Егор ЛИСОВЕНКО
Ситуация вокруг Белоруссии остается напряжённой на протяжении последних нескольких лет. Еще после провала государственного переворота в августе 2020 года страны Запада, а с ними и Украина приступили к постепенному свертыванию политических и экономических отношений с Минском, так как стало очевидно, что превратить республику еще в одну «анти-Россию» в обозримом будущем не удастся.
Результатом этого стало введение различных санкций, количество которых резко увеличилось после начала специальной военной операции, когда ЕС, США и их союзники назвали Минск «пособником» Москвы. Усугубляет ситуацию и существующий с 2021 года миграционный кризис на границе Белоруссии и стран Евросоюза, который стал одной из официальных причин прекращения приграничного сотрудничества сторон, строительства Польшей, Литвой и Латвией забора вокруг республики, а также многочисленных проблем, связанных с мигрантами и военными.
Такая сложная обстановка потребовала от официального Минска ответных действий, некоторые из которых сумели нарушить планы Запада и Украины по демонизации Белоруссии в глазах европейского обывателя.
Стоит напомнить, что основными «борцами» с режимом Александра Лукашенко в ЕС были назначены Польша, Литва и Латвия, которые имеют возможность дополнительного влияния на Белоруссию из-за своего соседства с ней. Поэтому неслучайно именно Варшава, Вильнюс и Рига стали главными белорусофобами в регионе, не только вводя различные национальные санкции, некоторые из которых выходят за рамки общеевропейских, но и формируя в информационном пространстве образ «тоталитарной Белоруссии», от которой нужно, мол, отгородиться «железным занавесом».
Именно под такими лозунгами сначала Польша закрыла практически все пропускные пункты на границе с Белоруссией, а затем аналогичные шаги предприняли и Литва с Латвией. Причем прибалты в стремлении понравиться своим заокеанским хозяевам решили действовать более жестко. Помимо того, что за последние два года Вильнюс и Рига закрыли практически все КПП на границе с Белоруссией (на латвийской границе остался один, а на литовской – два), летом 2024 года они запретили въезд на свою территорию легковых автомобилей с белорусской регистрацией, которые теперь, если будут обнаружены, могут быть конфискованы и даже переданы в качестве «помощи» Украине.
Помимо этого, польские, литовские и латвийские власти организовали настоящую информационную кампанию по запугиванию своих граждан, рассказывая о том, что спецслужбы Белоруссии под страхом ареста вербуют чуть ли не каждого европейца, приезжающего в республику.
В Минске практически сразу осознали, что дипломатическими мерами и официальными заявлениями изменить ситуацию вокруг республики будет практически невозможно, так как европейская машина пропаганды умеет обрабатывать общественное мнение в том направлении, которое необходимо политикам. Поэтому вместе с ответными мерами в виде различных запретов на ввоз продукции власти республики приняли довольно нестандартное на первый взгляд решение – открыть страну для иностранных граждан. Главной целью этого в Минске изначально называлось стремление продемонстрировать гражданам сопредельных государств не просто открытость Белоруссии, но и лживость распространяемых в последние годы на Западе мифов о стране, где якобы царит «кровавая диктатура».
Одновременно расчет делался на усиление межличностного общения белорусов и иностранцев, а также расширение деловой активности в приграничных регионах, так как оказалась, что цены на многие товары, в том числе топливо, в Белоруссии стали ниже, чем в странах «процветающего европейского сада».
Первый шаг был сделан еще в 2022 году, когда 15 апреля был введен безвизовый порядок въезда в республику для граждан и «неграждан» Латвии и Литвы, а с 1 июля – и для поляков. Это привело к тому, что только за 2023 год в Белоруссию по «безвизу» приехало более 415 тыс. граждан ЕС, в том числе около 126 тыс. из Латвии, порядка 247 тыс. – из Литвы и более 42 тыс. – из Польши. Популярность таких поездок не понравилась руководству этих стран, однако ни запугивание, ни закрытие границ, ни специальное замедление работы таможенных и пограничных сотрудников так и не смогли остановить поток тех, кто решил посещать Белоруссию, где у многих остались родственники и друзья, а также могилы близких.
Сильнейший удар по антибелорусской пропаганде официальный Минск нанес в середине лета 2024 года, когда с 19 июля был разрешён безвизовый въезд для граждан еще 32 европейских стран, многие из которых были включены в сформированный еще в 2022 году список недружественных государств. Обосновывалось это «демонстрацией открытости и миролюбия нашей страны, приверженностью принципам добрососедства, а также для упрощения межчеловеческих контактов и улучшения свободы передвижения».
С этого момента европейцы могут въезжать в Белоруссию через все международные пункты пропуска по действительным документам на срок не более 30 суток (для поляков, литовцев, латышей и имеющих статус «негражданина» Латвии срок временного пребывания не должен превышать 90 дней). При этом они смогут следовать транзитом в третьи страны, за исключением России, в том числе через авиационные пункты пропуска. Данный режим в декабре 2024 года был продлен на весь следующий год и, по всей видимости, останется и в будущем.
