настолько глубока и многогранна, что может «подстраиваться» под каждого человека, говорить с ним на его языке и раскрываться ему в той форме, которую он способен понять:
* С гением и великим ученым она говорит на языке сложной философии, поднимаясь на недоступные высоты.
* С простым, робким человеком она говорит на языке смирения и утешения, осторожно ведя его по жизни шаг за шагом.
* В уме философа она становится источником глубоких размышлений.
* В душе поэта и художника она рождает прекрасные образы.
* В сердце доброго и любящего человека она проявляется через милосердие и сострадание.
Она захватывает все человеческие способности и заставляет миллионы разных сердец биться ради одной идеи.
Но еще более поразительно действие христианства на общество в целом. Оно преобразует все интересы людей в свои собственные, заменяя материальные потребности нравственными. Оно вызывает великие идейные споры, превращая жизнь народов в служение великой идее и всеобъемлющему чувству. В христианском мире всё — частная жизнь и общественная, семья и родина, наука и поэзия, разум и воображение, воспоминания и надежды, радости и горести — так или иначе связано с христианством.
И в этом великом движении, которое начал сам Бог, есть люди, которые действуют сознательно (святые, мыслители, герои). Но большинство — массы — движутся слепо, как атомы, не зная сил, которые ими управляют, и не видя цели, к которой их влекут.
Именно поэтому, несмотря на все пороки и преступления, которые есть в европейском обществе, Царство Божие в нем уже в некотором смысле осуществлено. Почему? Потому что это общество содержит в себе начало бесконечного прогресса и все элементы, необходимые для его окончательного установления на земле.
Комментарий (Что это за «бесконечный прогресс»?):
Для Чаадаева прогресс — это не просто техническое или экономическое развитие. Это нравственный и интеллектуальный прогресс, движение к истине, добру и единству. Европа, по его мнению, встала на этот путь благодаря христианству. Даже когда Европа отходит от религии (например, в эпоху Просвещения), она все равно движется в той системе координат, которую задало христианство (идеи гуманизма, прав человека, ценности личности — все это, по Чаадаеву, выросло из христианских корней). Россия же, по его мнению, в этом процессе не участвует.
Часть 11: Возвращение к собеседнице и итоги.
Чаадаев извиняется перед своей собеседницей за то, что так увлекся этими «широкими горизонтами». Он признается, что размышления о будущем блаженстве человечества — это его единственное утешение, когда его угнетает печальная русская действительность. Это для него как глоток свежего воздуха.
Но он считает, что не потратил ее время зря. Ему нужно было объяснить ей свою точку зрения, с которой следует смотреть на христианский мир и на наше место в нем.
Он признает, что мог показаться слишком резким и «желчным» в своих отзывах о родине. Но он уверяет, что сказал только правду, и даже не всю. К тому же, «христианское сознание не терпит никакого ослепления, и менее всех других предрассудка национального, так как он более всего разделяет людей».
Комментарий (Христианство против национализма):
Это очень важная мысль для Чаадаева. Он — космополит в христианском смысле этого слова. Для него высшая ценность — это единство всего человечества в Боге. Национальная гордость, «квасной патриотизм», который заставляет людей слепо восхвалять свое и ненавидеть чужое, — это, с его точки зрения, языческий пережиток, который противоречит духу христианства. Христианин должен любить истину больше, чем свою родину. Именно поэтому он считает своим долгом говорить горькую правду о России.
Письмо получилось слишком длинным. Он думал, что сможет изложить свои мысли кратко, но понял, что здесь материала на целую книгу. Он обещает своей знакомой, что скоро напишет второе письмо, потому что они «только что приступили к существу дела».
Он просит прощения за задержку с ответом, объясняя это личными проблемами и тем, что ему пришлось переписывать черновик. И обещает, что следующее письмо не заставит себя ждать.
Письмо своё Чаадаев подписал:
"Некрополис, 1829, 1 декабря."
Комментарий (Что за «Некрополис»?):
«Некрополь» в переводе с греческого означает «город мертвых». Это очень символичная подпись. Чаадаев, скорее всего, имеет в виду Москву, которую он воспринимал как место духовной смерти, застоя, отсутствия живой мысли — город, оторванный от всемирной истории. Подписываясь так, он еще раз подчеркивает главную идею своего письма: Россия — это страна, выпавшая из живого потока истории.
Общий итог первого «Философического письма»:
1. Диагноз: Россия — страна без истории, без внутреннего развития, без прочных идейных основ. Она не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку и находится в состоянии культурной и духовной изоляции.
2. Причина: Фатальная историческая ошибка — принятие христианства от «растленной», изолированной Византии, а не от Рима, который был центром единого, динамично развивающегося «христианского мира».
3. Следствие: У русских не сформировалось исторического сознания, логического мышления, чувства долга, права и справедливости. Вся наша цивилизация — подражательная и поверхностная. Мы «растем, но не созреваем».
4. Сравнение: Вся европейская цивилизация, со всеми ее достижениями (свобода, право, наука, благоденствие), была создана христианством как активной, общественно-преобразующей силой. Эта сила породила мир идей, в борьбе за которые Европа и обрела свою мощь.
5. Выход (намек): России необходимо каким-то образом вернуться в общеевропейскую семью, «снова начать воспитание человеческого рода», то есть заново пройти тот путь, который прошла Европа. Это подразумевает, в первую очередь, переоценку нашей религиозной и культурной идентичности.
Это письмо — не просто критика. Это трагическая исповедь патриота, который любит свою страну, но не может смириться с ее исторической судьбой и призывает к радикальному переосмыслению всего ее пути. Его текст стал отправной точкой для всех последующих споров о России — и «западников», которые во многом с ним соглашались, и «славянофилов», которые яростно ему оппонировали.
