
Алексей Топоров
Не успел глава Минфина России Антон Силуанов рассказать о намерениях провести "большую приватизацию", как глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выступил с "судьбоносным предложением". По словам руководителя РСПП, под эти цели можно привлечь 55 триллионов рублей, лежащих на банковских депозитах граждан. Правда, разрешения владельцев самих депозитных счетов спросить почему-то никто не планирует, равно как и рассказать им про риски процесса.
Если не помешает государство, то всё будет шито-крыто
Идею привлечь размещённые на вкладах населения 55 трлн рублей для нужд анонсированной Силуановым "большой приватизации" Шохин высказал в интервью ТАСС. Дескать, эти деньги можно вполне использовать для покупки акций крупных компаний при условии, что права собственников будут гарантированно защищены от "оспаривания государством итогов сделок".
В качестве негативного опыта вмешательства государства глава РСПП привёл ситуацию с Соликамским магниевым заводом, 10% акций которого были размещены на бирже. Владели ими в том числе и рядовые граждане. Но в итоге предприятие было национализировано, а держатели акций остались ни с чем.
Публичная площадка – Московская биржа, акционером которой является регулятор – Центральный банк. И люди, условно говоря, шли приобретать акции этого завода на бирже, понимая, что всё чисто. И вдруг они попадают под конфискацию фактически. Или там дивиденды получали, не просто их акции заморожены, но и дивидендные платежи… Но как они их купят, если у них перед глазами такие примеры?
– возмущался Шохин.

Что делать, если и без вмешательства государства кривая бизнеса приведёт гипотетическое предприятие к убыткам, банкротству, смене собственника, перепрофилированию, а также что при этом станет с рядовыми держателями акций, "перекованными" в одночасье из владельцев депозитных счетов в акционеры, Шохин пояснять не стал. Как и то, кто и какие гарантии может дать таким людям не только на получение прибыли, а хотя бы на возврат вложенных средств.
Народ не спрашивают
Конечно, он оговорился, что вкладчики банков, получившие нежданную прибыль из-за игр с ключевой ставкой Эльвиры Набиуллиной, могут сами перевложить свои 55 трлн рублей в приватизируемые госкомпании при условии их защиты от деприватизации. Но за его словами явно прослеживается мысль, что вкладчиков могут и не спросить. И сейчас банки не обязаны консультироваться с каждым "физиком" о том, куда вкладывают его деньги. Минимально образованные экономически люди понимают, что вклады Герман Греф и Андрей Костин не хранят в мешках, деньги работают. Но если деньги понадобятся государству для целей оздоровления экономики приватизацией, снять их со вкладов, вероятно, уже не дадут,
– прокомментировал слова Шохина телеграм-канал REDACTED P6 (КОТËЛ #6).
Самую идею "большой приватизации" ресурс оценивает позитивно, полагая, что речь идёт о том, что государство будет вновь продавать в частные руки активы, которые сейчас один за другим "деприватизирует-национализирует Игорь Краснов из Генпрокуратуры". То есть речь идёт о том, что бросили ушедшие из России после начала СВО иностранные компании.
И отобраны те были у явных политических и экономических врагов, в первую очередь граждан и сторонников нынешней Украины. Это имущество стоит сотни миллиардов рублей, и 55 трлн рублей частных вкладов для его выкупа у государства будут очень кстати. Деньги вернутся в бюджет,
– полагает REDACTED P6 (КОТËЛ #6).
Но ответа на вопрос, кто даст гарантии рядовым держателям депозитных счётов, не даётся. Будто и не нужно этих людей, то есть нас, брать в расчёт. Ничего, что в очередной раз послужим цементом для строительства мегапрожектов государства, да тем и выполним свою скромную миссию, так бывало уже не раз. А будет толк или нет – там, собственно, увидим.