Такой шаг Минска для многих на Западе стал настоящей неожиданностью, так как теперь рассказывать своим гражданам о «закрытой» и «нищей» белорусской «диктатуре», где людей якобы отправляют за решетку за «мыслепреступления», стало гораздо труднее. Оказалось, что не Белоруссия закрывается от ЕС, а сами европейцы строят «железный занавес», придумывая для этого не имеющие ничего общего с действительностью причины. В этом смогли убедиться не только жители Литвы, Латвии и Польши, но и других стран.
Так, по информации Государственного пограничного комитета (ГПК) Белоруссии, всего с 15 апреля 2022 года республику по «безвизу» посетили 1 030 425 жителей Европы: из Латвии прибыло 324 746 иностранцев, из Литвы – 586 382, из Польши – 103 751, а также несколько десятков тысяч из других стран ЕС. Причем наибольшей популярностью белорусское направление, помимо соседей республики, пользуется у граждан Германии, Эстонии, Италии, Франции и Великобритании. Именно оттуда с середины прошлого года прибыло больше всего туристов, которые начали открывать для себя Белоруссию с другой стороны.
Конечно, это еще далеко не тот поток, на который рассчитывали в Минске, так как антибелорусская пропаганда на Западе остается достаточно сильной, и для того, чтобы переломить ситуацию, потребуется время. Однако с учетом того, что в последние месяцы стала заметна наметившаяся трансформация политических взглядов у многих жителей ЕС, демонстрируемая сегодня Белоруссией открытость вполне может сыграть важную роль в начале диалога между республикой и западными странами.
В контексте проводимой сегодня Минском политики открытости внешнему миру необходимо отметить и еще один немаловажный факт – Белоруссия, как бы ее ни пытались представить «соагрессором» России, стала одним из убежищ для украинцев, которые не готовы умирать за режим Зеленского. Несмотря на то что после начала СВО Киев закрыл границу (для украинцев, желающих вернуться домой пешком, в ограниченном режиме работает пункт пропуска «Мокраны – Доманово»), разрушил практически все соединяющие две страны дороги и мосты, заминировал приграничную территорию и продолжает обвинять Минск в «пособничестве» Москве, поток бегущих из превратившейся в тюрьму Украины в соседнюю республику продолжает расти.
По данным ГПК, с 24 февраля 2022 года в Белоруссию прибыло более 282 тыс. украинцев: через украинско-белорусскую границу – порядка 16 тыс., транзитом через Польшу – около 206 тыс., Литву – почти 54 тыс., Латвию – свыше 6 тыс. Причем в ряде случаев украинцы готовы рисковать жизнью, чтобы сбежать из своей страны. Например, весной 2024 года стало известно о мужчине, который на надувном матрасе переплыл Днепр, а в сентябре в Госпогранслужбе Украины заявили, что все чаще стали фиксироваться «случаи попыток уклонистов прорваться через границу в Белоруссию» даже через минные поля.
Стремление украинцев попасть в Белоруссию, несмотря на всю пропаганду режима Зеленского, довольно просто объяснить: в соседней республике для беженцев сегодня созданы комфортные условия для жизни. В частности, украинцам были предоставлены практически все социальные права и гарантии, которые есть у белорусов: бесплатное образование, медицинское обслуживание, назначение пособий на детей и пенсий и пр. Также Министерство труда и социальной защиты РБ утвердило и постоянно расширяет перечень профессий, по которым украинцы могут устраиваться без разрешения на постоянное проживание в стране, а к ним не применятся ограничения по защите национального рынка труда.
Более того, по требованию Александра Лукашенко предоставление белорусского гражданства для приехавших беженцев с Украины идет в ускоренном режиме. С учетом того, как режим Зеленского относится к своим гражданам и какие тенденции в последнее время наблюдаются в странах ЕС, Белоруссия для многих украинцев уже стала вторым домом, покидать который они не планируют.
Таким образом, принятое Минском решение продемонстрировать открытость Белоруссии внешнему миру уже начало приносить свои результаты. Республика постепенно перестаёт выглядеть в глазах простых европейцев нищей «территорией беззакония» и диктатуры, какой ее рисуют западные пропагандисты. Вполне вероятно, что в обозримом будущем именно такая политика белорусских властей позволит сделать шаг навстречу Минску тем политическим силам в ЕС, которые не желают эскалации напряженности на континенте и готовы к нормализации отношений с Белоруссией.
В любом случае, чем больше иностранных граждан будет приезжать в республику, тем громче будет звучать правдивая информация о ней на самых различных уровнях, не давая закончить строительство нового «железного занавеса», разделяющего евразийское пространство на «правильное» и «неправильное».