22 ноября 1928 г. родился Николай Николаевич Добронравов (1928-2023) – советский российский поэт песенник
Любовь всей жизни
Песни на его стихи сопровождали детство и юность всех жителей нашей страны, кто родился до распада Советского Союза. А сам поэт стал не просто частью эпохи, а тем, кто ее создавал. Именно он написал гимн московской Олимпиады-80 "До свиданья, наш ласковый Миша". И слова таких песен, как "Трус не играет в хоккей", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Надежда – мой компас земной" и многих других.
Николай Добронравов родился в 1928 году в Ленинграде, в семье инженера и учительницы английского языка. Его отец Николай Добронравов происходил из семьи, в которой почти все мужчины до него были либо священниками, либо офицерами. В те годы такое происхождение считалось почти приговором. Двоюродный дедушка мальчика – священномученик, архиепископ Владимирский и Суздальский Николай Добронравов – в 1937 году был арестован, а затем и расстрелян в Бутово под Москвой. Скоро арестовали отца, а вслед за ним и мать Елену Добронравову. Но если отца мальчик так никогда и не увидел – он погиб в 1941 году на Колыме – то матери удалось выжить в лагере и через несколько лет она вернулась домой.
Девятилетний Коля счастливо избежал жизни в приюте при колонии. Его забрала к себе бабушка по отцовской линии Елена Адамова. У женщины было очень хорошее образование, и она изо всех сил старалась привить внуку любовь к русской культуре: водила его по театрам, от кукольного до оперы и балета, читала ему книги и всячески занималась развитием его художественного вкуса. Но когда Коля выучил наизусть всю комедию в стихах "Горе от ума", заволновалась, не переусердствовала ли она, и даже повела внука к врачу. Впрочем, тот не нашел никакой патологии, посмеялся и сказал, что такой отменной памяти можно только позавидовать.
В начале войны, чтобы вывезти мальчика из блокадного Ленинграда, его определили в детский дом, который был эвакуирован сначала в столицу, а затем в Горький. Там Колю отыскала тетя по маминой линии и забрала к себе жить. А потом приехала бабушка и увезла мальчика с собой. Они обосновались в Малаховке Московской области. Именно там мальчик всерьез увлекся поэзией и написал свои первые стихи. На чердаке в доме, где они жили, Николай нашел довоенную подшивку журналов "Огонек". В одном из них было напечатано стихотворение Игоря Северянина, которое буквально потрясло подростка. Он раздобыл две книги поэта и без конца перечитывал их. Увлечение поэзией и первые поэтические опыты Николая горячо поддержал его любимый учитель Яков Васильевич Васильев. Его поэт помнил всю жизнь.
Поиски профессии. Любовь всей жизни
После того как Николай Добронравов окончил школу с золотой медалью, ему надо было определяться с профессией. Причем желаний было много. Он выбирал между педагогическим, литературным и театральным вузом. Наконец решил поступить в школу-студию при МХАТе имени Горького. Но учась на третьем курсе, параллельно поступил еще и в вечерний педагогический институт. Так что Николай Добронравов получил сразу два высших образования.
После получения в 1950-м году театрального диплома Добронравов был приглашен в Театр юного зрителя, на сцене которого играл несколько лет. Попутно он писал небольшие пьесы, которые ставили для детей, а также стихи. Молодого актера охотно приглашали на радио – читать стихи собственного сочинения, а также озвучивать героев детских программ в передачах "Внимание, на старт!" и "Пионерская зорька". Были у него и попытки сниматься в кино. На экраны вышли две кинокартины с его участием – "Спортивная честь" и "Возвращение Василия Бортникова". Однако все эти занятия были лишь поисками себя, попытками понять, в чем же состоит его настоящее призвание.
Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с композитором Александрой Пахмутовой. Они познакомились в 1956 году, весной, на радио – в девятой студии детского вещания. Когда он увидел миниатюрную девушку – композитора, писавшего музыку для детских радиоэфиров, то она сразу поразила поэта сочетанием хрупкой внешности и сильного характера. Их совместная творческая деятельность началась с детской песни "Лодочка моторная". К этому моменту молодые люди уже знали, что не расстанутся.
Они поженились буквально через несколько месяцев, провели медовый месяц в Абхазии. А вернувшись, с головой погрузились в совместное творчество – идей было множество.
Вместе они написали такие популярные песни, как "Опустела без тебя Земля", "Беловежская пуща", "Птица счастья", "Как молоды мы были", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Я не могу иначе", "И вновь продолжается бой", "Команда молодости нашей" и другие. Многие их песни стали настоящими хитами и до сих пор трогают сердца миллионов жителей нашей страны.
Поэт и композитор прожили вместе почти 68 лет. И всю жизнь Николай Добронравов не уставал объясняться своей жене в любви. "Она человек крайне добросовестный, отзывчивый и поразительно скромный. Аля умеет радоваться простым вещам: теплому ветру, восходу солнца, первому снегу. Мне до сих пор очень с ней интересно, и я готов каждый день признаваться ей в любви", – говорил поэт.