Насколько прав был Чаадаев?
Важно понимать, что «Философическое письмо» — это мощное, но очень субъективное видение истории. Чаадаев писал его в 1829 году, в эпоху жестокой реакции после восстания декабристов, когда будущее России казалось особенно мрачным. С высоты сегодняшнего дня мы видим, что во многом он ошибся:
Пророчество о «бесплодности» не сбылось. Уже через несколько десятилетий после этого письма в России начался невиданный культурный взлет, так называемый «Золотой век». Появились гениальные писатели (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой), композиторы (Чайковский, Мусоргский), ученые (Менделеев, Лобачевский), которые не просто внесли огромный вклад в мировую культуру, но и оказали колоссальное влияние на сам Запад. Россия доказала, что способна рождать великие и оригинальные идеи.
Идеализированный образ Запада оказался иллюзией. Чаадаев видел в Европе единый, гармоничный «христианский мир». Но история XX века с его мировыми войнами, революциями и кризисами показала, что и западная цивилизация полна трагических противоречий. Более того, в наше время многие считают, что именно Россия остается одним из последних оплотов традиционных христианских ценностей, в то время как Запад от них во многом отошел.
Тем не менее, письмо Чаадаева остается одним из важнейших текстов в русской истории. Он первым с беспощадной честностью поставил самые болезненные вопросы о судьбе России, ее идентичности и месте в мире. И пусть его ответы оказались спорными, сами эти вопросы заставили русское общество впервые по-настоящему глубоко задуматься о самом себе.
Приложение
Чаадаев и украинский сепаратизм
Петр Чаадаев, сам того не желая, предоставил украинским сепаратистам, как ранним, так и современным, практически идеальный и исчерпывающий набор доводов для обоснования своего стремления.
Его «Философическое письмо» — это, по сути, готовый манифест, который можно использовать для интеллектуального и морального оправдания разрыва с Россией и ее цивилизационным проектом.
Давайте разложим эти доводы по полочкам.
1. Доводы для политического отделения от Москвы и присоединения к Западу
Чаадаев дает для этого два зеркальных аргумента: один против России, другой за Запад.
* Аргумент «Прочь от России»: Чаадаев заявляет, что Россия — это цивилизационный тупик.
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку». -> Для сепаратиста это звучит так: «У России нет своей идентичности, это пустое место».
«Мы живем в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего». -> Сепаратист это воспринимает следующим образом: «История России — это не наша история. У нас есть свое прошлое (Киевская Русь, Гетманщина) и свое будущее (в Европе)».
«Мы миру ничего не дали... ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины». -> Сторонник сепаратизма слышат это так: «Российский проект исторически бесплоден. Оставаться в нем — значит обречь себя на стагнацию и изоляцию».
По сути, Чаадаев вручает в руки любого сепаратиста право сказать: «Мы уходим не потому, что мы предатели, а потому, что ваш собственный гений признал ваш проект провальным. Мы просто спасаемся с тонущего корабля».
* Аргумент «К Западу»: Чаадаев рисует идеализированный, сияющий образ Запада как единственного носителя прогресса, истинной веры и цивилизации.
Он восхваляет «дивную связь человеческих идей», «всемирное воспитание», «атмосферу Запада», идеи долга, справедливости, права и порядка.
Для украинского националиста это прямое указание цели. Их ключевой тезис всегда заключался в том, что Украина — это похищенная и оккупированная часть Европы. Аргументы Чаадаева позволяют заявить: «Все то великое, что Чаадаев описывает на Западе, — это и есть наш дом, к которому мы стремимся. Россия нас оттуда силой вырвала, и наша цель — вернуться».
2. Доводы для религиозного отделения от Москвы и соединения с Римом
Именно в этой части Чаадаев становится, сам того не ведая, главным теоретиком и апологетом униатства (греко-католицизма). Его аргументация — это практически богословское обоснование правоты униатского проекта.
Критика Московского Православия: Чаадаев прямо называет источник веры России — «растленную Византию, предмет глубокого презрения». Он критикует православие за изоляцию («замкнулись в нашем расколе») и подчинение государству.
Это позволяет украинским сторонникам автокефалии или унии заявить: «Московская церковь не является носительницей истинного христианства. Она изначально получила веру из испорченного источника и превратилась в служанку деспотичного государства. Наша духовная независимость от нее — это не раскол, а возвращение к чистоте». Гонения на УПЦ (которую ее противники считают филиалом РПЦ) идеологически оправдываются именно этой логикой.
Пропаганда единства с Римом: Чаадаев превозносит католическое единство как единственный животворный источник европейской цивилизации. «В течение 15 веков у них был только один язык при обращении к Богу, только один нравственный авторитет, только одно убеждение».
Для украинских греко-католиков (униатов) это звучит как их собственная программа. Ведь суть униатства именно в этом: сохранить свой восточный, православный обряд, но при этом признать духовное главенство Папы Римского и войти в то самое вселенское единство, о котором с таким восторгом писал Чаадаев.
С точки зрения чаадаевской философии, УГКЦ — это идеальная форма христианства для наследников Киевской Руси. Это тот самый «мостик» в Европу, который позволяет остаться верным своим корням (обряду) и одновременно присоединиться к «семье европейских народов».
Чаадаев, будучи русским патриотом, желавшим исцеления своей стране, создал текст, который стал идеальным интеллектуальным оружием для тех, кто хотел доказать, что Украина — это не Россия, и ее путь лежит прочь от Москвы и ее церкви, в сторону Европы и Рима. Он дал украинскому сепаратизму философскую глубину и историческое обоснование, которое трудно переоценить.