Совместным российско-белорусским стратегическим учениям «Запад-2025», которые повергли в ужас ряд европейских стран, пытались помешать. Провокации с использованием непонятно откуда прилетевших беспилотников в небе над Польшей, а также развертывание наших сил у границ на западе использовались как повод для истерии. Военный эксперт, заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов рассказал, почему на учениях присутствовали наблюдатели трех стран НАТО, а также объяснил, почему не показали «Орешник».
Напомним, вечером во вторник закончились стратегические учения «Запад-2025», к которым было приковано особое внимание Европы. В манёврах, которые проводились на суше, в воздухе и на воде были задействованы десятки тысяч военнослужащих и тысячи бронемашин, самолетов, вертолетов и кораблей. Кроме России и Белоруссии, воинские контингенты для участия в учениях прислали шесть стран: Бангладеш, Индия, Иран, Буркина-Фасо, Конго и Мали. На них присутствовали иностранные наблюдатели 40 стран, в том числе представители армий США, Турции и Венгрии — трех стран НАТО.
По словам военного эксперта Владимира Попова, сопредельные государства, как правило, всегда получают приглашение понаблюдать за такими крупными стратегическими учениями. Это обычная мера доверия.
— Это уже их дело — использовать это приглашение, то есть, быть участниками или наблюдателями этих учений — или нет. Какие-то подразделения сопредельных государств могут быть приглашены для проверки взаимодействия. Такие совместные учения, например, дополняют возможность обеспечения безопасности линий соприкосновения, государственных границ.
Наблюдатели же приглашаются для того, чтобы учения прошли благополучно по отношению к другим странам. В этом случае доверие повышается в разы. В противном же случае подозрения будут нагнетаться. Потому что в учениях задействованы слишком крупные подразделения — целые армии, военные округа. А это приравнивается к военному времени, так как начинают интенсивно двигаться фронты, меняют местоположение резервы, выполняются стрельбы, происходит развёртывание войск и даже решаются мобилизационные вопросы.
Кстати, поляки перед учениями «Запад-2025» не просто так проводили свое крупное учение у границ Белоруссии, Украины и на Балтике. Грубо говоря, они опасались, что наши учения вдруг могут перерасти в какие-то конфликты на государственной границе. Тем более что во время учения наши войска функционировали по военному времени, а в Польше накануне учений «Запад-2025» нагнетался настоящий психоз.
— Вы имеете в виду провокации с беспилотниками?
— Да, это якобы налёт наших беспилотников. Очень похоже на то, что эта была совместная операция украинских, польских и натовских спецслужб… Ведь Польша буквально год назад заключила соглашение по взаимному обмену информацией и оказанию помощи оборонительного характера непосредственно с Великобританией. Скорее всего, англичане после провокации и дали наводку польским спецслужбам и армии дополнительно провести учения, обострить обстановку, обратить на себя внимание и ещё раз заявить, что от России якобы исходит угроза.
В военном-дипломатическом плане это очень опасный шаг. Поэтому мы вынуждены всегда прибегать к тому, чтобы наблюдатели присутствовали на всех основных мероприятиях — при развёртывании войск, больших манёврах и, особенно — пусках оперативно-тактических ракет, стрельбах кораблей. Опасения понять можно: это очень большой потенциал, тем более рядом с государствами НАТО — Эстонией Латвией, Литвой. Считайте, что пол-Европы все время, что шли учения, находилось в сильном напряжении. Потому что таких крупных учений стратегического характера на наших западных границах давно не было.
Мы всегда оповещаем соседей по линии МИДа, Минобороны, ООН. Мы говорим: «Да, мы проводим учения, но мы никому не угрожаем». Тем более что год заканчивается, а осень — это как раз время учений, когда проводятся контрольные пуски, стрельбы, ставятся оценки командирам и начальникам, большим штабам, узлам связи, отрабатывается координация войск, мероприятия боевой подготовки, которые были в плане этого года. Наблюдатели всё это видят в режиме онлайн. Мы от них ничего не скрываем. На секретные мероприятия, конечно, они не допускаются.
— Есть опасения, что эти учения могу спровоцировать Запад на военную активизацию.
— Мы и раньше проводили учения. Но Запад почему-то забыл о нашем потенциале. Он думает, что вырвал русскому медведю зубы, когти и хвост прибили гвоздём. Но это их фантазии, которые обернулись для них ночным кошмаром. Оказалось, что российская армия это мощный кулак, хорошая организация, потенциальные большие возможности. Поэтому для Запада это как после баньки хороший холодный душ.
— Почему не показали «Орешник»?
— Это секретный объект. Зачем его показывать? Тем более, что его запуск стал бы очень сильной провокацией. «Орешник» — опасное оружие стратегического значения, элемент применения сил сдерживания, так как может быть задействован в двойном назначении. Напомню, он может лететь с ядерным боевым блоком или обычными средствами поражения… Да, мы тактически моделируем и проводим запуски ядерных сил и средств в угрожаемый период. Такие модели отрабатываются, только кнопку нажимают учебную, там нет цепи боевого запуска. Это в обязательном плане проводится на всех больших оперативных или оперативно-стратегических учениях. Просто это скрыто от посторонних глаз.
Дарья Федотова
The post Почему маневры с «Орешником» на «Запад-2025» провели в закрытом режиме appeared first on Политический калейдоскоп.