
Сегодня - в Ночь музеев побывала с мужем в Конном дворе на выставке декоративно-прикладного искусства и в Ризнице лавры.
Народу было немного, все экскурсии проходили бесплатно по предварительной записи или, как мы - можно было всё порешать на месте. В Музейном комплексе возле Белого пруда мы обошли множество залов и полюбовались на многообразие игрушек, поделок, посуды, стекла, хрусталя, шкатулок, жостовских подносов, старинной резной мебели и лучшие образцы Богородской, Дымской игрушки... Всего не перечесть, там можно ходить весь день и рассматривать уникальные экспонаты. Муж мой - кадровый потомственный военный, конечно же не мог пройти равнодушно мимо пушек во дворе музея и рассказал мне как их заряжали порохом и как стреляли из них в стародавние времена.
В Сокровищницу Троице-Сергиевой лавры - Ризницу мы тоже попали сразу же и мне помимо входного билета на двоих выдали цветной бланк квеста, чтобы сдать тест на внимательность и знание экспонатов музея. Я прошлась почти в гордом одиночестве несколько раз по всем четырём залам Ризницы и заполнила выданным карандашом квест, нашла искомое зашифрованное секретное словосочетание - дар царедворца лавре - сокровище, его я указала из составных букв ребуса, прописала название. Было очень интересно и увлекательно найти искомое. Сразу на входе в Ризницу меня встретила член Союза журналистов России и специалист Краеведческого музея Елена Бирюкова и пригласила нас с мужем на презентацию выставки "Благочестие и красота. Женские головные уборы - волосняки 16-17 веков". Послушала экскурсовода и археолога, открыла для себя много нового и интересного.
Внизу расположилась небольшая передвижная выставка средневековых экспонатов из двух монастырей Вологодской области. Там работал реставратором мой прадед Василий Диянов и, возможно, именно к этим иконам и церковным одеждам касались его мастеровитые руки. Он делал тончайшие работы по золочению куполов, реставрации икон, по созданию и восстановлению церковной утвари. Я его никогда не видела, он умер в двадцатых годах 20 века, а бабушка моя из Харовска уехала в Москву, выйдя замуж за благородного и образованного вцерковлённого человека, который впоследствии вступил в Белую Гвардию и в ходе Гражданской войны попал жить в Европу, практически пропал без вести на несколько лет и бабушка вышла замуж во второй раз, в том браке родились её трое детей, в том числе моя мама, жили они в частном доме в Москве, во время обстрелов во время ВОВ уехали спасаться в Сергиев и тут у стен лавры осели, здесь их могилы, а дед остался лить сталь для фронта в Москве, он погребён в столице со своими братьями и сёстрами.
Первый супруг бабушки вернулся из вынужденной эмиграции и впоследствии стал довольно известным и высокопоставленным церковнослужителем. Об этом я узнала в детсве от бабушки, но кое-что более подробно и из расскреченных позднее документов, как и про своего второго деда, что был репрессирован и разжалован в рядовые с офицерской должности в НКВД Сверловска. Бездоказательно обвинявшего его Фриновского (зама Ежова с Лубянки) расстреляли без права на реабилитацию. Дед погиб на войне в 1943 году между Днепром и Запорожьем, похоронен там в братской могиле. Реабилитирован в первой волне.
В этот погожий тёплый и солнечный денёк было много приятных эмоций и благодати. Троицкий храм был полупустой и я смогла спокойно поставить свечи и полюбоваться на знаменитую Троицу Рублёва, подойти к раке Преподобного Сергия, помолиться о мире, здоровье, благополучии и упокоении моих родных. В это время в Успенском храме после колокольного звона началась вечерняя служба, которая не вместила всех желающих помолиться. Я с трудом протиснулась к своей любимой иконе Николая Чудотворца и поставила свечу Богу во здравие своих родных. Не являясь ортодоксально верующей, я всё же с детства знаю многие основные молитвы наизусть. Моё раннее детство прошло в лавре, где бабушка бывала очень часто на службе, а крестила она меня в 7 месяцев в Ильинской церкви. Мы с мужем после посещения музеев присели отдохнуть на скамейке за собором, где часто в детстве отдыхала я с бабушкой после многочасового стояния на службе.
Дойти до Вечного огня и посмотреть что там теперь делается в плане преобразований уже не было сил. Ноги гудели. До Северного нас отвёз автобус. И дай Бог никто никогда не заставит нас совершать двухкилометровые пешие прогулки по проспекту до дома с травмированными уставшими ногами.
Делюсь коллажами из множества фотографий, что наснимала на мобильный телефон сегодня. Всем рекромендую посетить наши музеи и насладиться стариной и красотой нашего музейного комплекса - охранного памятника ЮНЕСКО, федерального заповедника - единственного в Московской области города Золотого кольца России.
Люблю свой город. Сюда нас привела судьба и духовный зов предков.








