В конце 2024 года – начале 2025 года как-то незаметно прошла новость о том, что в 2025 году на Украине начнёт работать новая система спутниковой связи Starlink Direct to cell от компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску.
Starlink Direct to cell – это прямая связь между спутниками, находящимися на низкой околоземной орбите (НОО), и обычными сотовыми телефонами – смартфонами. Для работы в сети Direct to cell не требуется, чтобы в смартфоне был установлен модуль спутниковой связи, достаточно того, чтобы смартфон поддерживал определённые частоты связи 5G и получил определённое обновление программного обеспечения, в частности, компания Samsung уже распространяет такое обновление для своих смартфонов серии S24.
Для обеспечения работы Starlink Direct to cell компания SpaceX поэтапно осуществляет развёртывание специальной серии спутников. В настоящее время Starlink Direct to cell поддерживает только отправку сообщений, но в 2025 году должна быть обеспечена передача данных и голосовая связь.
Исходя из информации, размещённой на информационных ресурсах противника, для обеспечения работы Starlink Direct to cell украинские операторы сотовой связи заключают соответствующие соглашения с компанией SpaceX.
Чем нам грозит появление на Украине спутниковой связи Starlink Direct tо cell?
Об этом мы поговорим в данном материале, но для начала вспомним, какие возможности и преимущества предоставляет Украине имеющаяся спутниковая связь Starlink.
Starlink
Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что поставки терминалов Starlink и обеспечение их бесперебойной работы оказались для Украины важнее, чем поставки бронетехники и боевых самолётов.
В условиях воздействия всевозможных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), как российских, так и украинских, обычные армейские средства радиосвязи могут работать весьма нестабильно. В этих условиях коммерческие сети сотовой связи и спутниковая связь Starlink становятся тем, что обеспечивает функционирование вооружённых сил Украины (ВСУ) как единого целого.
Также терминалы Starlink используются ВСУ для установки на различные образцы вооружений, например, безэкипажные катера (БЭК), которые создают значительную угрозу для российских военных и гражданских судов, а также прибрежных объектов. Устанавливаются терминалы Starlink и на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) типа «Баба-Яга», выполняющие функцию разведчиков и бомбардировщиков.
Из-за ограничений, накладываемых компанией SpaceX, указанные БЭК и БПЛА не могут работать в границах Российской Федерации от 1991 года, в противном случае противник с высокой вероятностью стал бы оснащать терминалами Starlink БПЛА-камикадзе большой дальности, что значительно повысило бы их эффективность.
В общем, значение высокоскоростной спутниковой связи Starlink для противника сложно переоценить, а теперь она дополнится возможностями Starlink Direct to cell.
Starlink Direct to cell
В последнее время смартфоны ряда ведущих производителей стали оснащаться модулями-модемами двухсторонней спутниковой связи, благодаря которым владелец смартфона теоретически мог получить доступ к услугам связи в любой точке планеты. Вначале это были текстовые сообщения, а затем модули спутниковой связи стали обеспечивать возможность прямых звонков и доступа к сети Интернет.
Одновременно ряд компаний, в первую очередь в США, стали тестировать возможность подключения к спутниковой связи смартфонов, не оснащённых дополнительными модулями спутниковой связи. После ряда успешных тестов этой технологией заинтересовались крупные провайдеры сотовой и спутниковой связи, одним из которых стала компания SpaceX.
Благодаря имеющимся наработкам в разработке спутников и возможности их оперативного вывода на орбиту компания SpaceX вырвалась вперёд и в настоящее время уже начинает предоставлять услугу прямой спутниковой связи для смартфонов, не оснащённых дополнительными модулями спутниковой связи.
С этой целью начался интенсивный вывод на НОО новой серии спутников Starlink, предназначенных для обеспечения работы связи Starlink Direct to cell. В настоящее время поддерживается только отправка и получение текстовых сообщений, но уже в 2025 году планируется обеспечить возможность прямых звонков и доступа к сети Интернет.
Преимущества и недостатки
Пока информации о работе Starlink Direct to cell достаточно мало. Основную роль будут играть два фактора – это помехоустойчивость спутниковой связи Starlink Direct to cell и скорость / задержки передачи данных.
Соответственно, скорость / задержки передачи данных будут влиять на то, можно ли использовать связь Starlink Direct to cell для управления БПЛА или БЭК в реальном масштабе времени, а помехозащищённость будет определять, возможно ли это в условиях воздействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Как известно, существующие терминалы спутниковой связи Starlink являются весьма помехоустойчивыми, однако это не значит, что данное свойство будет распространяться на связь Starlink Direct to cell.
Антенны сотовой связи значительно меньше по площади, чем у терминалов Starlink, могут отличаться и другие параметры, например, частоты, модуляция и так далее, и тому подобное, всё это может значительно ухудшить помехоустойчивость, равно как и скорость / задержку передачи данных.
Впрочем, можно не сомневаться, что эти проблемы будут решаться, алгоритмы работы оптимизироваться, а при необходимости умельцы будут цеплять на смартфоны внешние антенны.
Из преимуществ Starlink Direct to cell можно отметить, что смартфоны, скорее всего, будут иметь значительно меньшее энергопотребление и массогабаритные характеристики по сравнению с существующими терминалами Starlink.
