ИГОРЬ ЛИСИН
Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков анонсировал визит Владимира Путина в Нью-Дели. Детали предстоящей поездки сейчас согласовываются с индийской стороной. "Изолированный" российский лидер за текущий год уже побывал в Китае, Корейской Народно-Демократической Республике, Вьетнаме, Монголии в рамках выстраивания новой системы отношений с государствами Индо-Тихоокеанского региона. Сейчас пришла пора решить ряд проблем и вопросов в ходе беседы с глазу на глаз с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. К слову, это будет ответная поездка – в июле индийский глава правительства посещал Москву.
На Западе тесные связи России и Индии воспринимают с плохо прикрытой истерикой. Ведь именно эта азиатская держава во многом не позволяет выстроить вокруг нашей страны систему санкционной блокады. Безусловно, есть ещё и Китай, однако благодаря российско-индийским связям мы способны диверсифицировать внешнюю торговлю. Индия важна для России, но и наоборот – для индийцев потерять нашу страну в качестве партнёра означает существенным образом усилить КНР. А Поднебесная продолжает рассматриваться Моди и его командой в качестве соперника. Не решён пограничный вопрос, да и амбиции у двух азиатских держав слишком уж крупные и пересекаются.
Товарооборот России и Индии за 2021 год составил 13,5 миллиардов долларов. Уже в 2023 году зафиксирована рекордная цифра – 65 миллиардов долларов (рост в пять раз). По итогам 2024 года можно ожидать увеличения до 78-91 миллиарда долларов. Направлений двустороннего сотрудничества – большое количество. Это и совместные предприятия, и взаимодействие по линии военно-технического сотрудничества (производство военной продукции как для нужд Индии, так и для нужд России – читай, фронта), и привлечение высококвалифицированной рабочей силы в нашу страну на замену низкоквалифицированным кадрам из Средней Азии и Закавказья.
Нам нужны кадры с компетенциями – инженеры, IT-шники, работники технологически продвинутых предприятий и тому подобные ценные иностранные специалисты (без кавычек). Резервов подобной рабочей силы в бывших южных республик СССР попросту нет. В Индии – есть. Эта страна находится на первом месте в мире по экспорту трудовых ресурсов. У нас индийцев нет, поскольку нет организованного набора – того, с чем привыкли работать индийские компании (цивилизованно и без бардака).
Но не только трудовыми ресурсами и совместными предприятиями едины. Индия важна для нас как балансир в отношениях с Китаем. Чтобы не зависеть от того, с какой ноги встали "вершители судеб" в Пекине, надо воспользоваться фактором приходом Дональда Трампа в Белый дом. Республиканская администрация – ястребы в отношении Ирана. Исламская Республика Иран – наш логистический коридор в Индию. За 4 года пребывания Трампа у власти в Соединённых Штатах необходимо по максимуму продавливать наши транспортные проекты по коридору "Север – Юг". Да, Трамп предрасположен к администрации Нарендра Моди – оба правые и оба не любят Китай. Однако сомнительно, что Нью-Дели сдаст под Трампа свои хорошие отношения с Россией.
Какие совместные проекты мы можем еще реализовать с Индией? Например, можно проработать усиление работы в Африке. Индийские деньги плюс российская вооружённая сила. Объективно: нам не хватает финансов для того, чтобы резко нарастить влияние на Черном континенте, хотя военно-политические инструменты имеются. У Индии же нет вооружённых сил и таких пробивных частных военных компаний, способных осуществлять то, что в современном мире называется "экспортом безопасности". Привлекать китайцев не вариант – они себе на уме и имеют крайне плохое реноме на Чёрном континенте. Так почему бы не повзаимодействовать с Индией? Китаю же просто пояснить: эта деятельность не направлена против интересов КНР. Хотите с нами? Хорошо, вот наши требования – мы не против. Только на равноправной основе.
Такую же работу вполне по силам проводить в Латинской Америке, в Азии – везде, куда залез Китай со своими инвестициями и куда не хочет пускать нас. Мы действуем не против Китая, а параллельно с ним. Там, где Поднебесная готова нам подсобить, пойти нам на уступки, мы готовы к самому тесному сотрудничеству. Вероятно, именно контуры такого, как бы это громко ни звучало, союза будут обрисованы в беседе с Нарендрой Моди нашим главой государства. Путин – мастер хитрых геополитических комбинаций. Чем теснее связи России и Индии, тем больше заинтересованности у КНР в дружбе с нашей страной. В одиночку КНР противостояние с США, тем более вкупе с американскими союзниками, не выдержит. Этим нужно пользоваться.