Мужчины все чаще любят глазами, поэтому рождаемость в стране и падает!
Введение в нашей стране запрета на пропаганду чайлдфри всколыхнуло очередные дискуссии на тему рождаемости. Однако, обсуждая проблему, совершенно упускают из вида ее причины.
Демографический переход — настоящая проблема и вызов для современного человечества. Пока население планеты продолжает расти (хотя вот тут непонятно, ибо больше всего прирост идет в бедных странах, и у них же максимальный бардак с документами и учетом), но совсем скоро над всеми нами нависнет угроза вымирания.
Хотя даю спойлер: никакого вымирания не будет. Просто человечество, по крайней мере развитые страны, сталкивается с проблемой тотального старения населения и увеличения баланса между работающими и иждивенцами в сторону последних.
Идей, почему же нехорошие женщины перестали рожать, много. Начиная от экономических и заканчивая общим падением культурного уровня. Но вот о реальной проблеме говорить пока стесняются. Хотя она есть. И она системна и даже, уж пардон, неспецифична. То есть существует везде, несмотря на культурные и другие особенности.
В чем же дело?
Итак, резкое снижение рождаемости происходит в момент смены уклада жизни с аграрного на городской. Как только количество населения в городах у вас в стране становится больше, чем в деревне, детей становится резко меньше.
Про нашу страну мы уже и не помним, у нас смена уклада произошла давно. Поэтому мы можем полюбоваться в этом смысле на Китай. До недавнего времени там даже ограничивали рождаемость, однако население росло. А теперь вот замерло и даже начинает потихонечку падать. Одновременно с падением рождаемости росло количество городского населения.
Что же такого происходит в момент переезда в город? Еды не хватает, жилья и т.д.? Не-а. Городской образ жизни резко увеличивает срок взросления для ребенка. Грубо говоря, в 15 лет деревенский парень уже полноценная рабочая и, главное, самостоятельная единица. А в городской среде это школьник. Ну да, класс 8-9-й.
Вот вы думаете, какую функцию несет школа? Ну, обучает. Присматривает, пока родители на работе. Если повезет, то воспитывает.
А почему срок обучения такой большой? Десять, а последние десятилетия уже 11 лет. Ровно потому, что совершеннолетие у нас в 18 лет. И кучу прав ребенок получает именно к своим 18.
Вы думаете, так всегда было? Не-а. Напомню, что даже после ВОВ были школы-семилетки. Семь лет. Да, можно и даже нужно учиться дальше. Но дальше учатся фактически взрослые мальчики и девочки. Их общество признало взрослыми и позволяло распоряжаться до определенной степени своей жизнью.
Кстати, при этом высшее образование часто получали уже взрослые люди, успевшие поработать и даже создать семьи.
А потом школьное образование увеличивалось и увеличивалось. Причем тут вопрос не в количестве знаний. Сама учебная программа зачастую составлена так, чтобы просто максимально занять подростков. Чтобы они не в банды сбивались и стаи. Потому что работать им еще нельзя, да и не надо. Родители обязаны их содержать по закону. Но при этом они уже по многим показателям взрослые.
И это происходит не только в России. Такая тенденция идет по всему миру.
Кстати, есть еще один отличный наглядный пример. Считается, что маргинальные, так сказать, личности, малообразованные, рожают больше детей. Конечно, ведь в их системе ценностей не надо деточку в вузе выучить. А это долой 4–6 лишних лет нагрузки на родителей.
Искусственное продление возраста образования ведет к стойкому снижению рождаемости. И наоборот.
А теперь смотрите, какая штука получается. Из-за старения населения во многих странах увеличивают пенсионный возраст. Это логично. Надо больше работающих людей. А современная медицина позволяет продлить активный возраст. Да и сами работы все меньше и меньше требуют серьезных физических усилий.
Однако процесс старения продолжается. И рано или поздно в развитых странах с низким коэффициентом рождаемости начнут пересматривать и возраст взросления. Просто потому, что людей не хватает. Тотально не хватает.
Придется серьезно перетряхивать как методики обучения детей, так и набор нужных знаний. Тем более что современная компьютеризация часть задач может выполнить за человека. Нет, понятно, что нельзя, например, отказываться от письма от руки. Это мелкая моторика. Или от практики заучивания текстов, языков и дат. Это отличная тренировка памяти. И не мне решать, что надо оставить в обучении, а что нет.
Например, я уверена, что нужны и физкультура, и музыка, и рисование для общего развития. Но пересмотр будет обязательно. Это неизбежный процесс. И заниматься им будут специалисты. Копья ломать, конечно, будут, спорить. Но делать.
Процесс уже пошел. Сейчас в нашей стране стали потихонечку восстанавливать среднее специальное образование. В условиях острой нехватки рабочих рук ждать, пока ребенок доучится, до 22–25 лет — невообразимая роскошь. Тем более что еще и возраст рождения первого ребенка сильно двигается. Врачи говорят, что 20 лет для девушки оптимален для первого ребенка. Но она в это время еще учится. А потом еще будет хотя бы год подтверждать диплом. Да и ее мальчик тоже будет учиться и не сможет заняться полноценно содержанием семьи. Значит окончание среднего образования должно происходить в эти самые 19-20 лет. И быть при этом намного более массовым, чем «вышка».
Следующим шагом, видимо, будет пересмотр образования школьного. И вот дальше пойдет сюрприз. Как только возраст взрослости придет к своему реальному состоянию, так сразу уровень рождаемости повысится. Не до фантастичных шести детей на каждую женщину, конечно. Такого не будет уже. Но до уровня простого воспроизводства — легко.
Это естественный процесс. И человечество будет работать с тем, что имеет. А мечтать об искусственных матках, о специальных женщинах — профессиональных роженицах или еще о чем — это бесполезная история. Не поможет. Поможет только очередной поиск баланса.
Просто раньше мы жили в мире, где людей было слишком много. А теперь приходим к миру, где у нас дефицит людей. Но не рождаемость тому причиной. А дисбаланс в вопросе взросления и старения.
k_s