Угрозы и риски
В первую очередь можно однозначно утверждать, что возможности Starlink Direct to cell со стопроцентной вероятностью будут использованы в интересах спецслужб Украины и стран Запада. Фактически агенты главного управления разведки (ГУР) Украины и других спецслужб получат шифрованные неотслеживаемые каналы связи с агентами в любой точке планеты.
Скорее всего, изначально связь Starlink Direct to cell будет функционировать только во вновь присоединённых регионах России, включая Крым, однако нельзя исключать и того, что будут организованы процедуры подключения «избранных» абонентов на всей территории России – если спецслужбы стран Запада будут в этом заинтересованы, то компания SpaceX подчинится.
Но даже если говорить о новых территориях, то использование предателями и диверсантами связи Starlink Direct to cell значительно усложнит их обнаружение и поимку российскими спецслужбами. Это приведёт к увеличению количества диверсий, убийств российских граждан, передачи «ждунами» информации о местах дислокации техники и живой силы Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) с последующим нанесением противником по ним ударов высокоточным оружием большой дальности.
Следующим направлением может стать оснащение БПЛА-камикадзе связью Starlink Direct to cell для придания им функции перенацеливания в полёте, разведки на маршруте, а также возможностей визуальной оценки результатов удара при групповом использовании.
Ранее в материале БПЛА «Герань» с видеокамерой и 4G-модемом сулит нам больше подтверждённых случаев уничтожения РСЗО HIMARS и ЗРК Patriot мы говорили об использовании модемов с украинскими SIM-картами на российских БПЛА-камикадзе большой дальности типа «Герань-2», судя по всему, как раз для реализации вышеописанных возможностей.
Соответственно, со связью Starlink Direct to Cell БПЛА сможет отправлять снимки и получать информацию для перенацеливания на всём протяжении полёта, без потери сигнала в зонах отсутствия вышек сотовой связи.
Всё вышеперечисленное – это то, что может быть реализовано с почти стопроцентной вероятностью.
Однако в том случае, если компания Starlink сможет обеспечить передачу данных через Direct to cell с высокой скоростью и низкими задержками, то станет возможно и прямое управление БПЛА и БЭК по аналогии с тем, как сейчас это реализуется с помощью терминалов Starlink. Это означает, что дальность применения FPV-дронов и других БПЛА будет ограничена только дальностью их полета и зоной работы Direct to cell.
Это позволит ВСУ вести охоту с распознаванием и подтверждением поражения на те вооружения ВС РФ, что расположены в оперативном тылу, на удалении в несколько сотен километров от линии боевого соприкосновения (ЛБС).
В настоящее время их уничтожение возможно только с помощью высокоточного оружия большой дальности, типа оперативно-тактических ракет (ОТР) ATACMS или крылатых ракет типа Storm Shadow, которых у ВСУ не так уж и много. При этом подтверждение возможно только с помощью спутниковых снимков местности, сделанных с определённой задержкой, или с помощью завербованных агентов.
Относительная дешевизна терминалов Direct to cell – обычных современных смартфонов, потенциально позволит устанавливать их на огромное количество наступательных и оборонительных вооружений противника, а оплату услуг связи возьмут на себя правительство США и компания SpaceX, конечно, если Дональд Трамп не прикроет лавочку.
Напоследок хочется вспомнить ещё кое о чём, а именно о материале Космические горизонты радиотехнической разведки и скрытые возможности Starlink: как украинские БПЛА большой дальности добираются до Москвы, в котором мы говорили о возможности использования спутников Starlink для ведения радиотехнической разведки (РТР).
Что ж, вряд ли теперь у кого-то могут быть сомнения в том, что такой функционал в них вполне может быть реализован, раз уж они могут принимать сигналы обычных смартфонов с поверхности. Даже если диапазон радиосигналов, принимаемых такими спутниками, будет ограничен лишь некоторыми частотами сотовой связи, то даже это может многое дать противнику, не говоря уже о возможности реализации куда большего функционала в низкоорбитальном «радиоприёмнике».
Выводы
Starlink Direct to cell – это система, которая может быть очень полезна для тех, у кого она есть, и очень опасна для тех, у кого её нет.
Появление Starlink Direct to cell в очередной раз показывает важность развёртывания подобных систем на орбите, но, к сожалению, в части создания низкоорбитальных систем спутниковой связи Россия отстаёт лет на пять-десять, а если говорить об отставании в электронике в целом, то оно, судя по всему, составляет лет двадцать-тридцать.
Противодействовать существующими способами работе Starlink Direct to cell, например, средствами РЭБ, скорее всего, будет сложно, скорее всего, эффект будет локальным, хотя работать в этом направлении можно и нужно.
Уничтожить спутники сети Starlink Direct to cell? Технически это возможно, но разве мы на это пойдём? В отличие от Украины и стран Запада, мы красные линии не переходим, даже те, которые мы нарисовали сами себе.
Появление Starlink Direct to cell на Украине в 2025 году значительного влияния на ситуацию не окажет, однако в дальнейшем, в том случае, если война затянется, то наносимый с её помощью ущерб будет непрерывно возрастать, особенно в том случае, если Starlink Direct to cell будет функционировать на всей территории России – в этом случае нас ждут шпионаж, диверсии и удары более опасными и эффективными БПЛА-камикадзе большой дальности.
Андрей Митрофанов