Через … Шохина произошёл вброс с целью прощупать/подготовить общественное мнение… Есть же права собственности (впрочем, когда либералов это волновало). Другими словами, предложение антиконституционно… Из предложения Шохина следует, что у государства есть план по заморозке вкладов, что неоднократно опровергалось всеми высшими чиновниками… "Силовой каркас" государства может не выдержать внезапную внутреннюю нагрузку,
– прокомментировал основные постулаты интервью доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Не приватизация, а национализация!
Царьград в свою очередь поинтересовался у нашего постоянного собеседника доктора экономических наук, профессора Валентина Катасонова, что может в действительности стоять за подобными идеями сторонников "большой приватизации", не собираются ли они ставить над гражданами России очередной эксперимент?
Царьград: 55 трлн – огромная сумма. Судя по всему, господина Шохина и сотоварищи она интересует вся, но сложно представить, что каждого владельца депозитного счёта будут спрашивать, а желает ли он инвестировать непонятно во что. Спросят ли?
Валентин Катасонов: Конечно, коммерческие банки и раньше использовали депозитные деньги для того, чтобы покупать какие-то финансовые инструменты, в том числе акции на фондовой бирже. Но я не совсем понял, что имел в виду господин Шохин: для того чтобы деньги клиента коммерческого банка, который открыл депозитный счёт, стали инвестицией, для этого нужно закрыть депозитный счёт и открыть счёт инвестиционный. То есть это должно стать осознанным решением самого клиента.
Кстати, в некоторых банках, которые фактически являются брокерами на фондовой бирже, работают с клиентами в этом направлении, и когда к ним приходит человек и говорит:
Я хотел бы открыть у вас депозит, тем более что и ставки у вас очень привлекательные.
А сотрудник ему отвечает в духе:
А у нас есть и более привлекательные условия, вы можете открыть инвестиционный счёт.
Но это очень серьёзное решение, там высокие риски и нет гарантий, которые действуют в отношении депозитных средств. К сожалению, наши коммерческие банки занимаются подобной не очень, я бы сказал, правильной деятельностью. А ведь случаются и экстраординарные ситуации, которых у нас в России, к счастью, не было, но которые потенциально могут произойти.
– О чём идёт речь?
– В 2013 году начался банковский кризис на Кипре. Тогда местные власти и банки обратились в Еврокомиссию за помощью, поскольку те до этого выделили большую помощь Греции. Но им ответили, что больше никому помочь не могут, дескать, сами себя спасайте. Но мы подскажем, как это сделать: вы в добровольно-принудительном порядке превращайте держателей депозитов в инвесторов, и пусть они выручают банк, в который вложили свои деньги.
Те так и поступили – делали своих клиентов инвесторами, а через некоторое время говорили, извините, банк обанкротился, и вы, как инвестор, несёте все риски потери своих средств. Тогда у нас даже изучали этот кипрский опыт и готовили законопроекты, чтобы предоставить подобную опцию коммерческим банкам, но всё было спущено на тормозах. Тем не менее кое-кто это хорошо помнит, особенно те, кто готовил законопроекты и нормативные документы о том, как конвертировать средства клиентов банков в инвестиции.

– И вот у них появилась возможность попытаться воплотить наработки в реальность?
– Я всегда, не стесняясь, говорю, что наша фондовая биржа – это гадюшник, который нужно срочно закрывать, потому что он работает не на реальный сектор экономики, а на спекулянтов. Плюс через него деньги выводятся за пределы России. Шохин предлагает вывести деньги туда, но это категорически недопустимо.
– Объясняют потребностями "большой приватизации"…
– Подобное заявление сделал Антон Силуанов как раз на съезде РСПП, который возглавляет господин Шохин. Но конечно, это мания величия – какая большая приватизация? Большая приватизация была в 90-е годы. Он мечтает о "лаврах" господина Чубайса? Тогда было приватизировано 90% госпредприятий, поэтому большой приватизации более быть не может по определению.
Затем за период с середины 90-х по сегодняшнее время тихой сапой приватизировано ещё больше половины оставшегося. То есть остаётся по большому счёту процентов пять. Тут как раз три года назад, когда начиналась СВО, говорили о том, что нужна экономическая мобилизация, а первое условие экономической мобилизации – деприватизация, или национализация, называйте как хотите. Но этого не было сделано.
И более того, в условиях де-факто существующего противостояния с коллективным Западом некоторые господа говорят о большой приватизации, когда нам нужна большая национализация. Вот о чём нужно говорить! Но никто кроме господина Бастрыкина эту задачу не озвучивал.
Что с того
Правовое государство отличается от неправового, коррупционного и авторитарного тем, что в нём его граждане чувствуют себя как за каменной стеной. Это касается и сохранности накоплений. Потенциальное желание приватизаторов залезть во вклады граждан для свершения своих шедевральных замыслов явно не придаст популярности нашей банковской системе, которая уже основательно её подрастеряла после задирания ключевой ставки.
Неужели высокие мужи не понимают, что подобными заявлениями могут спровоцировать отток средств из банков и вернуть нас в архаичные советские и постсоветские времена, когда купюры хранили в банках, под матрасами и коврами? Желание сделать что-то кардинально новое, масштабное, при всей спорности предложения, похвально – всяко лучше, чем стагнация, но только при одном условии: когда новатор берёт риски на себя, а не навешивает их на всех нас.
В противном случае хочется напомнить таким преобразователям действительности фразу, в которой заключена вся квинтэссенция народной мудрости и народного запроса:
Вы бы для начала на мышах попробовали, что ли!