Песни Николая Добронравова набирают популярность в Японии
Помимо песен Николай Добронравов выпустил несколько поэтических сборников. В соавторстве со своим другом Сергеем Гребенниковым он написал пять пьес, которые до сих пор идут в детских театрах, а также несколько повестей для детей и юношества. Среди них "Отчаянный, отчаливай!", "Скоро каникулы", "Третий не лишний", "Остров Ястребиный рог". Среди произведений соавторов есть даже опера "Иван Шадрин", музыку для которой написал композитор Василий Дегтярев. Эта опера многие годы шла в Куйбышевском театре оперы и балета.
Но все же в историю нашей страны Николай Добронравов вошел как поэт-песенник. Возможно, секрет нестареющей популярности его песен в том, что Добронравов сумел донести до слушателя духовную атмосферу тех лет. Ведь он был современником эпохальных событий: комсомольских строек, начала космической эры, Олимпиады-80. Он воспел трудовой энтузиазм, героические профессии и спортивные подвиги. А еще – любовь и нежность простых людей, их страстное желание быть счастливыми.
О Добронравове и Пахмутовой знали и далеко за пределами СССР. Да и сейчас многие их песни перепеваются за рубежом, в частности, они набирают популярность в Японии. В одном из своих интервью Николай Добронравов рассказывал, что однажды в Италии он встретил русского священника, который рассказал ему свою историю. "Он признался, что в жизни был очень трудный период, и его буквально спасла от гибели моя песня "Надежда", строчки из которой он все время повторял: "Надо только выучиться ждать". Вот этой историей я горжусь", – признавался Добронравов.
Песни на стихи Николая Добронравова писали и другие композиторы. Среди них Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Полад Бюльбюль оглы. А исполняли такие звезды эстрады, как Иосиф Кобзон и Анна Герман, Эдита Пьеха и Александр Градский, Лев Лещенко и Людмила Зыкина. В общей сложности поэт написал около 400 песен. Он умел сочетать в своих стихах щемящую нежность, доверительные интонации и энергию всепобеждающей надежды. Советские шлягеры на стихи поэта-песенника мгновенно уходили в народ и остались любимыми в новом столетии. Все вместе они стали настоящим символом эпохи.
Стихи Николая Добронравова:
***
Почитай мне стихи —
буду слушать твой голос негромкий.
В эту зимнюю ночь
я открою ворота весне.
Почитай мне стихи
о далекой, как сон, незнакомке,
Почитай мне стихи
о пленившей Шираз Шаганэ.
Нас к холодным огням
зазывают электрогитары,
Все насыщенней дни,
все короче влюбленности срок.
Только Демон летит,
все летит к изголовью Тамары,
Все звучит над землей
бесконечный его монолог.
Наша юность уйдет,
как уходят с проспектов трамваи,
И встречаться другим
с непохожей на нашу весной…
Остаются стихи,
остаются стихи — и я знаю:
Все стихи на земле
о тебе, о тебе об одной.
***
Опадает, как ясень, стих.
Вышло время надежд моих.
Очень много сказать хотел,
Ради песни на все готов.
Нет возможности. Есть предел.
Мало верных людей и слов.
Что останется после нас?
Чье ученье и чей рассказ?
Разве выскажешь гром, грозу,
Этот воздух, и тьму, и свет?
Пел подснежник весну в лесу.
Слов у нас этой песни нет.
Так безумно тебя любил,
Что сказать не хватило сил.
Драгоценна твоя слеза.
Что словесность в сравненье с ней?
Не уста говорят — глаза,
И мелодия слов сильней.
А потом… разве я герой?
С детства в сердце жила боязнь,
Что казалось строфе порой —
Шли слова из стихов на казнь.
Уж такой был в душе накал,
А не высказался — смолчал…
Но молчанье еще не ложь.
В интонации между строк,
Друг заветный, лишь ты поймешь,
Что хотел сказать, да не смог.
Всем свой стих. И всему свой час.
Вновь забвенья взойдет трава.
Но останутся после нас
Недосказанные слова…
***
Жизнь моя, как исповедь.
Песня, как признание.
Надо было выстрадать
Главное свидание…
Радость и страдание –
Всё пришло с тобой.
Наша песня сбудется.
Сердце к сердцу тянется.
Горькое забудется,
Доброе останется…
Годы – это станции
Наших встреч с тобой.
Добрые открытия
Мне судьбой предсказаны.
Солнечными нитями
Мы друг с другом связаны.
Зори наши ясные
Зажжены тобой.
Светоч мой единственный,
Песнь моя счастливая…
В нашем счастье – истина,
Горе нас помилует.
Жизнь моя, как исповедь.
В песне – жизнь моя.