Отступал, чтобы добить главного врага: Полководец, которому не дали это сделать

КОНТ 1 день назад 22
Preview

Валентин Филиппов

Взяточник — самое мягкое обвинение, которое открыто швырял в адрес Князя Михаила Илларионовича Кутузова легендарный Багратион. Надо сказать, что и многие другие старшие офицеры русской армии были не в восторге от своего главнокомандующего. Великолепный стратег был откровенно ленив в тактике. Проще говоря, игнорировал мелочи и самоустранялся от управления войсками тогда, когда, казалось бы, необходимо проявить инициативу и добивать врага.

Злые языки даже утверждали, что изворотливый Наполеон Бонапарт просто подкупил своего русского противника. Во всяком случае, Михаил Кутузов делал всё, чтобы избежать столкновения даже в самых благоприятных условиях. И это потом историки разберутся, что "екатерининский орёл" просто заманивал врага. Изматывал в бессмысленных манёврах и маршах. И Москву сдавал сознательно. И меньше всего ему нужны были пожары, уничтожающие город.

Если бы он мог сдать Москву без битвы, он бы сдал без битвы, клевещут клеветники. И абсолютно правы. Хотя сам Кутузов никогда бы не признался, что это так. А единственного человека, способного понять происходящее, Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, Кутузов просто "отпустил" из армии, свалив на того вину за долгое отступление, которое сам же и продолжил. И тут вспоминаются пушкинские строки:

Кто нам тут помог? Остервенение народа? Барклай, зима или Русский Бог?

В перечне спасителей нет Кутузова. Александр Сергеевич прекрасно понимал, чей замысел осуществлял Кутузов, забравший посмертно всю славу победителя.

В общем, отношение к Кутузову было очень неоднозначным. Кутузов сваливал вину на Барклая, Кутузов лгал Императору, Кутузов внезапно сдал Москву после клятвенных уверений в её защите. Армия, проходившая через Москву, была уверена, что будет сражаться на улицах. Так думали и горожане, и генерал-губернатор Фёдор Ростопчин, поджигавший эту Москву.

Казалось бы, замысел исполнен. Наполеон заперт в сгоревшей Москве со своей голодающей разложившейся армией. Кутузов отказывает Биннегсену с Милорадовичем в резервах для уничтожения противника. Более того, когда Наполеон решает Москву покинуть, Кутузов выпускает этот табор вместе с обозами награбленного. Офицеры начинают роптать, Императору летят жалобы и доносы. Но более всех возмущена дипломатическая миссия Великобритании. Обвинения в адрес главнокомандующего звучат на международном уровне.

Впрочем, Михаил Илларионович всё это равнодушно игнорирует. А если и включается в интриги по переписке, то только для того, чтобы внести ещё большую путаницу в общую картину. Его "не победить, а обмануть", сказанное в день назначения племяннику, начинает играть новыми красками и обретает ясность. Вероятно, Император всё понимает, но другого главнокомандующего у него нет ни для своей армии, ни для многочисленных "западных партнёров".

Кутузов выпустил Наполеона из Москвы. Кутузов не стал добивать наполеоновскую армию под Малоярославцем. Он вёл врага до самой границы и сделал всё, чтобы обескровленная "великая армада" во главе с Бонапартом выскользнула на Березине. И явно избегал преследовать противника в Европе. И объяснение этому только одно-единственное.

Михаил Кутузов являлся не только профессиональным военным, но и блистательным политиком. Царедворцем, как говорили тогда. И он точно знал, что главный исторический противник России — вовсе не Наполеон, а Европа под властью Англии. Ликвидация Наполеона Бонапарта влекла за собой господство Англии в Европе. Да и в её колониях, которые вплотную прилегали к России на юге.

Вернуть Бонапарта в Париж, оставить его один на один с Англией и спокойно наблюдать, как эти два монстра жрут друг друга. Вот замысел, который вынашивал русский главнокомандующий. Возможно, ему удалось бы убедить Императора Александра и осуществить эту комбинацию, обезопасив Россию на столетие. Вероятно, они много говорили об этом. Но жизнь распорядилась иначе.

Всем известен последний диалог между Александром Первым и Михаилом Илларионовичем. Это проходят в школе. Царь попросил прощения. Умирающий главнокомандующий ответил:

Я прощу, Россия не простит

О чём были эти слова, нам никогда не объясняли. Почему-то кажется, что царь и генерал не могли прийти к единому мнению, как теперь говорят, об "архитектуре безопасности на континенте". Ведь именно тогда был шанс организовать между Англией и Францией противостояние на несколько поколений. Потому что победить друг друга без помощи России ни та ни другая никогда бы не сумели.

Впрочем, это всё построено на догадках и допущениях. Альтернативная история, в которой англо-французская коалиция не кошмарит нас весь XIX век.

Победить не думаю, а вот обмануть попробую

— наверное, самое характерное высказывание Князя Михаила Илларионовича Кутузова.

https://tsargrad.tv/articles/otstupal-chtoby-dobit-glavnogo-vraga-polkovodec-kotoromu-ne-dali-jeto-sdelat_1247595

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'